РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Баяндай ДД.ММ.ГГГГ Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Пузыревой Л.П., при секретаре Алсановой Г.Н., с участием представителя истца - помощника прокурора Баяндаевского района Михайловой Г.В., представителя ответчика Елтомоевой Л.В.( по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Баяндаевского района к администрации МО «Тургеневка» о проведении аттестации рабочих мест, установил: Прокурор Баяндаевского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Тургеневка» провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в администрации МО «Тургеневка», направить сводную ведомость результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в Усть-Ордынский территориальный отдел ГИТ Иркутской области. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в администрации МО «Тургеневка» имеются грубые нарушения законодательства об охране труда в части аттестации рабочих мест, а именно с момента создания юридического лица главой муниципального образования не организовано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; не создана аттестационная комиссия; не составлен и не утвержден график; не составлен перечень рабочих мест; не составлена карта аттестации рабочего места по условиям труда; не составлена сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда; не составлена сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; не составлен план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда; не оформлен протокол заседания аттестационной комиссии по результатам завершения; не издан приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждения ее результатов; не направлена сводная ведомость результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Баяндаевского района Михайлова Г.В. заявленные требования поддержала, уточнив исковые требования, просила обязать администрацию МО «Тургеневка» в срок до 1 января 2013г. провести аттестацию рабочих мест по охране труда в администрации МО «Тургеневка», направить сводную ведомость результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в Усть-Ордынский отдел государственной инспекции труда Иркутской области. Представитель администрации МО «Тургеневка» Елтомоева Л.В. исковые требования прокурора признала. Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему: Согласно п.4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Таким образом, заявление подано надлежащим субъектом на основании установленных законом полномочий. Статьей 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития № 342н от 26.04.2011г. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Также включает в себя гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливается, исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. В соответствии с п.9 Порядка для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. В силу п.11 Порядка состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя. Аттестационная комиссия: осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах; формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение; составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест*(3) и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений; готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*(4); присваивает номер каждому рабочему месту*(5); заполняет и подписывает карты аттестации; готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда*(6). ( п.12) В силу п.44 Порядка результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются: приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку; карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению N 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок; сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 6 к Порядку; сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением N 7 к Порядку; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда*(11), образец которого предусмотрен приложением N 8 к Порядку; протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением N 9 к Порядку; сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением N 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации); протоколы заседаний аттестационной комиссии; заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии); предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии). Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю). Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации ( п.45 Порядка). В нарушении указанных норм администрацией МО «Тургеневка» не соблюдаются требования трудового законодательства. Так, в ходе проведения проверки Государственной инспекцией труда в Иркутской области в отношении администрации МО «Тургеневка» выявлены нарушения обязательных требований законодательства о труде и охране труда. В частности: 1.Не создана аттестационная комиссия; 2. Не составлен и не утвержден график; 3.Не составлен перечень рабочих мест; 4. Не составлена карта аттестации рабочего места по условиям труда; 5.Не составлена сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда; 6.Не составлена сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; 7. Не составлен план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда; 8.не оформлен протокол заседания аттестационной комиссии по результатам завершении; 9.Не издан приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов; 10. Не направлена сводная ведомость результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда. Данный факт подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. В силу ст.21 ТК РФ каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Администрация МО «Тургеневка» осуществляет свою работу на основании свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании Устава. В судебном заседании установлено, что администрация МО «Тургеневка» не проводила аттестацию рабочих мест и условий охраны труда с ДД.ММ.ГГГГ. Нарушение требований законодательства об охране труда, в том числе не проведение аттестации рабочих мест влечет за собой нарушение прав работников на обеспечение безопасных условий труда. Исходя из вышеизложенного суд считает требование прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, подлежит установлению срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Суд, учитывая существо допущенных нарушений и объема предстоящей работы, находит разумным установить срок исполнения требований прокурора до 1 января 2013 г. Решая вопрос о судебных расходах, суд исходит из положений п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которого органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Баяндаевского района удовлетворить. Обязать администрацию МО «Тургеневка» Баяндаевского района Иркутской области в срок 1 января 2013г. провести аттестацию рабочих мест по охране труда в администрации муниципального образования «Тургеневка», направить сводную ведомость результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в Усть-Ордынский отдел государственной инспекции труда Иркутской области. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его принятия Судья Л.П. Пузырева