РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Баяндай ДД.ММ.ГГГГ Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Цыреновой Л.Д., при секретаре Ботогоевой Г.А., с участием заместителя прокурора Баяндаевского района Бутуханова А.В., представителя администрации МО «Хогот» Елтомоевой Л.В. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Баяндаевского района к администрации МО «Хогот» об обязании включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенных в границах МО «Хогот», установил: Прокурор Баяндаевского района обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц населения МО «Хогот», в интересах Российской Федерации, к администрации МО «Хогот» об обязании включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах МО «Хогот», согласно утвержденного постановлением администрации МО «Хогот» № 25 от 16.08.2011г. перечня. В обосновании заявленного требования указал, что прокуратурой Баяндаевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Баяндаевского района требований законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов по содержанию и строительству автомобильных дорог общего и не общего пользования в черте границ поселений. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования в указанной сфере правоотношений. В частности, имеющиеся автомобильные дороги общего пользования в черте границ МО «Хогот» юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены. В судебном заседании заместитель прокурора Баяндаевского района Бутуханов А.В. заявленное требование прокурора района поддержал по доводам, содержащимся в нем. Представитель ответчика, по доверенности, Елтомоева Л.В. исковые требования признала, суду дала подробные пояснения по существу заявленного требования. Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Частью 1 ст.5 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Согласно ч.9 данной статьи автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В силу ч.10 ст.5 названного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления. В соответствии с ч.8 ст.6 Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.50 вышеназванного Федерального закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Из ст.6 Устава МО «Хогот» следует, что к вопросам местного значения Поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст.34 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических и юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления. Из анализа вышеприведенных нормативно-правовых норм следует, что организация дорожной деятельности в границах муниципального поселения относится к вопросам местного значения. В соответствии с ч.5 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, администрация МО «Хогот» должна была включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах МО «Хогот». В ходе судебного заседания установлено, что автомобильные дороги МО «Хогот» согласно утвержденного перечня не являются частной собственностью и подлежат в Реестр муниципальной собственности МО «Хогот». Решением Думы МО «Хогот» от 18.06.2009г. №83 утверждено Положение «Об учете муниципального имущества», в котором определено, что учет муниципального имущества и ведение Реестра осуществляет администрация МО «Хогот». Объектами учета Реестра является движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности МО «Хогот». Постановлением главы названного муниципального образования от 16.08.2011г. № 25 утвержден Перечень внутрипоселенческих автомобильных дорог муниципального образования «Хогот». Из указанного Перечня следует, что в границах МО «Хогот» расположено 18 автомобильных дорог общего пользования местного значения, протяженностью 18500м. Из представленных документов следует, что внутрипоселенческими автомобильными дорогами МО «Хогот» являются автомобильные дороги с.Хогот: ул.Набережная протяженностью 500м., ул.Полевая, протяженностью 1500м., ул.Индивидуальная, протяженностью 1800м., СХТ-Новостройка, протяженностью 800м.; д. Старый Хогот: ул. Трактовая, протяженностью 2000м., ул.Заречная, протяженностью 1000м.; д.Хотогор: ул.Лесная, протяженностью 500м.; д. Кайзеран: ул.Таежная, протяженностью 300м., ул.Совхозная, протяженностью 1700м., ул.Степная, протяженностью 1200м., ул.Клубная, протяженностью 1000м., ул.Новостройка, протяженностью 500м.; д. Шутхалун: ул.Заречная, протяженностью 900 м., ул.Молодежная, протяженностью 500м., ул.Мира, протяженностью 500м.; д.Духовщина: ул.Лесная, протяженностью 1400м.; д. Хандагай: ул.Трактовая, протяженностью 2000 м., ул.Набережная, протяженностью, 400м. Указанные внутрипоселенческие автодороги не приняты в муниципальную собственность, и соответственно не числятся в реестре муниципальной собственности МО «Хогот». Данный факт подтверждается Реестром муниципальной собственности МО «Хогот» на 01.11.2011г., из которого следует, что имеющиеся автомобильные дороги общего пользования в черте границ указанного муниципального образования, в реестр муниципальной собственности не включены. Таким образом, судом установлено, что администрацией МО «Хогот» не соблюдаются требования законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере дорожной деятельности, в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, что в свою очередь не позволяет данному муниципальному образованию принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения, а также нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. В силу ст.130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции РФ все обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации. Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства и нарушает интересы Российской Федерации. Несоблюдение администрацией МО «Хогот» требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере дорожной деятельности и в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, подрывает конституционный принцип правового государства, и следовательно интересы Российской Федерации. Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии со ст.27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Заявленное прокурором требование направлено в защиту прав граждан на безопасность дорожного движения. Определить и индивидуализировать круг лиц, права и интересы которых нарушены невозможно. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного прокурором требования. Решая вопрос о судебных расходах, суд исходит из положений п.п.9, 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которого прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Баяндаевского района к администрации МО «Хогот» об обязании включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения - удовлетворить. Обязать администрацию МО «Хогот» включить в реестр муниципальной собственности МО «Хогот» Баяндаевского района Иркутской области автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в МО «Хогот»: в с.Хогот: ул.Набережная протяженностью 500м., ул.Полевая, протяженностью 1500м., ул.Индивидуальная, протяженностью 1800м., СХТ-Новостройка, протяженностью 800м.; в д. Старый Хогот: ул. Трактовая, протяженностью 2000м., ул.Заречная, протяженностью 1000м.; д.Хотогор: ул.Лесная, протяженностью 500м.; в д.Кайзеран: ул.Таежная, протяженностью 300м., ул.Совхозная, протяженностью 1700м., ул.Степная, протяженностью 1200м., ул.Клубная, протяженностью 1000м., ул.Новостройка, протяженностью 500м.; в д. Шутхалун: ул.Заречная, протяженностью 900 м., ул.Молодежная, протяженностью 500м., ул.Мира, протяженностью 500м.; в д.Духовщина: ул.Лесная, протяженностью 1400м.; в д.Хандагай: ул.Трактовая, протяженностью 2000 м., ул.Набережная, протяженностью, 400м. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его принятия. Судья: Л.Д. Цыренова