Решение о возложении обязанности организовать освещение улиц



Дело № 2-35/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 февраля 2012 года Бавлинский городской суд РТ в составе:

председательствующего судьи Саитова М.И.

с участием прокурора Сибиева Р.Р.,

при секретаре Азизовой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к исполнительному комитету муниципального образования «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности организовать освещение улиц,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> городской прокурор <адрес> обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным заявлением к исполнительному комитету муниципального образования «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> возложении обязанности организовать освещение на участках улиц <адрес> между домами и , <адрес> между домами и , Нариманова между домами и , <адрес> между домами и , по <адрес>, начиная от дома до пересечения с улицей <адрес> и по улице <адрес> на участке между улицами <адрес> и <адрес>, в обоснование указывая, что в ходе проверки исполнения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исполнительным комитетом муниципального образования «<адрес>» на участках вышеуказанных улиц в <адрес> отсутствует уличное освещение, в каждом случае длина неосвещенного участка составляет от 100 до 150 м. На участке по улице <адрес>, начиная от дома , до пересечения с улицей <адрес> находятся два перекрестка с ограниченной зоной видимости из-за прилегающих вплотную к ним жилых домов. Отсутствие освещения на данной улице может повлечь человеческие жертвы и причиненные вреда здоровью и имуществу в результате дорожно-транспортного происшествия. На участке улицы <адрес> имеется один столб, предусмотренный для организации уличного освещения, однако на нем освещение отсутствует. Поскольку отсутствие уличного освещения создает благоприятные условия для совершения преступлений и осуществлению террористических актов в темное время суток, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории <адрес>, прокурор просит обязать исполнительный комитет муниципального образования «<адрес>» организовать уличное освещение на территории города.

В судебном заседании помощник <данные изъяты> городского прокурора <адрес> Сибиев Р.Р. настаивал на удовлетворения заявления по изложенным в нем основаниям. Уточняя требования, просил возложить на ответчика обязанность установить уличное освещение на участках улиц <адрес> между домами и , а также между домами и , по улице <адрес> между домами и , по улице <адрес> от дома до пересечения с улицей <адрес>, по улице <адрес> между домами и , по улице <адрес> на участке между домами и улице <адрес> дом города <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель исполнительного комитета муниципального образования «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> Хабибуллин А.Ф. иск признал частично, указав, что согласно составленного акта от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения правил освещения по улицам <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Просил предоставить достаточный и разумный срок устранения выявленных нарушений.

Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют и охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в редакции от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

Согласно пункту 20 статьи 8 Устава муниципального образования «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес>, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов исполнительного комитета муниципального образования «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> и имеет прямое действие на всей территории указанного образования, вопрос организации и содержания объектов освещения улиц отнесен к вопросам местного значения.

Как следует из решения <адрес> городского Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на 2011 года и плановый период с 2012 по 2013 года и распределения бюджетных ассигнований на 2011 год, на уличное освещение выделено <данные изъяты> рублей.

Таким образом, вышеуказанными правовыми нормами обязанность по решению вопросов местного значения, а именно по организации освещения улиц <адрес>, возложена на органы местного самоуправления поселения.

Из акта совместной проверки качества освещения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на улицах <адрес> от дома до дома освещение отсутствует, по <адрес> отсутствует освещение между домами и на промежутке около 100 метров, между домами протяженностью 100 метров, отсутствует освещение от дома до дома на расстоянии 200 метров по <адрес>, по <адрес> освещение отсутствует от пересечения с <адрес> до дома на промежутке около 125 метров, также не имеется освещение по <адрес> между улицами <адрес>, освещенность улиц не соответствует СНиП 23-05-95.

Представитель ответчика факт отсутствия на указанных улицах освещения, соответствующего требованиям, установленных стандартов, в судебном заседании не оспаривал.

Организация наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» утвержденного постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 года №18-78.

Оценив исследованные судом доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению и считает, что на исполнительный комитет муниципального образования «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> следует возложить обязанность организовать уличное освещение на участках улиц <адрес> между домами и , а также между домами и , по улице <адрес> между домами и , по улице <адрес> от дома до пересечения с улицей <адрес>, по улице <адрес> между домами и , по улице <адрес> на участке между домами и улице <адрес> дом города <адрес>.

Организация освещения улиц является публичной обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц- жителей города <адрес>, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкций уличного освещения. При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного <данные изъяты> городского прокурора <адрес> не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены только на понуждение исполнительного комитета муниципального образования исполнить возложенные законом обязанности

В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос об определении срока, в течение которого исполнительному комитету муниципального образования «<адрес>» следует произвести требуемые работы, суд полагает, что указанный прокурором срок является разумным и достаточным для исполнения обязанности по организации работ по освещению улиц в связи, с чем суд считает необходимым установить срок исполнения возложенной судом обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 10 части 1 статьи 336 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика исполнительный комитета муниципального образования «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Обязать исполнительный комитета муниципального образования «<адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> организовать уличное освещение на участках улиц <адрес> между домами и , а также между домами и , по улице <адрес> между домами и , по улице <адрес> от дома до пересечения с улицей <адрес>, по улице <адрес> между домами и , по улице <адрес> на участке между домами и улице <адрес> дом , расположенных в городе <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: М.И. Саитов.