Решение по заявлению о признании отказа исполнительного комитета в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело №2-185/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2012 года Бавлинский городской суд РТ в составе:

под председательством судьи Саитова М.И.

при секретаре Сафиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ахметова С.А. о признании незаконным отказа исполнительного комитета <адрес> муниципального района <адрес> в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

установил:

Ахметов С.А. обратился в суд с требованием о признании отказа жилищной комиссии исполнительного комитета <адрес> муниципального района <адрес> в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным. В обоснование указывая, что он является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента РФ, в частности на обеспечение за счет средств федерального бюджета ветеранов ВОВ жильем. Однако исполком <адрес> муниципального района <адрес> по необоснованным мотивам отказывает Ахметову С.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

На судебном заседании представитель Ахметова С.А. по доверенности Нуртдинова Г.С. на удовлетворении заявлении настаивала по изложенным в нем основаниям. Просила признать отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и обязать исполком поставить Ахметова С.А. на учет, пояснив, что учетная норма жилого помещения ниже, чем предусмотрено Указом Президента РФ. Заявитель как ветеран ВОВ меры социальной поддержки не получал, дом фактически был застроен дочерью, являясь инвалидом нуждается в посторонней помощи и уходе.

Представитель заинтересованного лица исполнительного комитета <адрес> муниципального района <адрес> Вотчинникова В.В. в судебном заседании возражала на удовлетворении заявления, указывая, что Ахметов С.А. проживал вдвоем с дочерью Н.Г.С. в жилом доме, площадь которого соответствовала нормам предоставления жилой площади. Впоследствии прописал в доме внука, невестку и правнуков, тем самым умышленно ухудшив нормы предоставления жилой площади. После чего обратился с заявлением о постановке на улучшение жилищных условий. Данный дом не является ветхим и не подлежит сносу, что не соответствует условиям постановки на учет для улучшения жилищных условий. Заявитель может быть принят на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее Жилищного кодекса РФ) содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно пункту 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно пункту 3 статьи 54 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Согласно Указу Президента РФ «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 года» от 07.05.2008 года за №714, постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. за №5-ФЗ, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечение членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно решению общественной жилищной комиссии исполкома <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Ахметову С.А. отказано в постановке на учет, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий в связи с несоответствием условий постановки на учет.

Как видно из свидетельства о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из похозяйственной книги Ахметову С.А.

Согласно акту обследования материально-бытового положения Ахметова С.А. проведенного специалистами учреждения социальной защиты ДД.ММ.ГГГГ, в доме по адресу <адрес> проживает Ахметов С.А. совместно с дочерью Н.Г.С. и ее младшим сыном Н.М.З. Дом ДД.ММ.ГГГГ постройки возведен на земельном участке, предоставленном Ахметову С.А.

Как следует из удостоверения серии , Ахметов С.А. как ветеран ВОВ имеет право на льготы предусмотренные законодательством.

Согласно справке серии Ахметов С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы <данные изъяты>.

Как видно из копии паспорта серии выданного <адрес> ГРОВД ДД.ММ.ГГГГ Ахметов С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирован по адресу с<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Как видно из технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу <адрес>, дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, общая площадь дома <данные изъяты> кв.м., жилая площадь дома <адрес> кв.м.

Как видно из письма <адрес> отдела Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на имя Ахметова С.А. на праве собственности зарегистрированы следующие объекты недвижимости земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу <адрес>.

Как следует из выписки из домовой книги по адресу: <адрес>, Ахметов С.А. прописан в домовладении с ДД.ММ.ГГГГ, дочь Н.Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ, внук А.Л.И., невестка А.А.З., правнуки А.Л.Л., А.А.Л. с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявитель является ветераном Великой Отечественной войны. Вдвоем с дочерью Н.Г.С. проживал в жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>. Данный жилой дом принадлежит на праве собственности Ахметову С.А. Исполнительным комитетом <адрес> муниципального района решением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека заявителя превышала учетную норму площади жилого помещения, установленную постановлением руководителя Исполнительного комитета <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за «О нормативах площади жилья при постановке на учет и предоставления жилья гражданам», которая составляет 18 кв.м. на одного члена семьи. Как следует из содержания оспариваемого решения, заявитель ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал в домовладении семью внука А.Л.И., А.А.З., несовершеннолетних А.Л.Л., А.А.Л. После чего заявлением от ДД.ММ.ГГГГ обратился с требованиями об улучшение жилищных условий

Положения статьи 53 ЖК РФ, устанавливают последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Это означает, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущие привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Как видно из материалов дела до обращения в органы исполнительной власти с заявлением об улучшении жилищных условий, в собственности заявителя находился и находится жилой дом, общей площадью 87,1 кв.м., в которой проживали Ахметов С.А. и Н.Г.С. Впоследствии были зарегистрированы 4 человека: А.Л.И., А.А.З., несовершеннолетние А.Л.Л., А.А.Л.., что привело к уменьшению площади жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в ней гражданина, и составила <данные изъяты> кв. метров. Суд соглашается с доводами представителя ответчика, что заявитель умышленно предпринял действия по изменению состава семьи в целях преднамеренного ухудшения жилищных условий. Как видно из представленных ответчиком доказательств А.Л.И. значился зарегистрированным с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., зарегистрированного на имя брата Н.М.З. А.А.З. вместе с несовершеннолетними детьми значилась зарегистрированной по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежащего отцу Ш.З.С. Истец был осведомлен о семейном положении своего внука, о составе его семьи и, безусловно, понимал, что в результате вселения в жилой дом, всех членов его семьи в составе 4 человек, значительно ухудшит его жилищные условия. Судом не установлено обстоятельств, свидетельствовавших бы о том, что регистрация или вселение указанных лиц было вызвано невозможностью отдельного проживания истца в силу состояния здоровья или преклонного возраста. Кроме того, факт вселения семьи внука в жилой дом, проживание одной семьей и ведения общего хозяйства, опровергается актом обследования материально-бытового положения проведенного органами учреждения социальной защиты ДД.ММ.ГГГГ. Суд принимает во внимание, что, до регистрации указанных лиц в жилом доме заявителя, они обладали правом пользования в отношении других жилых помещений, добросовестность расторжения договора найма и изменение места регистрации какими-либо достоверными доказательствами не подтверждена.

В этой связи, по мнению суда, распоряжение уполномоченного органа об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с не истечением срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ, после изменения состава семьи заявителя является обоснованным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к мнению, что отказ в постановке Ахметова С.А. на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Ахметова С.А. о признании незаконным отказа Исполнительного комитета <адрес> муниципального района <адрес> в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ через городской суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья: М.И. Саитов.

Решение в законную силу не вступило.