РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2010 г. г. Батайск
Батайский городской суд в составе
Председательствующего судьи Фетинга Н.Н.,
при секретаре Марченко И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кормильченко ФИО9 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в лице Батайского отдела, 3-е лицо: Межрайонная ИФНС России Номер обезличен по Ростовской области об обязании привести в соответствие с реальной стоимостью кадастровую стоимость земельного участка, внесении изменений в кадастровый паспорт,
УСТАНОВИЛ
Кормильченко В.П. обратился с иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об обязании привести в соответствие с реальной стоимостью кадастровую стоимость земельного участка, внесении изменений в кадастровый паспорт в части изменения целевого назначения земельного участка, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец является собственником земельного участка по адресу: ..., ..., и, соответственно, плательщиком земельного налога.
В Дата обезличена году размер земельного налога по сравнению с предшествующими периодами значительно увеличился и составил 3364,87 руб. (за 2008 год - 419,19 руб.).
Кадастровая стоимость, из которое начислен налог, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка.
Истец указывает на то, что не был уведомлен о результатах и механизме кадастровой оценки земельного учаскта.
Кормильченко В.П. ссылается на положения Закона «Об оценочной деятельности», предусматривающие его право на проведение государственной оценки земли, на обязанность органов власти провести оценку участка по текущей рыночной стоимости.
Кроме того, истец указывает на то, что в кадастровом паспорте его земельного участка не обоснованно указан вид землепользования в отношении его части. Кормильченко В.П. настаивает на то, что часть участка используется им для ведения личного подсобного хозяйства. По данным БТИ - Номер обезличен кв.м участка используются как огород.
В этой связи Кормильченко В.П. просит признать недействительным пересмотр ответчиком налогооблагаемой базы и засчитать проведенный платеж как сумму налога за землю за Дата обезличена г., просит привести в соответствие с рыночной стоимостью кадастровую стоимость указанного земельного участка
Кормильченко В.П. в судебном заседании свои требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, действующий по доверенности, против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на необоснованность заявленных требований, на то, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, произведена по показателям утвержденным органами власти Ростовской области.
Представитель Межрайонная ИФНС России Номер обезличен в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке, предусмотренном ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником земельного участка по адресу: ..., .... Согласно кадастровому паспорту данный земельный участок отнесен к землям под домами индивидуальной жилой застройки. Кадастровая стоимость участка 1131624 руб., площадь участка Номер обезличен кв.м.
Согласно пункту 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена, государственная кадастровая оценка земель производится с определенной периодичностью - не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области проводилась дважды: в Дата обезличена годах и в Дата обезличена.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области проводилась в Дата обезличена году во исполнение Постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от Дата обезличена Номер обезличен (далее - Методические указания), и с применением Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от Дата обезличена Номер обезличенП/0152 (далее - Технические рекомендации), в которых приводится определенная технологическая последовательность выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов ... были выполнены ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в лице филиала по Южному федеральному округу на основании государственного контракта Номер обезличен от Дата обезличена г.
Из содержания п. 1.2. Методических указаний следует, что Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования. Согласно п. 1.4. Методических указаний определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов начинается с формирования Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, который в соответствии с п. 2.1.1. Методических указаний формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на Дата обезличена года проведения работ, то есть на Дата обезличена.
При постановке земельного участка заявителя на государственный кадастровый учет Дата обезличена года его кадастровая стоимость была определена с учетом удельных показателей, утвержденных по результатам работ по кадастровой оценки Дата обезличена годах.
Дата обезличена данный земельный участок был включен в перечень оцениваемых объектов и оценен с учетом его всех имеющихся характеристик (относящийся к категории «земли населенных пунктов») как самостоятельный объект земельных правоотношений.
Постановлением Администрации Ростовской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» в соответствии с указаниями пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации были утверждены результаты расчета средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земель, представленные в Администрацию Ростовской области Управлением Роснедвижимости по Ростовской области.
По Дата обезличена год включительно применялись результаты государственной кадастровой оценки Дата обезличена годов, а с Дата обезличена года, после вступления в силу Постановления Администрации Ростовской области от Дата обезличена Номер обезличен стали применяться результаты государственной кадастровой оценки земель, проведенной в Дата обезличена году.
Таким образом, показатели кадастровой стоимости земельных участков в Дата обезличена году выросли по сравнению с показателями кадастровой стоимости Дата обезличена года, а не по сравнению с Дата обезличена годом, так как с Дата обезличена года по Дата обезличена года показатели кадастровой стоимости не менялись.
Согласно пункту Номер обезличен. Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от Дата обезличена года Номер обезличен) проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществлялась Роснедвижимостью.
Таким образом, проверка работ по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области осуществлена уполномоченным органом.
Доводы истца о том, что Управление Росреестра не уведомило истца о результатах и механизме переоценки стоимости земли и повышения земельного налога необоснованны по следующим основаниям.
Постановление Администрации Ростовской области от Дата обезличена Номер обезличен является актом органа исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае -Администрации Ростовской области, а не Управления Росреестра по Ростовской области. Более того, к компетенции Управления Росреестра не относится уведомление граждан о результатах проведенной государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ.
Указанное Постановление принято уполномоченным органом в установленном порядке, на момент настоящего судебного разбирательства является действующим правовым актом, не признано не соответствующим законодательству и не отменено.
Данное постановление опубликовано в сборнике Номер обезличен, апрель Дата обезличена года. «Собрание правовых актов Ростовской области».
В соответствии со статьей 4 Областного закона Ростовской области от Дата обезличена Номер обезличенЗС официальным опубликованием Устава Ростовской области, областного закона, постановления Законодательного Собрания Ростовской области, правового акта Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, органа исполнительной власти Ростовской области считается первая публикация его полного текста в газете «Наше время» или «Собрании правовых актов Ростовской области». Согласно статье S указанного закона «Собрание правовых актов Ростовской области» является официальным периодическим печатным изданием, в котором публикуются Устав Ростовской области, областные законы, постановления Законодательного Собрания Ростовской области, правовые акты Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области.
Решением Ростовского областного суда от Дата обезличена по делу Номер обезличен о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия Постановления Администрации Ростовской области Номер обезличен от Дата обезличена «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» указанный акт признан соответствующим закону. Кроме того, Дата обезличена Верховный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении жалобы о признании данного решения незаконным.
Законодательство не содержит указания на тождество рыночной и кадастровой стоимостей, или какого - либо обязательного их соотношения.
Кроме того, приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО Номер обезличен)» установлены следующие виды стоимости объекта оценки:
1. рыночная стоимость;
2. инвестиционная стоимость;
3. ликвидационная стоимость;
4. кадастровая стоимость.
Согласно пунктам 1, 2, 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ, Номер обезличен от Дата обезличена г., государственная кадастровая оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации, основанная на классификации их по целевому назначению и виду функционального использования производится для определения кадастровой стоимости земельных участков, для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Для определения рыночной цены целевое назначение и вид функционального использования значения не имеют. В основу рыночной оценки положено только определение иены с точки зрения наличия возможности отчуждения данного участка.
Именно поэтому, для определения рыночной стоимости земельного участка и стоимости кадастровой законодателем утверждены разные методики.
Для определения рыночной стоимости земельных участков установлена единая методика, применяемая независимо от целевого назначения и вида функционального использования земельного участка - Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утв. Распоряжением Минимущества РФ от Дата обезличена Номер обезличенр.
Для установления кадастровой стоимости утверждено несколько различных методик, поскольку в основу каждой оценки положена классификация земель по целевому назначению и виду функционального использования, так как земля оценивается как экономическая категория и как производственный ресурс, независимо от возможности ее продажи. Такие как:
- Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ Номер обезличен от Дата обезличена;
- Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель водного фонда, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от Дата обезличена Номер обезличен;
- Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от Дата обезличена Номер обезличен и т.д.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ Номер обезличен от Дата обезличена не содержат положений о том, что размер удельных показателей кадастровой стоимости земель должен быть близок к их рыночной стоимости или ей соответствовать.
Также, невозможность сопоставления рыночной и кадастровой стоимостей подтверждается тем, что рыночная стоимость имеет свойство постоянного изменения во времени и определяется на конкретную дату, в то время как кадастровая стоимость устанавливается и действует на срок от трех до пяти лет. Исходя из этого, некорректным является сравнение заявителем рыночной стоимости земельного участка, установленной в результате проведения оценочного исследования по состоянию на январь 2009 года со стоимостью кадастровой, установленной в Дата обезличена году на срок пять лет.
Примерный перечень факторов стоимости земельных участков приводится в Технических рекомендациях (п.3.2.1., Таблица 2 Приложения 7). К факторам стоимости относятся: физические характеристики земельного участка; характеристики местоположения; характеристики окружения; социальная инфраструктура (учреждения образования, учреждения здравоохранения, индустрия отдыха и развлечений, предприятия торговли, предприятия бытового обслуживания, учреждения культуры, малопривлекательные социальные объекты); коммунальная инфраструктура; состояние окружающей среды; градостроительная информация; социально-экономические показатели.
Использованная исполнителем работ информация об объектах недвижимости, инфраструктуре населенного пункта и иные данные были получены из официальных источников с соблюдением требований Методических указаний и Технических рекомендаций.
Методические указания и Технические рекомендации ориентированы на проведение расчетов кадастровой стоимости и на основании статистического анализа рыночных цен (что не является аналогом определения рыночных цен) и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Однако следует учесть, что рыночная информация не входит в перечень факторов стоимости и при определении кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1Номер обезличен Методических указаний, применяется много различных факторов стоимости и статистический анализ рыночных цен не является аналогом определения кадастровой стоимости участка.
Поэтому определение рыночной стоимости принадлежащего истцу земельного участка в том числе и на основании положений статей Номер обезличен Федерального Закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для возникшего спора правового значения не имеет.
Что касается доводов заявителя о необходимости засчитать платежи в сумме 419,19 руб. как сумму налога за 2009 году, в связи с необоснованностью пересмотра налогооблагаемой базы, то суд приходит к следующему выводу.
В данном случае из налогового уведомления на уплату физическим лицом земельного налога за Дата обезличена год видно, что данный налог рассчитан из налоговой базы 1131624 руб., то есть кадастровой оценки земельного участка истца, и составляет 3364,87 руб.
Земельный налог относится к числу местных налогов (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации). Он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно положениями его главы 31 (статьи 387 - 398), и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие и прекращает действовать и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387), налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения - земельного участка, расположенного в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389), как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390 и пункт 1 статьи 391). Таким образом, налоговая база по земельному налогу определена Налоговым кодексом Российской Федерации и представляет собой стоимостную оценку земельного участка, доводимую до сведения налогоплательщиков в каждом налоговом периоде и устанавливаемую в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Так, согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для определения кадастровой стоимости земельных участков, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Во исполнение данного предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года N 316 утверждены Правила государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми организация проведения такой оценки осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 10).
Требования пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, относятся к каждому из перечисленных в пункте 1 статьи 17 данного Кодекса элементов налогообложения, включая налоговую базу. Налоговая база, согласно его статье 53, представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (пункт 1); налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2). Федеральный законодатель, действующий при определении налоговых обязанностей в рамках своих дискреционных полномочий и обладающий фискальным суверенитетом, вправе устанавливать показатели оценки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимые для целей налогообложения, исходя из стоимостных, экономических или физических данных, характеризующих объект налогообложения, основываясь на правилах бухгалтерского учета, а также определениях и понятиях, используемых не только в налоговом, но и в иных отраслях законодательства.
Установление налоговой базы по земельному налогу, определяемой как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 и пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации), и проведение государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 и статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации) регламентируются нормами налогового и земельного законодательства.
Действующее Законодательство РФ не содержит запрета на увеличение земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.
Таким образом, оплаченные истцом 419,19 руб. не могут признаны судом как полное погашение начисленного земельного налога.
Кроме того, требование о зачете налога в сумме 419,19 руб., уплаченного истцом в январе 2009 года в счет суммы налога на землю за 2009 года предъявлено к Управлению Росреестра, тогда как к компетенции Управления не относится взимание и начисление налоговых платежей, данная функция относится к компетенции налоговых органов. В данном случае материально-правовых требований к налоговому органу истец не предъявил.
В отношении требований истца об обязании Управления Росреестра внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., в части «категория земель», суд приходит к следующему.
В силу требований ст. 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Решением Законодательного Собрания Ростовской области от Дата обезличена Номер обезличен установлены границы муниципального образования «город Батайск».
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Исходя из того, что указанный выше земельный участок расположен в границах муниципального образования «город Батайск», следовательно указанный земельный участок, равно как и его часть в сипу требований действующего земельного законодательства не может относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, часть земельного участка не является объектом права, объектом права может являться только конкретный земельный участок с определенным кадастровым номером и площадью.
Следовательно, вывод истца о том что часть его земельного участка, расположенного под огородом должна относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения» необоснован.
Федеральным закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от Дата обезличена Номер обезличенФЗ предусмотрен порядок перевода земельных участков из одной категории в другую.
Согласно п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона, решение о переводе земельного участка из одной категории в другую принимается исполнительным органом государственной власти или органом честного самоуправления, а не Управлением Роcpeeстpa.
Таким образом, доводы заявителя о нарушении его прав действиями Управления Росреестра - органа» несостоятельны.
При таких обстоятельствах поданное исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Иск Кормильченко ФИО10 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в лице Батайского отдела, 3-е лицо: Межрайонная ИФНС России №Номер обезличен по Ростовской области об обязании привести в соответствие с реальной стоимостью кадастровую стоимость земельного участка, внесении изменений в кадастровый паспорт оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме Дата обезличена года; в этот же день участвующие в деле лица могут ознакомиться с данным решением.
Судья