Дело № 2-1132/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 декабря 2011 года Бавлинский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Саитова М.И. с участием прокурора Муртазина И.А., при секретаре Сафиной Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию города <данные изъяты> «Управление по благоустройству и озеленению», исполкому муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности привести дороги в надлежащее состояние, установил: <адрес> городской прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию города <адрес> «Управление по благоустройству и озеленению» (далее МКП <адрес> «Управление по благоустройству и озеленению»), исполкому муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности привести дороги в надлежащее состояние. В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улицах <адрес> было установлено, что по улицам <адрес> имеются выбоины глубиной от 4 до 20 см., шириной от 10 до 55 см., длиной от 10 до 60 см. Размер выбоин на указанных участках дороги превышает предельный размер отдельных просадок выбоин автомобильных дорог. Участки дорог по улицам <адрес> принадлежат и находятся в постоянном пользовании ответчика МКП <адрес> «Управление по благоустройству и озеленению». Кроме того, уставом МКП <адрес> предусмотрено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах <адрес>. В судебном заседании представитель <адрес> городской прокуратуры <адрес> Муртазин И.А. настаивал на удовлетворении иска, при этом указав, что бездействие ответчиков в соблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения нарушает права неопределенного круга лиц и представляет реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий. Положениями действующего законодательства на органы исполнительной власти возложены обязанность осуществлять действия по содержанию, ремонту и обслуживанию дорог, в связи с чем, просил возложить на муниципальное казенное предприятие города <адрес> «Управление по благоустройству и озеленению», исполком муниципального образования «<адрес>» обязанность привести дороги улиц города в надлежащее состояние. В судебном заседании представитель ответчика МКП <адрес> «Управление по благоустройству и озеленению» по доверенности Шаймарданов Р.М. иск признал частично, указав, что субподрядной организацией произведен ремонт улиц <адрес> и улицы <адрес> города <адрес>. Проведение ремонта улицы <адрес> запланировано на май месяц следующего года. Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «<адрес>» Ибрагимов Г.Н. иск прокурора признал частично, при этом пояснил, что за счет средств республиканского бюджета завершен первоначальный этап ремонтных работ перечисленных улиц города. По завершению работ подписан акт приемки и составлена дефектная ведомость, где представителями ответчиков к субподрядной организации указаны сведения по качеству произведенных работ. На следующий год утверждены сметы расходов бюджета на ремонт и обслуживание дорог, запланированы мероприятия по контролю за ходом и качеством ремонтных работ, и приведение улиц города в надлежащее состояние. Представители третьих лиц Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД <адрес>, исполкома <адрес> муниципального района <адрес> на судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела. С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ (в редакции от 19.07.2011 года) основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Статьей 12 названного Федерального закона устанавливается, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Согласно положениям статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года за №257-ФЗ, дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ. Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Частью 9 статьи 5 указанного Федерального закона установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В соответствии с частью 8 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог Статьей 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Часть 3 статьи 15 вышеуказанного закона определяет, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного значения. Согласно статье 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов, других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дорога и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.11.1993 года № 221. В соответствии с пунктом 3.1.2 ГОСТ Р50597-93 предельные отдельных просадок выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине 5 см. Согласно пункту «в» части 2 статьи 12 Приказа Минтранса РФ «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» от 12.11.2007 года №160 (в редакции от 06.08.2008 года) в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов. В соответствии с пунктом 2.2. Устава МКП <адрес> «Управление по благоустройству и озеленению» предметом деятельности предприятия является содержание и строительств автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования «<адрес>», за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и республиканского значения. Как видно из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, по улицам <адрес> имеются выбоины глубиной от 4 до 20 см., шириной от 10 до 55 см., длиной от 10 до 60 см., что является нарушением ГОСТ Р50597-93, а также ФЗ «О безопасности дорожного движения». Как следует из свидетельств серии №, серии №, серии № от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки, категории «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «земли общего пользования», общей площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес> соответственно принадлежат на праве постоянного бессрочного пользования МКП <адрес> «Управление по благоустройству и озеленению». Как видно из свидетельства Федеральной налоговой службы серии №, МКП <адрес> «Управление по благоустройству и озеленению» поставлено на учет в Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из свидетельства Федеральной налоговой службы серии №, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица МКП <адрес> «Управление по благоустройству и озеленению». Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что была проведена проверка содержания дорог по <адрес>. Как усматривается из акта при обследовании дорог на указанной территории города выявлены множественные нарушения, которые не устранены в настоящее время. Таким образом, ответчики не обеспечили надлежащее содержание автомобильной дороги улиц муниципального образования, что создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью, имуществу неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения по содержанию дорог и бездействие ответчиков явилось основанием для обращения прокурора в суд, поскольку обязанность осуществлять контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения указанными органами, предусмотрена вышеназванными нормативными актами. В связи с чем, суд считает требования <адрес> городского прокурора законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению. При таких обстоятельствах, суд считает, что следует вынести решение о возложении на МКП <адрес> «Управление по благоустройству и озеленению», исполком муниципального образования «<адрес>» обязанность привести дороги на улицах <адрес> в надлежащее состояние. На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление удовлетворить. Возложить обязанность на муниципальное казенное предприятие города <адрес> «Управление по благоустройству и озеленению» и исполнительный комитет муниципального образования «<адрес>» привести дорожную сеть города <адрес>, а именно на улицах <адрес> в надлежащее состояние установленных Государственным стандартом РФ. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд РТ в течение десяти дней через городской суд. Судья: М.И. Саитов. Решение вступило в законную силу 23 декабря 2011 года.