решение по иску о понуждении ликвидировать свалку твердо-бытовых отходов в водоохранной зоне



Дело № 2-638/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года Бавлинский городской суд РТ в составе:

председательствующего судьи Саитова М.И.

с участием прокурора Муртазина И.А.,

при секретаре Сафиной Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> городского прокурора к исполнительному комитету муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> о понуждении ликвидировать свалку твердых бытовых отходов в водоохраной зоне,

установил:

<данные изъяты> городской прокурор обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) к исполнительному комитету муниципального образовании <данные изъяты> сельское поселение <адрес> муниципального района РТ о понуждении ликвидировать свалку твердых бытовых отходов в водоохраной зоне. В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения норм природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что за административным зданием исполнительного комитета муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <адрес> муниципального района РТ имеется старое русло реки <данные изъяты>, вдоль которого складированы бытовые отходы, строительный мусор, древесина, стеклотара, металлолом. Государственная экспертиза места размещения бытовых и строительных отходов не проводилась, лимиты на размещение отходов не получены, санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует. Поскольку исполнительным комитетом муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <адрес> муниципального района РТ нарушаются требования природоохранного законодательства, просит обязать ответчика ликвидировать свалку, произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемой несанкционированной свалкой.

В судебном заседании помощник <данные изъяты> городского прокурора РТ Муртазин И.А. настаивал на удовлетворении заявления по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение <адрес> муниципального района РТ Платонов А.Е. в судебном заседании заявление признал о чем, расписался в протоколе судебного заседания.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации, установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности.

Из содержания статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», следует, что охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в недра и на почву запрещен.

В соответствии с нормами статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) 1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно пункту 2 статьи 65 ВК РФ, в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно пункту 2 части 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются: размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.

В соответствии со статьей 13 Федерального Закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территория муниципального образования подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2. санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года за №16 «О введении в действие санитарных правил» эксплуатация свалок ТБО разрешается только при получении положительного санитарно-эпидемиологического заключения санитарно-эпидемиологической службы о соответствии свалки санитарным правилам.

Согласно статье 68 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возложена обязанность по контролю в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым относятся обеспечение санитарного благополучия населения, организация сбора и вывоза мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вдоль прибрежной зоны реки <данные изъяты>, расположенной в <адрес>, осуществляется складирование твердо-бытовых отходов (бытовые отходы, строительный мусор, металлолом, древесина, стеклотара). Исполнительным комитетом муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение не соблюдаются требования природоохранного законодательства.

Согласно Уставу муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <адрес> муниципального района РТ, к полномочиям исполнительного комитета поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии , исполнительный комитет <данные изъяты> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной инспекции ФНС по <адрес>.

Согласно свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе серии 16 , исполнительный комитет муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение <адрес> муниципального района поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, из представленных суду доказательств установлено, что требования природоохранного законодательства исполнительным комитетом муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение <адрес> муниципального района РТ при организации свалки твердых бытовых отходов в водоохраной зоне не соблюдены, что приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории сельского поселения, негативно влияет на состояние природной среды и создаёт реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушатся права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих доводов, подтверждаются материалами по делу. Перечисленные факты нарушений природоохранного законодательства, а также бездействие ответчика по соблюдению установленных правил и нормативов, послужило основанием для обращения прокурора в суд с названными требованиями. Суд приходит к выводу, что следует вынести решение о понуждении ответчика обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в водоохраной зоне, санацию и рекультивацию территории, занимаемой несанкционированной свалкой.

На основе изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Возложить на Исполнительный комитет муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в водоохраной зоне и произвести санацию и рекультивацию территории в водоoхранной зоне реки <данные изъяты>, расположенного на территории <данные изъяты> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд РТ в течение десяти дней через городской суд.

Судья: М.И. Саитов.

Решение вступило в законную силу «28» июня 2011 года