о назначении досрочной пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2010 г. г. Батайск

Батайский городской суд в составе

Председательствующего судьи Фетинга Н.Н.,

при секретаре Паскаль Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отрошко ФИО9 к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Батайске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ

Отрошко В.Г. обратился с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Батайске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на следующее.

Отрошко В.Г. обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.п. 15 п.1 ст.27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в г.Батайске от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении такой пенсии отказано.

При этом в специальный стаж истца ответчиком включены периоды работы продолжительностью 10 лет 9 месяцев 14 дней.

Не включены в специальный стаж, в частности, периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях инженера смены АТБ цеха №, начальника смены оперативного обслуживания АТБ Ростовского объединенного авиаотряда СКУГА;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях инженера смены АТБ, начальника смены АТБ, инженера смены, инженера по техническому обслуживанию автотехники цеха № АТБ, начальника смены цеха № АТЮ, инженера по ТО и АТ 2-ой категории Ростовского объединенного авиаотряда СКУГА (ОАО Авиакомпания «Донские авиалинии»);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по ТО и АТ 2-ой категории цеха № ОАО Авиакомпания «Донские авиалинии».

Истец с действиями органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, не согласен, просит включить указанные периоды в специальный стаж работы, дающий ему право на указанный вид пенсии, а также назначить ему такую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Истец в судебном заседании свои требования поддержал, указал на то, что работал в спорные периоды в различных должностях гражданской авиации, занимался аэродромным обслуживанием авиационной техники. Ремонт и обслуживание техники осуществлялось на летном поле в любую погоду. Справки, подтверждающие льготный характер его работы, истец представить не может, поскольку предприятие ликвидировано. Истец указывает на то, что записи в его трудовую книжку внесены не точно, однако это произошло не по его вине.

Представитель ответчика иск не признала, заявила о том, что льготный характер работы должен подтверждаться лишь документально, а свидетельские показания о характере работы являются недопустимыми доказательствами. Таким образом, отсутствуют предусмотренные законом основания для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж.

Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей ФИО5, ФИО6, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Отрошко В.Г. обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.п. 15 п.1 ст.27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении такой пенсии отказано.

При этом в специальный стаж истца ответчиком включены периоды работы продолжительностью 10 лет 9 месяцев 14 дней.

Не включены в специальный стаж, в частности, периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях инженера смены АТБ цеха №, начальника смены оперативного обслуживания АТБ Ростовского объединенного авиаотряда СКУГА;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях инженера смены АТБ, начальника смены АТБ, инженера смены, инженера по техническому обслуживанию автотехники цеха № АТБ, начальника смены цеха № АТЮ, инженера по ТО и АТ 2-ой категории Ростовского объединенного авиаотряда СКУГА (ОАО Авиакомпания «Донские авиалинии»);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по ТО и АТ 2-ой категории цеха № ОАО Авиакомпания «Донские авиалинии»,

поскольку отсутствует возможность подтвердить первичными документами факт льготного характера работы - в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках самолетов и других открытых площадках аэродромах в связи с ликвидацией предприятия в 2001 году.

В соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет;

В соответствии с Постановлением Правительство РФ от ДД.ММ.ГГГГ № при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:

и) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, - Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 459.

Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрены, в частности, инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

При этом указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 ст.13 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 198-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 213-ФЗ) при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, разрешается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, в настоящее время возможность подтвердить занятость Отрошко В.Г. на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, соответствующими справками предприятия для истца утрачена вследствие ликвидации предприятия в 2001 году.

В этой связи суд находит возможным установить характер работы истцы на основании трудовой книжки, косвенных документов: «должностной инструкции начальника смены цеха №, 1 оперативно технического обслуживания авиационной техники»(л.д.15-19), Положения об авиационно-техническом комплексе, авиакомпании «Донские авиалинии»(л.д.20-25); письма ГУ УПФ РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону о результатах проверки наблюдательного дела ОАО авиакомпания «Донские авиалинии».

Доводы представителя ответчика о возможности установить характер работы истца лишь на основании справок работодателя, суд отвергает, поскольку такое понимание ст.13 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом ликвидации указанного предприятия и отсутствия соответствующих сведений в архиве, сделает невозможным реализацию истцом процессуальной обязанности, предусмотренной ст.56 ГПК РФ, представлять доказательства в подтверждение своих требований, а, следовательно, лишит истца права на судебную защиту.

Из Положения об авиационно-техническом комплексе, авиакомпании «Донские авиалинии» следует, что цеха предприятия № и № осуществляли оперативное техническое обслуживание самолетов. Различие цехов обусловлено лишь типами обслуживаемых воздушных судов. В функции цеха № входило, в частности,

организация и выполнение оперативного технического обслуживания приписных и транзитных воздушных средств;

выполнение разовых осмотров и проверок;

выполнение заправки воздушных судом авиационным ГСМ, спецжидкостями, зарядка систем газами;

подогрев авиационной техники и кондиционирование пассажирских салонов;

удаление снега, обледенения и обработка воздушных средств жидкостью «Арктика-200», «Арктика»;

выполнение аварийно-спасательных работ и т.д.

В должностные обязанности начальников смены цехов №,1 входило:

принятие мер по предотвращению отказов авиационной техники в полете, авиационных происшествий и инцидентов, нарушений регулярности полетов по вине работников смены и по техническим причинам…;

руководство подготовкой личного состава смены к выполнению аварийно-спасательных работ, эвакуации самолетов с летного поля аэродрома и т.д.

Из письма ГУ УПФ РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону о результатах проверки наблюдательного дела ОАО авиакомпания «Донские авиалинии» следует, что в ОАО авиакомпания «Донские авиалинии» по коду «ИТС» значится 54 рабочих места инженеров всех наименований. Иные сведения, позволяющие определить характер работы истца, в наблюдательном деле отсутствуют.

Кроме того, в судебном заседании были заслушаны свидетельские показания, ФИО5, ФИО6, которые сообщили, что ОАО авиакомпания «Донские авиалинии» было образовано в Ростовском-на-Дону аэропорту на базе ранее действовавшего Ростовского объединенного авиаотряда СКУГА. В спорные периоды истец и свидетели работали совместно. Цеха № и № осуществляли аэродромное, а не в специально-оборудованных помещениях обслуживание техники. Работа осуществлялась посменно в течение полного рабочего дня.

Данные свидетельские показания суд находит отвечающими требованиям статей 59,60 ГПК РФ, поскольку они даны в подтверждение порядка осуществления деятельности указанными структурными подразделениями предприятия.

Оценив указанные доказательства, а также объяснения истца, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях инженера смены АТБ цеха №, начальника смены оперативного обслуживания АТБ Ростовского объединенного авиаотряда СКУГА;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях инженера смены АТБ, начальника смены АТБ, инженера смены, инженера по техническому обслуживанию автотехники цеха № АТБ, начальника смены цеха № АТЮ, инженера по ТО и АТ 2-ой категории Ростовского объединенного авиаотряда СКУГА (ОАО Авиакомпания «Донские авиалинии»);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по ТО и АТ 2-ой категории цеха № ОАО Авиакомпания «Донские авиалинии»,

истец был занят в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках самолетов и других открытых площадках аэродромах в связи с ликвидацией предприятия в 2001 году.

В этой связи указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж работы истца для назначения пенсии по указанному основанию.

На момент обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составил более 20 лет, общий страховой стаж более 25 лет, в связи с чем трудовая пенсия ему должна быть назначена на основании п.п.15 п.1 ст.27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования Отрошко ФИО10 к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Батайске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Батайске включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы Отрошко ФИО11

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях инженера смены АТБ цеха №, начальника смены оперативного обслуживания АТБ Ростовского объединенного авиаотряда СКУГА;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях инженера смены АТБ, начальника смены АТБ, инженера смены, инженера по техническому обслуживанию автотехники цеха № АТБ, начальника смены цеха № АТЮ, инженера по ТО и АТ 2-ой категории Ростовского объединенного авиаотряда СКУГА (ОАО Авиакомпания «Донские авиалинии»);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по ТО и АТ 2-ой категории цеха № ОАО Авиакомпания «Донские авиалинии».

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Батайске назначить Отрошко ФИО12 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ; в этот же день участвующие в деле лица могут ознакомиться с данным решением.

Судья