об оспаривании бездействия АМО по неисполнению установленных требований земельного законодательства



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Баяндай                                                                                     07 декабря 2011г.

Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи: Цыреновой Л.Д., при секретаре Ботогоевой Г.А., с участием помощника прокурора Баяндаевского района Михайловой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-361/2011 по иску прокурора Баяндаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, населения МО «Баяндаевский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Баяндаевский район» по неисполнению установленных требований земельного законодательства,

установил:

Прокурор Баяндаевского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, населения МО «Баяндаевский район», в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «Баяндаевский район» по неисполнению установленных требований земельного законодательства, а именно по разработке и представлению в Думу муниципального образования «Баяндаевский район» правовых актов в сфере регулирования земельных отношений по ведению учета очередников на получение земельных участков в собственность бесплатно, порядка ведения списка таких очередников, утверждения перечня документов, которые необходимо представить гражданам на получение земельных участков, являющихся муниципальной собственностью либо относящихся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, по вопросам учета свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства за плату и бесплатно, и опубликования сведений об имеющихся и предоставляемых участках.

Кроме того, просит обязать администрацию данного муниципального образования разработать и представить в Думу МО «Баяндаевский район» правовые акты по регулированию земельных отношений: по ведению учета очередников на получение земельных участков в собственность бесплатно, порядка ведения списка таких очередников, утверждения перечня документов, которые необходимо представить гражданам на получение земельных участков, являющихся муниципальной собственностью либо относящихся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, по вопросам учета свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства за плату и бесплатно, и опубликования сведений об имеющихся и предоставляемых участках на территории муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора Баяндаевского района поддержала заявленные требования прокурора по доводам содержащимся в нем, пояснив при этом, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Баяндаевского района внесено представление в адрес мэра МО «Баяндаевский район» об устранении нарушений земельного законодательства в части отсутствия со стороны указанного муниципального образования правового регулирования земельных отношений. В нарушение ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» законные требования прокурора о разработке муниципальных правовых актов, регулирующие земельные отношения в Баяндаевском районе, не выполнены. Уточнила исковые требования исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В письменном заявлении, адресованному суду, администрация МО «Баяндаевский район» просила рассмотреть дело без ее участия, указав на отсутствие возражений по заявленным требованиям.

Выслушав помощника прокурора Баяндаевского района, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Органы местного самоуправления являются одной из форм осуществления народовластия и обладают для этого необходимыми полномочиями.

Согласно ст.132 Конституции РФ они самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения. Применительно к развитию земельных отношений органы муниципального образования также обладают собственной компетенцией.

В силу п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001г. « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автономных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.4 Закона Иркутской области № 8-оз от 12.03.2009г. « О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, установленные настоящим Законом, применяются при предоставлении земельных участков, находящихся не только в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности, а также государственная собственность, на которые не разграничена, в собственность граждан, если иное не установлено федеральным законодательством.

В соответствии с п.п.5 п.10 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Пунктом 1 ст.7 вышеуказанного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Пунктом 2 приведенной выше статьи предусмотрено, что по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что на территории района в сфере земельных отношений отсутствует правовое регулирование ведение учета очередников на получение земельных участков в собственность бесплатно, порядок ведения списка таких очередников, утверждения перечня документов, которые необходимо представить гражданам на получение земельных участков, являющихся муниципальной собственностью либо относящихся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, по вопросам учета свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства за плату и бесплатно, и опубликования сведений об имеющихся и предоставляемых участках.

Данный факт подтверждается информацией председателя Думы МО «Баяндаевский район» из которого следует, что на последних сессиях Думы вышеуказанного муниципального образования вопрос об утверждении нормативно-правовых актов в сфере земельных отношений по ведению учета очередников на получение земельных участков в собственность бесплатно, порядку ведения списка таких очередников, утверждения перечня документов, которые необходимо представить гражданам на получение земельных участков, являющихся муниципальной собственностью либо относящихся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, по вопросам учета свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства за плату и бесплатно, и опубликования сведений об имеющихся и предоставляемых участках, на повестку не выносился.

Таким образом, при невыполнении администрацией МО «Баяндаевский район» указанных требований земельного законодательства ущемляются и нарушаются права неопределенного круга лиц.

Согласно ст.1 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В соответствии со ст.206 ч.2 ГПК РФ, учитывая мнение сторон, а также обстоятельства дела, суд считает возможным для устранения указанных нарушений законодательства предоставить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Решая вопрос о судебных расходах, суд исходит из положений п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которого органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л::

Уточненное исковое заявление прокурора Баяндаевского района Иркутской области Петренева Д.В. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, населения МО «Баяндаевский район» о признании незаконным бездействия АМО «Баяндаевский район» по неисполнению установленных требований земельного законодательства- удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Баяндаевский район» по неисполнению установленных требований земельного законодательства, а именно по разработке и представлению в Думу муниципального образования «Баяндаевский район»:- правовых актов в сфере регулирования земельных отношений по ведению учета очередников на получение земельных участков в собственность бесплатно, порядка ведения списка таких очередников, утверждения перечня документов, которые необходимо представить гражданам на получение земельных участков, являющихся муниципальной собственностью либо относящихся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, по вопросам учета свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства за плату и бесплатно, и опубликования сведений об имеющихся и предоставляемых участках.

Обязать администрацию МО «Баяндаевский район», в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработать и представить в Думу МО «Баяндаевский район» правовые акты по регулированию земельных отношений: - по ведению учета очередников на получение земельных участков в собственность бесплатно, порядка ведения списка таких очередников, утверждения перечня документов, которые необходимо представить гражданам на получение земельных участков, являющихся муниципальной собственностью либо относящихся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, по вопросам учета свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства за плату и бесплатно, и опубликования сведений об имеющихся и предоставляемых участках на территории муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья:                                                                                            Л.Д. Цыренова