Дело № 2-6/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 января 2012 года с. Багдарин Судья Баунтовского районного суда Республики Бурятия С.М.Мохорова, единолично, с участием заместителя прокурора Баунтовского района Республики Бурятия Манушкина А.В., при секретаре Жигжитовой Л.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баунтовского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия местной администрации муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район», муниципального унитарного предприятия «Жилищный коммунальный комплекс Баунтовского эвенкийского района», муниципального автономного учреждения «Баунткомсервис» и обязать выполнить возложенные федеральным законодательством обязанность по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2011-2012 гг. общего нормативного запаса топлива для всех котельных, установила: В Баунтовский районный суд РБ обратился прокурор района с вышеназванным заявлением. В судебном заседании зам.прокурора Манушкин А.В. иск поддержал, в обоснование указав, что бездействием ответчиков по несоблюдению и неисполнению требований Федерального закона от 21.12.2011 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», то есть в невыполнении мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, может повлечь нарушение конституционных прав граждан на достойную жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду, права на ограничение в предоставлении коммунальных услуг. Ответчиков следует обязать выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2011-2012 гг. общего нормативного запаса топлива для всех котельных района. Так, согласно ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Между местной администрацией МО «Баунтовский эвенкийский район» и МУП «Жилищный коммунальный комплекс Баунтовского эвенкийского района» (далее МУП ЖКК) 30.11.2011 г. заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, согласно которому за МУП «ЖКК» закрепляется на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, указанное в перечне (Приложение к Договору № 1) для осуществления функций по эффективному использованию муниципального имущества. В соответствии с постановлением главы МА МО «Баунтовский эвенкийский район» № 465 от 21.11.2011 г. МУП ЖКК создано в целях оказания коммунальных и бытовых услуг населению. Постановлением главы МА МО «Баунтовский эвенкийский район» № 460 от 16.11.2011 г. создано муниципальное автономное учреждение «Баунткомсервис» (далее МАУ «Баунткомсервис»). Согласно п. 2.3 Устава МАУ основной целью деятельности учреждения является формирование и эффективное управление аварийным запасом материально-технических ресурсов для предупреждения и ликвидации возможных аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса Баунтовского эвенкийского района. Статьей 157 Жилищного Кодекса РФ установлено, что правила оказания коммунальных услуг населению устанавливаются постановлением Правительства РФ. В соответствии с п. 3 Правил оказания коммунальных услуг гражданам (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, исполнителем коммунальных услуг на территории района является МУП «ЖКК». Обязанностью исполнителя согласно подпунктам «а», «б» пункта 49 указанных Правил является предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья, не причиняющих вреда имуществу. В соответствии с подпунктом «в» пункта 49 Правил исполнитель обязан I/самостоятельно производить ресурсы (в данном случае, необходимые для предоставления коммунальных услуг). В соответствии с п. 2 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 г. № 66 (далее Инструкция), норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов «неснижаемого нормативного запаса топлива» (далее - ННЗТ) и «нормативного эксплуатационного запаса топлива» (далее НЭЗТ). Согласно п. 17 Инструкции расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по электростанциям (котельным) организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, согласно главам 2 и 3 Инструкции соответственно. В результатах расчетов значения нормативов представляются в тоннах натурального твердого и жидкого топлива и округляются до десятых долей указанной единицы измерения. В соответствии с п. 37 Инструкции количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется фактическим временем, необходимым для доставки топлива от поставщика или базовых складов, и временем, необходимым на погрузо-разгрузочпые работы. В соответствии с п. 39 Инструкции для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток. Для твердого топлива НЭЗТ рассчитывается на 45 суток. Согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, энерго-снабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива. По состоянию на 16 декабря 2011.г. нормативный запас топлива на котельных, находящихся в эксплуатации МУП «ЖКК» не обеспечен, что создает угрозу для отопительного сезона и может повлечь тяжелые последствия. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно. Представитель ответчика - МА МО «Баунтовский эвенкийский район» по доверенности Ястребов В.Н.иск не признал, пояснив, что в соответствии с п. 2 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 г. № 66 (далее Инструкция), норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов «неснижаемого нормативного запаса топлива» (далее - ННЗТ) и «нормативного эксплуатационного запаса топлива» (далее НЭЗТ). В соответствии с постановлением от 16 ноября 2011 года № 460 главы МА МО «Баунтовский эвенкийский район» было создано Муниципальное унитарное предприятие «Жилищный коммунальный комплекс «Баунтовский эвенкийский район». Согласно п. 2.3 Устава МАУ «Баунткомсервис» основной целью деятельности учреждения является формирование и эффективное управление аварийным запасом материально-технических ресурсов для предупреждения и ликвидации возможных ситуации на объектах жизнеобеспечения предприятий и организации жилищно-коммунального комплекса Баунтовского эвенкийского района. На сегодняшний день нормативный запас топлива в котельных, находящихся в эксплуатации МУП «ЖКХ» обеспечен на 7 суток, поэтому нет угрозы для жизни и здоровья граждан. На сегодняшний день остаток угля в котельных района составляет 429 тонн, запас угля на 7.7 суточных норм. В пути находится 7 автомашин с 128 тонн угла. Согласно справки от 01 декабря по 16 января 2012г. МАУ «Баунткомсервис» приобретено и вывезено в с.Багдарин Баунтовского района 2618,5 тонн угля. Протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и обеспечению пожарной безопасности, решено направить денежные средства, выделенные из резервного фонда Правительства Республике Бурятия в объеме 7,5 миллионов рублей МАУ «Баунткомсервис» для приобретения и доставки 2679 тонн угля с целью создания нормативного запаса топлива, что подтверждается счетом-фактурой, соглашением между местной администрацией МО «Баунтовский эвенкийский район» и муниципальным автономным учреждением «Баунткомсервис» о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг юридическим лицам, постановление № 534, договор безмозмездного ответственного хранения имущества, договора на оказание автотранспортных услуг, договора поставки угля, акт приема и передачи имущества, платежные поручения. Представитель МАУ «Баунткомсервис» Жигмитов А.Д. иск не признал, пояснив, что на сегодняшний день угрозы для жизни и здоровья населения нет. МАУ «Баунткомсервис» обеспечивает углем МУП «ЖКК Баунтовский эвенкийский район», остаток угля в котельных района составляет 429 тонн. Запас угля на 7.7 суточных норм. В пути находится 7 автомашин с 128 тоннами угля. Представитель ответчика – МУП «ЖКК» Дугарова Э.К. исковые требования прокурора признала, однако пояснила, что Постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года утратило силу, где есть указание об исполнителе коммунальных услуг, в частности МУП «ЖКК». Угрозы для жизни населению нет, МУП «ЖКК» был образован 1 декабря 2011 года, соответственно не мог произвести нормативный запас топлива, в связи с чем уголь был приобретен у МАУ «Баунткомсервис». С ними заключены соответствующие договора. В настоящее время от поступающих платежей от населения за оказание коммунальных услуг, производится закуп угля для отопления, который поступает постоянно. Выслушав стороны, исследовав представленные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора частично по следующим основаниям. В силу ст. 157 ЖК РФ Правила оказания коммунальных услуг населению устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации. Согласно Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила). Согласно п. 3 Правил «коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; В соответствии с указанными Правилами исполнителем предоставления коммунальных услуг является МУП «ЖКК». Таким образом, МУП «ЖКК», согласно п. 49 Правил, обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; в) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, что подтверждается признанием иска представителем ответчика МУП «ЖКК» Дугаровой Э.К. Ссылка представителя Дугаровой Э.К. о не имеющим юридической силы Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. несостоятельна, поскольку указанное Постановление действует в редакции от 06 мая 2011 года, изменения внесенные в Постановление не затрагивают предмета иска. В иске прокурора также указано требование о признании бездействия МА МО «Баунтовский эвенкийский район» и МАУ «Баунткомсервис» по несоблюдению и неисполнению требований Федерального закона от 21.12.2011 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», что в судебном заседании не нашло своего подтверждения Как следует, из показаний представителей ответчиков МА МО «Баунтовский эвенкийский район» Ястребова В.Н. и МАУ «Баунткомсервис» Жигмитова А.Д. ими соблюдаются все требования по соблюдению и исполнению требований Федерального закона от 21.12.2011 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», поскольку администрацией выделены денежные средства из резервного фонда Правительства Республики Бурятия в объеме 7,5 млн. рублей МАУ «Баунткомервис» для приобретения и доставки 2679 тонн угля с целью создания нормативного запаса топлива (л.д. 43), МАУ «Баунткомсервис» заключил договора о поставке топлива (л.д. 58-67). В связи с отказом прокурора от иска в данной части, судом, с вынесением определения, производство по делу прекращено в части признания незаконным бездействия местной администрации муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район», муниципального автономного учреждения «Баунткомсервис» и обязании выполнить возложенные федеральным законодательством обязанность по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2011-2012 гг. общего нормативного запаса топлива для всех котельных, В судебном заседании помощник прокурора Манушкин А.В. согласился с доводами представителей Ястребова В.Н. и Жигмитова А.Д., в данной части поддерживать исковые требования не будет, однако следует признать бездействие МУП «ЖКК» по невыполнению обязанностей, установленных п. 49 Правил. Суд согласен с позицией прокурора, поскольку утверждение представителя Дугаровой Э.К. об отсутствии бездействия с их стороны, в виду того, что они образовались только 1 декабря 2011 года, несостоятельно. Как следует из представленных документов, в соответствии с постановлением главы МА МО «Баунтовский эвенкийский район» № 465 от 21.11.2011 г. МУП ЖКК создано в целях оказания коммунальных и бытовых услуг населению (л.д. 6, 11), заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖКК Баунтовского эвенкийского района», что подтверждается Актом приема-передачи (л.д. 12-17), действуют на основании Устава МУП «ЖКК Баунтовского эвенкийского района». Непродолжительный период деятельности указанного предприятия не освобождает последнего от выполнения поставленных перед ним задач Учредителем. Кроме того, судом учитывается признание иска представителем МУП «ЖКК Баунтовского эвенкийского района». На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, решил: Признать бездействие муниципального унитарного предприятия «Жилищный коммунальный комплекс Баунтовского эвенкийского района» по несоблюдению и неисполнению требований Федерального закона от 21.12.2011 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищный коммунальный комплекс Баунтовского эвенкийского района» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2011-2012 гг. общего нормативного запаса топлива для всех котельных. Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Окончательное решение принято 23 января 2012 года. Судья С.М.Мохорова