Дело № 2-188/12 РЕШЕНИЕ 2 марта 2012 года Бавлинский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Саитова М.И. с участием прокурора Сахипгареевой С.А., при секретаре Сафиной Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности по разработке и согласованию проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия, У С Т А Н О В И Л : <данные изъяты> прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее ООО «<данные изъяты>») о возложении обязанности по разработке и согласованию в уполномоченном органе проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указывает, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «<данные изъяты>» установлено, что общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно в отсутствие разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, а также санитарно-эпидемиологического заключения по нему. ООО «<данные изъяты>» относится к 1-3 классу опасности по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которому необходимо иметь проект санитарно-защитной зоны. Незаконными действиями предприятия нарушается гарантированное Конституцией РФ право на благоприятную окружающую среду, иметь достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В связи с чем, просит в 6-месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда обязать ООО «<данные изъяты>» разработать и согласовать в уполномоченном органе проект санитарно-защитной зоны предприятия. В судебном заседании прокурор Сахипгареева С.А. исковые требования <данные изъяты> прокурора поддержала по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился. Своим заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал, поскольку объект не зарегистрирован, у хозяйства отсутствуют финансовые средства. Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> Хабибуллин Р.З. исковые требования <данные изъяты> прокурора поддержал. Суд, заслушав представителя истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. В соответствии со статьями 1, 11 и 20 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ (в редакции от 19.07.2011 г., с изм. от 07.12.2011 г.) «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. Согласно статьям 1, 15 и 16, Федерального закона от 04.05.1999 года за №96-ФЗ (в редакции от 21.11.2011 г.) «Об охране атмосферного воздуха» - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. Статьями 1,3,4, 34 и 52 Федерального закона от 10.01.2002 года за №7-ФЗ (в редакции от 21.11.2011 г., с изм. от 07.12.2011г.) «Об охране окружающей среды» также определено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Пунктами 2.1, 2.5, 3.1, 3.3 и 3.10 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года за № 74 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: - размер и границы санитарно-защитной зоны; - мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; - функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. В соответствии с информацией Управления Роспотребнадзора по <адрес> ООО «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, входит в перечень предприятий, относящихся к I-III классу опасности. Согласно объяснениям директора ООО «<данные изъяты>» Г.Р.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности ООО является производство, разработка, заготовка и реализация сельскохозяйственной продукции. Эколого-разрешительная документация, а именно ПДВ, ПНООЛР и проект санитарно-защитной зоны в обществе отсутствуют. Обязался принять меры по их разработке. Как видно из свидетельства серии № ООО «<данные изъяты>» поставлено на учет в межрайонной ИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству серии №, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об ООО «<данные изъяты>». Как следует из устава ООО «<данные изъяты>», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, предметом деятельности общества является: производство, переработка, заготовка и реализация сельскохозяйственной продукции, строительство, реконструкция, реставрации, ремонт производственных и непроизводственных объектов, производство и реализация строительных и иных материалов, деталей, конструкций. Судом установлено, что проведенной <данные изъяты> прокуратурой проверкой соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «<данные изъяты>» выявлено, что общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушениями требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно в отсутствии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения по нему. На момент проведения проверки и до настоящего времени ООО «<данные изъяты>» не имеет разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является грубым нарушением указанных выше нормативных актов. Доводы представителя ответчика об отсутствии регистрации имущества предприятия и финансовых средств, для принятия мер по разработке и согласованию проекта организации санитарно-защитной зоны, суд считает несостоятельными и не влекущими оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований. Бездействие ответчика по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны и её установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует неконтролируемому воздействию загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, на организм человека и среду его обитания, а также среду обитания растений, животных и других организмов в зоне действия промышленного предприятия. Поскольку нарушения требований действующего законодательства создают постоянную угрозу для здоровья жителей <адрес> и других граждан, а также среде обитания за пределами предприятия, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации. При таких обстоятельствах, исковое заявление <данные изъяты> прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. В соответствии со статьями 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в <данные изъяты> срок со дня вступления решения в законную силу разработать, согласовать и утвердить в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны предприятия, расположенного по адресу: <адрес>. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ через городской суд в течение месяца со дня его вынесения. Судья: М.И. Саитов. Решение в законную силу не вступило.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ