Дело № 2-733/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2012 года Бавлинский городской суд РТ в составе:
председательствующего судьи Саитова М.И.
с участием прокурора Муртазина И.А.,
при секретаре Сафиной Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <адрес> городского прокурора к исполнительному комитету <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности ликвидировать сброс неочищенных сточных вод на территории водоохраной зоны,
установил:
<адрес> городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) к исполнительному комитету <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности ликвидировать сброс неочищенных сточных вод на территории водоохраной зоны. В обоснование заявления указал, что в ходе проверки в рамках осуществления надзора за исполнением действующего законодательства было установлено, что на территории <адрес> сельского поселения допускаются факты систематического сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности на территории водоохраной зоны реки <адрес> с многоквартирных домов № по <адрес>, что является нарушением ст. 56 и п.15 ст. 65 Водного Кодекса РФ, в соответствии с которым запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в границах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрения почв, размещение мест захоронения отходов производства и потребления, отравляющих и ядовитых веществ. Указанные дома находятся в собственности ответчика. Игнорирование исполнительным комитетом вышеуказанных требований законодательства приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселения, что негативно влияет на состояние природной среды, создает угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушает интересы РФ, а также гарантированные Конституцией РФ право на благоприятную окружающую среду. Просит обязать ответчика ликвидировать сброс неочищенных сточных вод на территории водоохраной зоны и установить выгреб для сточных вод.
В судебном заседании помощник <адрес> городского прокурора <адрес> Муртазин И.А. настаивал на удовлетворении заявления по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчика исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> на судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела, возражений не представили.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов <адрес> Приикского территориального управления Кожемякина Д.А. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.
Выслушав прокурора, представителя третьего лица, изучив представленные доказательства, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ч.5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образованиях, предусматривающей из разделение на виды ( пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно п.1 ст.52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления в недра и на почву запрещен.
В силу ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводить мероприятия по восстановлению природной среды.
Согласно СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» для отдельно стоящих зданий при расходе сточных вод до 1 куб.м\сутки допускается устройство выгреба, с последующим вывозом сточных вод на биологические очистные сооружения.
В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В судебном заседании установлено, что на территории <адрес> сельского поселения осуществляется ненадлежащее выполнение требований законодательства об охране окружающей среды, что приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселения, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с уставом муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> муниципального района <адрес> исполнительный комитет организует в границах поселения, водоотведение, обеспечивает организацию благоустройства территории поселения, организует сбор и вывоз бытовых отходов, осуществляет организацию охраны земель находящихся в муниципальной собственности. При таких обстоятельствах суд полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать исполнительный комитет <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> ликвидировать сброс неочищенных сточных вод на территории водоохраной зоны реки <адрес>, установить выгреб в соответствии со строительными нормами и правилами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через городской суд.
Судья: М.И. Саитов.
Решение в законную силу не вступило.