Решение об обязании включить в Реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах МО



РЕШЕНИЕ                                                              

Именем Российской Федерации

                                                                                                   

с. Баяндай                                                                                  ДД.ММ.ГГГГ

            Баяндаевский районный суд в составе: председательствующего судьи Цыреновой Л.Д.

при секретаре Ботогоевой Г.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Баяндаевского района Тарнуевой А.А.,

представителя ответчика - Елтомоевой Л.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Баяндаевского района в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, к администрации муниципального образования «Гаханы» об обязании включить в Реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах муниципального образования «Гаханы»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Баяндаевского района обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц населения муниципального образования «Гаханы», в интересах Российской Федерации, к администрации муниципального образования «Гаханы» об обязании включения в Реестр муниципальной собственности следующих автомобильных дорог МО «Гаханы»: в с. Бадагуй ул. Школьная 630 м., ул. Краснодарская 522 м., ул. Детская 300 м., ул. Урбаева 250 м., ул. Молодежная 220 м.; в д. Эдыгей ул. Бутунаева 530 м., ул. Оршоновская 230 м., ул. Омни 330 м., ул. Нагорная 823 м.: в д. Молой ул. Южная 600 м., ул. Северная 700 м., ул. Заречная 200 м.; в д. Маралтуй ул. Зеленая 417 м.; в д. Каменка ул. Пушкина 700 м. Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах поселения нарушает права неопределенного круга лиц граждан на безопасность дорожного движения, также влечет нарушение прав и интересов лиц, так как автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта. Несоблюдение администрацией муниципального образования «Гаханы» требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере дорожной деятельности и в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, подрывает конституционный принцип правового государства и, следовательно, интересы Российской Федерации. Указанные участки дорог относятся к дорогам общего пользования, следовательно, они должны быть включены в Реестр муниципальной собственности МО «Гаханы».

В судебном заседании помощник прокурора Тарнуева А.А. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и пояснила, что прокуратурой Баяндаевского района была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Баяндаевского района требований законодательства о местном самоуправлении по содержанию и строительству автомобильных дорог общего и необщего пользования в черте границ поселений. В ходе проверки установлено, что следующие автомобильные дороги МО «Гаханы» согласно перечня, в Реестр муниципальной собственности не включены. Просит обязать администрацию МО «Гаханы» включить в Реестр муниципальной собственности указанные автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах МО «Гаханы», согласно утвержденного перечня.

Представитель администрации МО «Гаханы» Елтомоева Л.В. (по доверенности) с заявленными требованиями прокурора согласна и обязуется исполнить требования прокурора.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В исковом заявлении прокурором заявлено требование о включении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах МО «Гаханы», в Реестр муниципальной собственности МО «Гаханы».

Как следует из положений ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, закона субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 50 Федерального Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 6 Устава муниципального образования «Гаханы» к вопросам местного значения Поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.12,13).

Согласно ст. 34 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Для реализации этих полномочий органы местного самоуправления могут создавать специализированные муниципальные предприятия, а также на договорной основе привлекать иные предприятия и учреждения. В местных бюджетах предусматриваются денежные средства, необходимые для решения этих вопросов.

Из анализа вышеуказанных нормативно-правовых норм следует, что организация дорожной деятельности в границах муниципального поселения относится к вопросам местного значения, соответственно, является обязательным для исполнения органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут Реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, администрация МО «Гаханы» должна была включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах МО «Гаханы».

В судебном заседании установлено, что автомобильные дороги муниципального образования МО «Гаханы» согласно перечня не являются частной собственностью и подлежат включению в Реестр муниципальной собственности МО «Гаханы».

Решением Думы муниципального образования «Гаханы» от 09.07..2009 года № 15 было утверждено Положение «Об учете муниципального имущества и ведения Реестра муниципального имущества МО «Гаханы», в котором определено, что учет муниципального имущества и ведение Реестра осуществляет администрация муниципального образования «Гаханы».

Постановлением администрации муниципального образования «Гаханы» от 16.08.2011года № 57 был утвержден Перечень внутрипоселенческих дорог МО «Гаханы», в границах муниципального образования «Гаханы» расположено 14 автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Из представленных документов следует, что автомобильные дороги МО «Гаханы»: в с. Бадагуй ул. Школьная 630 м., ул. Краснодарская 522 м., ул. Детская 300 м., ул. Урбаева 250 м., ул. Молодежная 220 м.; в д. Эдыгей ул. Бутунаева 530 м., ул. Оршоновская 230 м., ул. Омни 330 м., ул. Нагорная 823 м.: в д. Молой ул. Южная 600 м., ул. Северная 700 м., ул. Заречная 200 м.; в д. Маралтуй ул. Зеленая 417 м.; в д. Каменка ул. Пушкина 700 м. не приняты в муниципальную собственность, и соответственно не числятся в реестре муниципальной собственности МО «Гаханы».

В реестре муниципальной собственности МО «Гаханы» от 01.01.2011года отсутствуют автомобильные дороги общего пользования местного значения (л.д.11).

Суд приходит к выводу, что прокурор Баяндаевского района имеет право обратиться в суд с данным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, так как в данном случае нарушаются права граждан на безопасность дорожного движения. Определить и индивидуализировать круг лиц, права и интересы которых нарушаются, невозможно, так как имеет место нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц посещающих муниципальное образование «Гаханы».

Также согласно п.14 ст.7 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов. В связи с чем, нарушаются также интересы граждан на осуществление местного самоуправления, рациональное и эффективное использование муниципальных ресурсов, так как неопределенность в деятельности администрации создает почву для коррупционных проявлений, а именно может затруднить реализацию субъективных прав граждан на решение вопросов местного значения через органы местного самоуправления поселения из корыстной и иной личной заинтересованности сокрыть данные о муниципальных ресурсах.

              В силу ч.2 ст.4, ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории России. Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства и нарушает интересы Российской Федерации. Таким образом, несоблюдение администрацией муниципального образования «Гаханы» требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере дорожной деятельности и в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, подрывает конституционный принцип правого государства и, следовательно, интересы Российской Федерации. В связи, с чем прокурор обращается также в защиту интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Баяндаевского района к администрации муниципального образования «Гаханы» об обязании включения в Реестр муниципальной собственности указанных автомобильных дорог являются законными, обоснованными.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с п.2 ст.68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с п.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая, что представитель ответчика - признала исковые требования прокурора в полном объеме, данное признание ответчиком исковых требований не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, суд считает, что имеются основания для принятия данного признания судом.

    Таким образом, на основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, учитывая доводы истца и признание иска ответчиком, суд приходит к выводу о необходимости полного удовлетворения исковых требований прокурора Баяндаевского района к администрации муниципального образования «Гаханы» и считает возможным обязать главу администрации муниципального образования обязать включить в Реестр муниципальной собственности МО «Гаханы», автомобильные дороги, а именно: ул. в с. Бадагуй ул. Школьная 630 м., ул. Краснодарская 522 м., ул. Детская 300 м., ул. Урбаева 250 м., ул. Молодежная 220 м.; в д. Эдыгей ул. Бутунаева 530 м., ул. Оршоновская 230 м., ул. Омни 330 м., ул. Нагорная 823 м.: в д. Молой ул. Южная 600 м., ул. Северная 700 м., ул. Зеленая 200 м.; в д. Маралтуй ул. Заречная 417 м.; в д. Каменка ул. Пушкина 700 м.

Согласно положению пп. 19 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Таким образом, прокурор, также и администрация МО «Гаханы», являясь органом местного самоуправления, выступая в судах общей юрисдикции в качестве истца или ответчика, от уплаты государственной пошлины освобождены.

В силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

              Исковое заявление прокурора Баяндаевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, к администрации муниципального образования «Гаханы» об обязании включить в Реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах муниципального образования «Гаханы» - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Гаханы» Баяндаевского района Иркутской области включить в Реестр муниципальной собственности МО «Гаханы» автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в МО «Гаханы»: в с. Бадагуй ул. Школьная 630 м., ул. Краснодарская 522 м., ул. Детская 300 м., ул. Урбаева 250 м., ул. Молодежная 220 м.; в д. Эдыгей ул. Бутунаева 530 м., ул. Оршоновская 230 м., ул. Омни 330 м., ул. Нагорная 823 м.: в д. Молой ул. Южная 600 м., ул. Северная 700 м., ул. Зеленая 200 м.; в д. Маралтуй ул. Заречная 417 м.; в д. Каменка ул. Пушкина 700 м.

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья:                              Л.Д.Цыренова