Дело № 2-210/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 марта 2012 года Бавлинский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Саитова М.И. с участием прокурора Сахипгареевой С.А. при секретаре Сафиной Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> городского прокурора в интересах Российской Федерации, <адрес>, муниципального образования «<адрес> муниципальный район», неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Стуковой Э.А. о возложении обязанности зарегистрироваться в органах Росприроднадзора в качестве плательщика денежных взносов за негативное воздействие на окружающую среду, установил: <адрес> городской прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах РФ, <адрес>, муниципального образования «<адрес> муниципальный район» и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Стуковой Э.А. о возложении обязанности зарегистрироваться в органах Росприроднадзора в качестве плательщика денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды юридическими лицами и иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории <адрес> муниципального района, установлено, что индивидуальный предприниматель Стукова Э.А. не зарегистрирована в качестве плательщика денежных средств в органах Росприроднадзора, тем самым уклоняется от уплаты за негативное воздействие на окружающею среду. В судебном заседании прокурор Сахипгареева С.А. настаивала на удовлетворении иска, поскольку по имеющимся сведениям ответчица не зарегистрирована в качестве плательщика денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду в органах Росприроднадзора. Ответчица Стукова Э.А. в судебном заседании иск не признала, в представленных возражениях указала, что в процессе своей деятельности какого-либо негативного воздействия на окружающую среду не оказывает, предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется, заявленными требованиями прокурора нарушаются ее права в сфере экономической деятельности. Представители третьего лица Управления Росприроднадзора по <адрес> в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Суд, выслушав прокурора, ответчицу, изучив представленные доказательства, приходит к следующему. В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 24.11.2005 года №867 - объекты негативного воздействия подлежат государственному учету по месту нахождения каждого стационарного объекта и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта. В силу статьи 69 Федерального Закона от 10.01.2001 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействие на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету. В соответствии с требованиями статьи 23 Федерального Закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ. Те же требования установлены по другим видам воздействия на окружающую среду. Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него установлены в соответствии с требованиями статьи 28 Федерального Закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьей 16 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», где плательщиками являются юридические лица и индивидуальные предприниматели независимо от организационно – правовой формы и применяемого порядка ведения бухгалтерского учета, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а также Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.2010 года №357-ФЗ. Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору является главным администратором доходов федерального бюджета. Согласно статье 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: платности природопользования; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общество и государства в целях обеспечения устойчивого развития благоприятной окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 1 Порядка определения платы и ее придельных размеров за загрязнения окружающее породной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ №632 от 28.08.1992 года, природопользователями являются предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, предусмотрено взимание платы за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. В силу статей 57,58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии со статьями 51,57,62 Бюджетного кодекса РФ, начиная с 2005 года, плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляются по нормативу 20 % - в доход федерального бюджета, по нормативу 40 % - в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и по нормативу 40 % - в доходы местных бюджетов. Указанные сборы зачисляются в доходную часть федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты. Согласно свидетельству серии №, выданному инспекцией МНС РФ по <адрес> и <адрес> Стукова Э.А. поставлена на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству серии №, выданному межрайонной инспекцией ФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись об индивидуальном предпринимателе Стуковой Э.А. Как видно из объяснений Стуковой Э.А. основным видом её деятельности является розничная торговля продовольственными товарами. По поводу регистрации в органах Росприроднадзора в качестве плательщика денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду пояснять, что-либо отказалась. Суд, исследовав представленные по делу доказательства, считает исковые требования обоснованными. Обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих доводов, подтверждаются материалами по делу. Приведенный в иске факт нарушения природоохранного законодательства, а также бездействие ответчицы по соблюдению установленных правил и нормативов, послужило основанием для обращения прокурора в суд с названными требованиями в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Республики <адрес>, муниципального образования. Суд приходит к выводу, что следует вынести решение о возложении обязанности на индивидуального предпринимателя Стукову Э.А. зарегистрироваться в органах Росприроднадзора в качестве плательщика денежных взносов за негативное воздействие на окружающую среду. Доводы ответчика суд считает несостоятельными по следующим основаниям. Пунктом 1 статьи 11 Закона об отходах производства и потребления предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. На основании статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе и размещение отходов производства и потребления. Из смысла постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" следует, что под размещением отходов понимается любая деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, в процессе которой образуются отходы производства и потребления. Предприниматель Стукова Э.А. осуществляет деятельность по реализации продовольственных товаров в магазине «<данные изъяты>», расположенной по адресу <адрес>. В результате указанной деятельности наступают последствия, которые приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 года за №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к негативным изменениям природной среды. Ответчик на учете в органах Росприроднадзора не состоит, сведения о негативном воздействии на окружающую среду не представляет. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. При таких обстоятельствах, суд считает иск прокурора законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению. В силу статьи 103 ГПК РФ, с ответчицы подлежит взысканию госпошлина в доход государства, от уплаты которой истец был освобожден, в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Иск удовлетворить. Возложить на индивидуального предпринимателя Стукову Э.А. обязанность зарегистрироваться в органах Росприроднадзора в качестве плательщика денежных взносов за негативное воздействие на окружающую среду. Взыскать с индивидуального предпринимателя Стуковой Э.А. государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ через городской суд в течение месяца. Судья: М.И. Саитов. Решение в законную силу не вступило.