решение по заявлению о признании незаконным решения общественной жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся вдовы участника и ветерана ВОВ



дело №2-587/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Бавлы РТ 23 мая 2011 года.

Бавлинский городской суд Республики Татарстан

под председательством судьи Кашапова С.Р.,

с участием адвоката Галиулиной Н.А.,

при секретаре Шамсутдиновой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ермеевой М.Ф. о признании незаконным решения общественной жилищной комиссии исполнительного комитета <адрес> муниципального района <адрес> об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Ермеева М.Ф. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения общественной жилищной комиссии исполнительного комитета <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в список по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, в обоснование указывая, что она является вдовой участника и ветерана ВОВ, у неё нет своего пригодного для проживания жилого помещения. Обратившись в исполнительный комитет <адрес> муниципального района <адрес> по вопросу включения в список участников и инвалидов ВОВ для получения жилья, Ермеева М.Ф. получила отказ. Считает, что ее права на получение жилья грубо нарушены.

В судебном заседании представитель заявительницы Ермеевой М.Ф. по доверенности Маликова Е.М. настаивала на заявлении, пояснив, что Ермеева М.Ф. является вдовой участника и ветерана ВОВ, инвалидом по <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ Ермеева М.Ф. проживает в <адрес> по <адрес>, собственником которой являются Маликова Е.М. и М.С.А., своего жилья у Ермеевой М.Ф. нет. В квартире проживают 5 человек, Д.Г.В. была прописана в квартире в связи с тяжелыми жизненными обстоятельствами. Никакого умысла совершить какие-либо действия с целью создания ухудшения жилищных условий, для того, чтобы встать на учет, у Ермеевой М.Ф. не было. Просит признать решение жилищной комиссии незаконным и обязать поставить её на учет.

Представитель заявительницы адвокат Галиулина Н.А. настаивала на удовлетворении заявления, пояснив, что основанием отказа в постановке на учет Ермеевой М.Ф. послужила статья 53 Жилищного кодекса РФ, однако Ермеева М.Ф. не совершала умышленных действий для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Регистрация Д.Г.В. была осуществлена с согласия собственников квартиры, мнение Ермеевой М.Ф. по поводу регистрации внучки не спрашивали. Кроме того, просила учесть, что представителем заинтересованного лица суду не представлено доказательств, подтверждающих факт совершения Ермеевой М.Ф. намеренных действий, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении, а те действия, на которые ссылается представитель, таковыми не являются.

Представитель общественной жилищной комиссии исполнительного комитета <адрес> муниципального района <адрес> Зиннуров Ш.Х. в судебном заседании заявление не признал и просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку Ермеева М.Ф. преднамеренно ухудшила свои жилищные условия. Ермееева М.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно временно прописывалась в квартире у дочери. С ДД.ММ.ГГГГ Ермеева М.Ф. встала на постоянную прописку. Если бы Ермеева М.Ф. была прописана временно, она имела возможность получить жилье в <адрес>, где проживала ранее.

Суд, выслушав представителей заявительницы Ермеевой М.Ф., представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Указом Президента Российской Федерации №714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя в том числе получение и содержание жилых помещений.

В силу пункта 4 части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 23.2. Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее Жилищного кодекса РФ) содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно пункту 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно пункту 3 статьи 54 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

В соответствии с постановлением руководителя исполнительного комитета <адрес> муниципального района за от ДД.ММ.ГГГГ, установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой учитывается уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения и принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более 9 кв.м. жилой площади жилого помещения на 1 члена семьи и не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения., установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и по государственным жилищным программам на 1 члена семьи в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения, но не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения для одинокопроживающего гражданина и не менее 42 кв.м. общей площади жилого помещения для семьи в составе 2 человек.

Из справки следует, что Ермеевой М.Ф. присвоена <данные изъяты> группа инвалидности <данные изъяты>, нуждается в постоянном постороннем уходе.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что Ермеева М.Ф. является женой умершего инвалида Отечественной войны Е.М.И.

Из удостоверений следует, что Е.М.И. был награжден медалями «За доблестный труд в ВОВ», «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945 годов», «30 лет Победы в ВОВ 1941-1945 годов», «40 лет Победы в ВОВ 1941-1945 годов», 250 лет Вооруженных сил СССР», «60 лет Вооруженных сил СССР», знаком «За доблесть и отвагу в ВОВ», орденом «Отечественной войны I степени».

Из удостоверения серии ВВ следует, что Ермеева М.Ф. является ветераном Великой Отечественной войны.

Из справок администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Ермеева М.Ф. проживала по адресу: <адрес>. По месту проживания она как вдова инвалида ВОВ в администрацию <адрес> сельского поселения заявления о выделении средств на ремонт, на улучшение жилищных условий не подавала и средства на эти цели не получала. До ДД.ММ.ГГГГ Ермеева М.Ф. была прописана по вышеуказанному адресу, но проживала в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с временной пропиской и с постоянной пропиской с ДД.ММ.ГГГГ.

Из сообщения государственного регистратора Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> следует, что сведения о правах Ермеевой М.Ф. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории <адрес> <адрес>, отсутствуют.

Из сообщения государственного регистратора <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в Едином государственном реестра прав Ермеевой М.Ф. права на объекты недвижимого имущества, расположенные в <адрес> и <адрес>, не зарегистрированы.

Из справки из Межрайонного филиала РГУП БТИ <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Ермеевой М.Ф. объектов недвижимого имущества на праве собственности в <адрес> и <адрес> не зарегистрировано.

Из договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение состоящее из трех комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> передана в совместную собственность Маликовой Е.М. и М.С.А.

Из технического паспорта на квартиру по <адрес> РТ следует, что общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м.

Из выписки из домовой книги по адресу: <адрес> следует, что Ермеева М.Ф. по данному адресу зарегистрирована постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, состояла на регистрации временно: с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; с 17 января до ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Маликова Е.М. и М.С.А. зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ, Д.Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ.

Из финансового лицевого счета квартиры по <адрес> РТ следует, что квартиросъемщик Маликова Е.М. проживает в составе семьи из 4 человек в приватизированной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ермеева М.Ф. обратилась к руководителю исполнительного комитета <адрес> муниципального района с просьбой поставить ее в список участников, инвалидов, вдов погибших инвалидов ВОВ для улучшения жилищных условий.

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общественная жилищная комиссия исполнительного комитета <адрес> муниципального района приняла решение от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Ермеевой М.Ф. из списка участников, инвалидов и вдов погибших и умерших участников и инвалидов Великой отечественной войны для получения жилья.

Из решения общественной жилищной комиссии исполнительного комитета <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ермеевой М.Ф. отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищный условий на основании статьи 53 Жилищного кодекса РФ в связи с умышленным ухудшением жилищных условий.

Свидетель Д.Г.В. в судебном заседании показала, что у неё в семье возникла сложная жизненная ситуация, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Д.Г.В. прописалась и стала проживать в квартире у матери Маликовой Е.М. по <адрес>, где проживают 5 человек.

Свидетель Ч.А.В. показала, что проживает по соседству с Маликова Е.М.. В квартире у М.С.А. проживает 5 человек: Маликова Е.М. с супругом, М.С.А., Д.Г.В. и Ермеева М.Ф. Супруг Маликовой Е.М. проживает с ДД.ММ.ГГГГ, Ермеева М.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетель Ф.Н.М. показала, что Ермеева М.Ф. приехала в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ и с тех пор проживает в квартире у дочери Маликовой Е.М. В квартире проживает 5 человек: Маликова Е.М. с супругом, М.С.А., Д.Г.В. и Ермеева М.Ф. В Чувашской <адрес> Ермеева М.Ф. проживала в старом доме.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Ермеева М.Ф. является вдовой участника ВОВ, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Маликовой Е.М., М.С.А. У Ермеевой М.Ф. объектов недвижимого имущества на праве собственности не имеется. ДД.ММ.ГГГГ Ермеева М.Ф. обратилась в жилищную комиссию исполнительного комитета <адрес> муниципального района с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и решением от ДД.ММ.ГГГГ Ермеевой М.Ф. отказали в постановке на учет на основании статьи 53 Жилищного кодекса РФ в связи с умышленным ухудшением жилищных условий. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Квартира по <адрес>, в которой зарегистрирована и проживает Ермеева М.Ф., принадлежит на праве совместной собственности Маликовой Е.М. и М.С.А. Д.Г.В. зарегистрирована в данной квартире как член семьи собственника в соответствии с требованиями статей 30,31 Жилищного кодекса Российской Федерации. При регистрации по месту жительства в жилые помещения, принадлежащие гражданину на праве собственности, согласие других проживающих совместно с собственником граждан не требуется.

В судебном заседании не представлено доказательств совершения Ермеевой М.Ф. действий, направленных на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Действия других лиц, в результате которых заявительница стала нуждающейся в улучшении жилищных условий и за которые в силу закона Ермеева М.Ф. не отвечает, не могут служить основанием для ограничения права заявительницы на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно выписке из домовой книги квартира по <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилая площадь <данные изъяты>8 кв.м. В квартире зарегистрированы 4 человека. Доля учетной нормы на 1 человека в квартире составляет <данные изъяты> кв.м.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение общественной жилищной комиссии исполнительного комитета <адрес> муниципального района об отказе в постановке на учет на улучшение жилищных условий Ермеевой М.Ф. вынесено с нарушением закона, поскольку она, являясь вдовой участника и ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на предоставление жилой площади в порядке жилищной программы о предоставлении жилья участникам Великой Отечественной войны в соответствии с ФЗ «О ветеранах», во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Принимая решение об удовлетворении заявления, суд учитывает, что со стороны общественной жилищной комиссии исполнительного комитета <адрес> муниципального района <адрес> не представлено доказательств, подтверждающих факт совершения Ермеевой М.Ф. намеренных действий, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении, в то время когда обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в принятии Ермеевой М.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях и законности данного распоряжения согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ в данном случае возлагалась на общественную жилищную комиссию исполнительного комитета <адрес> муниципального района <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение общественной жилищной комиссии исполнительного комитета <адрес> муниципального района <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ермеевой М.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий участников и вдов погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в 10-дневный срок через городской суд.

Судья: С.Р. Кашапов

Решение вступило в законную силу 03 июня 2011 года.