иск Жилиной к Нуртдиновым о признании госакта, договора дарения ,свидетельства о госрегистрации недействительными, признании права собственности



Дело № 2-11/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011 года Бавлинский городской суд РТ

под председательством судьи Гильмутдиновой М.М.

с участием адвоката Галиулиной Н.А.,

при секретаре Погонкиной О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жилина Р.Д. к Нуртдинова З.Д., Нуртдинова В.А. о признании незаконным государственного акта на право владения и пользования землей, признании недействительным договора дарения, свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, признании права собственности на часть земельного участка,

установил:

Истица обратилась в суд к ответчикам с иском о признании незаконными: государственного акта №РТ-11-14-011381, выданный Бавлинским поселковым советом народных депутатов РТ от 29.03.1994 года, договора дарения земельного участка и доли жилого дома от 08.11.2008 года, заключенного между ответчиками, применении последствия недействительности сделки, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 1496 кв.м., расположенного по адресу: РТ <адрес>, принадлежащей Нуртдиновой З.Д. и прекращении права собственности на земельный участок за ответчицей, признании права собственности за истицей на земельный участок в размере 1/6 доли, расположенного по вышеуказанному адресу. В обоснование указав, что на земельном участке по адресу: РТ <адрес> их отцом ФИО8, умершим дата был построен жилой дом. Согласно свидетельств о праве на наследство по закону, выданных дата, истица и ответчики являются наследниками данного жилого дома. Доли Жилиной Р.Д. и Нуртдиновой З.Д. составляют по 1/6 доли, у Нуртдиновой В.А. 2/3 доли жилого дома. В 1994 году на имя Нуртдиновой В.А. был выдан государственный акт на земельный участок, на котором расположен наследственный жилой дом. Считает, что тем самым ее права как одного из участников приватизации земельного участка были ущемлены. Договором дарения от 08.11.2008 года их мать- Нуртдинова В.А. подарила данный земельный участок и свою долю в жилом доме Нуртдиновой З.Д.

На судебном заседании истица и ее представитель настаивали на иске.

Ответчики и их представитель адвокат Галиулина Н.А. просили применить срок исковой давности и отказать в иске.

Представитель заинтересованного лица-Бавлинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ оставила решение спора на усмотрение суда.

Представитель исполнительного комитета Бавлинского муниципального района РТ на судебном заседании исковое заявление поддержал.

Суд, выслушав стороны их представителей, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, считает иск обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ст. 37 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1), при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.

В случае перехода права собственности на строение, сооружение к нескольким собственникам указанные права на землю переходят, как правило, в размере пропорционально долям собственности на строение, сооружение.

Как усматривается из свидетельства о праве на наследство от дата наследниками ФИО8, умершего дата в равных долях являются: жена Нуртдинова В.А, дочери Нуртдинова Р.Д. и Нуртдинова З.Д. Наследственное имущество состоит из ? доли домовладения, состоящего из бревенчатого жилого дома, кирпичного гаража, бани, сарая, двух кирпичных погребов, забора, ворот, расположенного на земельном участке 1295 кв.м. в <адрес>, принадлежащих на праве личной собственности на основании двух договоров купли-продажи от дата.

Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество Нуртдинова З.Д. является собственником 2/3 доли в общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: РТ <адрес>.

Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество Нуртдинова З.Д. является собственником земельного участка площадью 1496 кв.м., расположенным по адресу: РТ <адрес>.

Согласно государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №РТ-11-14-011381 Нуртдиновой В.А., проживающей по адресу: <адрес> Бавлинским поссоветом народных депутатов постановлением от дата № Президиума Бавлинского поселкового совета предоставлен земельный участок площадью 0,1496 гектаров для индивидуального жилищного строительства.

Как усматривается из технического паспорта жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет площадь 78,5 кв.м., 1973 года постройки.

Согласно свидетельства о смерти, ФИО8 умер дата.

Как усматривается из налоговых квитанций, Жилина Р.Д. оплачивала земельный налог за 1/6 доли земельного участка по адресу <адрес>А.

Как следует из свидетельства го государственной регистрации права от дата Жилина Р.Д. является собственником 1/6 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А.

Согласно договора дарения от дата Нуртдинова В.А. подарила Нуртдиновой З.Д., принадлежащий ей по праву собственности земельный участок, площадью 1496 кв.м. и 2/3 доли в праве общей собственности жилой дом, размещенный на указанном земельном участке, находящийся по адресу: РТ <адрес>А.

Как усматривается из ответа межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по РТ за Нуртдиновой З.Д. с дата по дата числилась 1/6 доля и с дата 1/1 доли земельного участка, расположенного по адресу: РТ <адрес>А. За Жилиной Р.Д. с дата по дата числилась 1/6 доля земельного участка и с дата по дата (1/3 доля), с дата 1/6 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А. По состоянию на дата за Нуртдиновой З.Д. и Жилиной Р.Д. задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу не имеется.

Свидетель ФИО9на судебном заседании пояснила, что ее сестра Нуртдинова В.А., приехав с мужем с Севера купили дом с земельным участком по адресу: <адрес>А. В 1982 году ее супруг умер. А в 1994 году Нуртдинова В.А. приватизировала жилой дом и земельный участок на себя, поскольку дети были еще маленькие. Ее сестра платила все налоги.

Свидетель ФИО10 на судебном заседании пояснила, что дом и земля были оформлены на Нуртдинову В.А. Нуртдинова В.А. всегда советовалась со старшей дочерью, то есть с Жилиной Р.Д. В 1994-1996 годах у Жилиной Р.Д. наверное уже квартира была. Жилина Р.Д. знала о том, что Нуртдинова В.А. оформляет все на себя.

Таким образом, на судебном заседании установлено, что супруги Нуртдиновы после приобретения в 1979 году жилого дома по адресу р.п.Бавлы <адрес>А, стали совместно владеть и пользоваться спорным земельным участком как своим собственным. После смерти ФИО8 дата, его супруга Нуртдинова В.А. и две дочери Нуртдинова З.Д. и Жилина Р.Д. согласно свидетельства о праве на наследство приняли наследство, состоящее из ? доли домовладения по вышеуказанному адресу в равных долях. Впоследствии в 1994 году на имя Нуртдиновой В.А. был выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей на основании постановления от 29.03.1994 года Президиума Бавлинского поселкового совета о предоставлении земельного участка площадью 0,1496 гектаров для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>А. По мнению суда, данный государственный акт в силу ст. 37 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент его выдачи, нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы Жилиной Р.Д. и подлежит признанию как не соответствующий закону, поскольку в случае перехода права собственности на строение, сооружение к нескольким собственникам указанные права на землю переходят, как правило, в размере пропорционально долям собственности на строение, сооружение. Как было указано выше жилой дом с надворными постройками, принадлежащий на праве собственности ФИО8 был принят его наследниками по закону в равных долях, после чего они стали владеть и пользоваться земельным участком, на котором расположено домовладение как своим собственным, следовательно, при приватизации спорного земельного участка, права на землю должны были перейти к собственникам домовладения в размере пропорционально их долям собственности на жилой дом.

При таких обстоятельствах, последующий договор дарения земельного участка и жилого дома от 08.11.2008 года, заключенный между Нуртдиновой В.А. и Нуртдиновой З. Д., зарегистрированный в Бавлинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по РТ подлежит признанию недействительным и применению последствия недействительности сделки, вернув стороны в первоначальное положение. Также подлежит признанию недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок общей площадью 1496 кв.м., принадлежащий Нуртдиновой З. Д. и прекращению за ней право собственности на указанный земельный участок.

Иск в части признании права собственности за истицей на земельный участок в размере 1/6 доли, расположенного по вышеуказанному адресу не подлежит удовлетворению за необоснованностью, поскольку судом сделка признана недействительной и стороны возращены в первоначальное положение.

Ходатайство представителя ответчиков о применении срока исковой давности, суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу ст.196 ГК РФ, общий срок исковой данности составляет три года, а о существовании спорного государственного акта истица узнала в ходе рассмотрения данного гражданского дела, после чего обратилась в суд с дополнением к исковому заявлению об оспаривании данного акта. Кроме того как усматривается из материалов гражданского дела истица оплачивала налог на земельный участок в соответствии со своей долей собственности в жилом доме.

В силу ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства с Нуртдиновой В.А. 000 рублей, с Нуртдиновой З. Д. 000 рублей, с Жилиной Р. Д. 000 рублей.

На основе изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным государственный акт №РТ-11-14-011381, выданный Бавлинским поселковым советом народных депутатов РТ от 29.03.1994 года, зарегистрированный в книге записей государственных актов на право владения пользования землей за №.

Признать недействительным договор дарения земельного участка и жилого дома от 08.11.2008 года, заключенный между Нуртдинова В.А. и Нуртдинова З.Д., зарегистрированный в Бавлинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по РТ и применить последствия недействительности сделки и вернуть стороны в первоначальное положение.

Признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 1496 кв.м., кадастровым номером 16:55:010106:0147, распложенного по адресу: РТ <адрес>А, принадлежащей Нуртдинова З.Д. и прекратить за ней право собственности на указанный земельный участок.

Взыскать государственную пошлину в доход государства с Нуртдинова В.А. 000 рублей, с Нуртдинова З.Д. 000, с Жилина Р.Д. 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в 10–ти дневный срок через городской суд.

Судья: подпись

Определением Верховного суда РТ от 24 марта 2011 года решение суда изменено: государственный акт № РТ-11-14-011381, выданный Бавлинским поселковым советом народных депутатов РТ от 29.03.1994 года, договор дарения земельного участка от 08.11.2008 года, свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок признаны недействительными в 1/6 части площади земельного участка. За Жилиной Р.Д. признано право собственности на 1/6 часть спорного земельного участка.