решение по иску и.о. прокурора Баунтовского района к администрации МО СП Северное` о признании бездействия незаконным и обязаниии устранить нарушения норм пожарной безопасности



Дело № 2-86/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года с. Багдарин

Судья Баунтовского районного суда РБ Мохорова С.М., единолично,

с участием помощника прокурора Баунтовского района Федорова А.К.,

при секретаре Жигжитовой Л.Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баунтовского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Северное» о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в нарушении норм и требований пожарной безопасности и норм в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязании ответчика устранить данные нарушения,

установил:

В Баунтовский районный суд РБ обратился и.о. прокурора Баунтовского района с вышеназванным иском.

В судебном заседании помощник прокурора Баунтовского района Федоров А.К. иск поддержал, указав, что прокуратурой Баунтовского района РБ совместно с Отделом надзорной деятельности Баунтовского района Управления надзорной деятельности МЧС России по РБ и заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах РБ проведена выездная проверка соблюдения законодательства об охране лесов от пожаров на территории муниципального образования сельское поселение «Северное» (далее МО СП «Северное»).

В ходе проверки установлено, что администрацией МО СП «Северное» при осуществлении своей деятельности допускаются нарушения требований пожарной безопасности и норм в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Так, здание администрации поселения не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01.03. п. 3, НПБ 110-03 п. 14); не произведен ремонт электропроводки в здании администрации (ППБ 01.03. п. 57); расстояние от границ застройки до лесного массива в северо-восточной части ул. Лесная, северо-восточной части ул. Санникова, с северной, северо-западной и юго-западной сторон п. Северный не соответствует нормам (ППБ 01.03 п.п. 3, 112, ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69 ст. 19); отсутствует минерализованная полоса в районе северо-восточной части ул. Санникова, северо-восточной части ул. Лесная, вдоль юго-западной стороны п. Северный (ППБ 01.03 п.п. 3, 112, ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69 ст. 19); территория п.Северный в пределах противопожарных разрывов не очищена от горючих материалов (снос бесхозных строений), сухой травы и т.д. (ППБ 01.03 п.п. 3, 21; ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69 ст. 19); нормативно-правовым актом не закреплен состав добровольной пожарной дружины и не определен порядок ее привлечения (ППБ 01.03 п. 3; ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69 ст. 19).

Кроме того, в нарушение ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» администрацией МО СП «Северное» не создан резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с этим, жизнь и здоровье жителей МО СП «Северное», а также граждан, временно прибывающих или следующих транзитом по территории указанного поселения до настоящего времени находится под угрозой. Просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в нарушении норм и требований пожарной безопасности и норм в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обязать ответчика устранить данные нарушения, а именно, признать бездействие муниципального образования сельское поселение «Северное», выразившееся в нарушении норм и требований пожарной безопасности и норм в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным, обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Северное» устранить нарушения норм и требований пожарной безопасности и норм в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:

1.      оборудовать здание администрации автоматической пожарной сигнализацией;

2.      произвести ремонт электропроводки в здании администрации;

3.      обеспечить расстояние от границ застройки до лесного массива в северо-восточной части ул. Лесная, северо-восточной части ул. Санникова, с северной, северо-западной и юго-западной сторон п. Северный в соответствии с нормами пожарной безопасности;

4.      создать минерализованные полосы в районе северо-восточной части ул. Санникова, северо-восточной части ул. Лесная, вдоль юго-западной стороны п. Северный;

5.      очистить территорию п.Северный в пределах противопожарных разрывов от горючих материалов, (снос бесхозных строений), сухой травы и т.д.;

6.      закрепить нормативно-правовым актом состав добровольной пожарной дружины и определить порядок ее привлечения;

7.      создать резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Представитель ответчика в лице главы МО СП «Северное» Н.И. Тихонова в судебном заседании иск прокурора признала, при этом просила принять во внимание, то, что здание, в котором размещается администрация бесхозное, и денежные средства, потраченные на ремонт и замену электропроводки могут быть признаны нецелевым использованием. В настоящее время принимаются меры по постановке здания администрации на учет как бесхозяйного, в дальнейшем планируется установить право муниципальной собственности на данное здание. Для обеспечения расстояний от границ застройки до лесного массива ими заключён договор оказания платных услуг в сфере лесного хозяйства № 24/11 от 26.04.2011г. с Витимским филиалом ГУ РБ «АНОИЗВЛ». Также заключён договор на выполнение работ и оказание услуг по тушению лесных пожаров. Минерализованные полосы не выполнены в полном объеме в связи с тем, что техника в данное время отсутствует. Территория п.Северный в пределах противопожарных разрывов очищается от горючих материалов. Добровольные пожарные дружины закреплены распоряжением главы, определён порядок их привлечения.

Представитель отдела надзорной деятельности Баунтовского района Управления надзорной деятельности МЧС России по РБ Жигалов П.А. в судебном заседании указал, что указанные в исковом заявлении нарушения норм пожарной безопасности и норм в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, действительно имеют место, в связи с чем может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, судья считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме, как законные и обоснованные.

Так, в соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу статьи 19 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территория общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём; организация и принятия мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Статьей 1 ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии с пунктом «д» части 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления обязаны самостоятельно создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании статьи 25 указанного Закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны быть созданы заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании установлено, что действительно, имеют место нарушение ответчиком правил и норм пожарной безопасности и норм в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данное обстоятельство подтверждается копиями сообщений начальника Отделения надзорной деятельности Баунтовского района о выявлении нарушений обязательных требований пожарной безопасности администрацией МО СП «Северное».

Доводы истца о том, что ответчиком не создан резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, подтверждаются копией письма финансового управления местной администрации МО «Баунтовский эвенкийский район».

Доводы представителя ответчика о том, что расходы на ремонт электропроводки могут быть признаны нецелевым использованием, поскольку здание администрации поселения бесхозное, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Более того, в силу ст. 210 Трудового кодекса РФ сохранение жизни и здоровья работника является приоритетным.

Доводы представителя ответчика о том, что для обеспечения расстояний от границ застройки до лесного массива ими заключены договоры, не свидетельствуют о том, что ответчиком устранены указанные нарушения норм пожарной безопасности.

Так, из представленной копии договора № 24/11 от 26 апреля 2011 г., заключенного между администрацией МО СП «Северное» и Витимским филиалом ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов», следует, что предметом договора является оказание платных услуг по подбору и обследованию лесных насаждений, в целях определения состояния лесов.

Из копии договора от 18 апреля 2011 г. заключенного между администрацией МО СП «Северное» и Витимским филиалом ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов», следует, что предметом договора является оказание помощи заказчику при тушении лесных пожаров.

Доводы представителя ответчика о том, что распоряжением главы сельского поселения закреплены добровольные пожарные дружины, определён порядок их привлечения, также несостоятельны.

Так, суду представлена копия распоряжения № 6 от 24 марта 2011 г. «Об организации добровольной пожарной охраны сельского поселения», в приложениях указан состав добровольной пожарной дружины в п. Малый Амалат, и в п. Северный. При этом указанные в составе ДПД граждане с данным распоряжением не ознакомлены.

Как следует из приложенной копии постановления № 9 от 26 января 2009 г. утверждены Положение о создании и организации деятельности добровольной пожарной дружины, порядок ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны, Реестр добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны, а также Перечень населенных пунктов, в которых создается добровольная пожарная охрана. С вышеперечисленными документами граждане, указанные в составе ДПД также не ознакомлены, в реестре не зарегистрированы, отсутствуют подписи лиц, ответственных за ведение реестра.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения на момент рассмотрения дела в суде, ответчиком не устранены, в связи с чем принимается решение об удовлетворении иска и.о. прокурора.

В силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты госпошлины освобождаются.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение «Северное», выразившееся в нарушении норм и требований пожарной безопасности и норм в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Северное» устранить нарушения норм и требований пожарной безопасности и норм в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:

1.      оборудовать здание администрации автоматической пожарной сигнализацией;

2.      произвести ремонт электропроводки в здании администрации;

3.      обеспечить расстояние от границ застройки п. Северный до лесного массива в северо-восточной части ул. Лесная, северо-восточной части ул. Санникова, с северной, северо-западной и юго-западной сторон п. Северный в соответствии с нормами пожарной безопасности;

4.      создать минерализованные полосы в районе северо-восточной части ул. Санникова, северо-восточной части ул. Лесная, вдоль юго-западной стороны п. Северный;

5.      очистить территорию п.Северный в пределах противопожарных разрывов от горючих материалов, (снос бесхозных строений), сухой травы и т.д.;

6.      закрепить нормативно-правовым актом состав добровольной пожарной дружины и определить порядок ее привлечения;

7.      создать резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.М. Мохорова