о признании нормативного правового акта противоречащим закону



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2011 года г. Батайск

Батайский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Нарежного В.И.

при секретаре Абрамове В.В.

с участием прокурора Масаловой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> «О признании нормативного правового акта противоречащим закону»

У С Т А Н О В И Л

Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону пункта 2.1 Положения о порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес> в муниципальных организациях и учреждениях, утвержденных постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и пункта указанного постановления.

Прокурор указал, что в процессе осуществления надзорной деятельности прокуратурой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> принято постановление № «О порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес>, в муниципальных организациях и учреждениях».

Данным постановлением утверждено Положение о порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес>, в муниципальных организациях и учреждениях (приложение №) (далее Пололжение). Пунктом 2.1 Положения определено, что Мэр <адрес>, уполномоченные им должностные лиц администрации <адрес>, а также руководители муниципальных организаций организуют и контролируют деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности в границах <адрес>, в зданиях и сооружениях муниципальных организаций города.

В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» контрольные функции за соблюдением требований пожарной безопасности возложены на органы государственного пожарного надзора. Полномочия органов местного самоуправления закреплены ст. 19 данного закона и контрольные функции в них отсутствуют. Кроме того, п.8 постановления утвержден перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря для помещений и строений, находящихся в собственности граждан согласно приложению № 4. Вопросы утверждения перечня первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря для помещений и строений, находящихся в собственности граждан, в компетенцию органов местного самоуправления не входят. Более того, утвержденный перечень противоречит Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденным приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г., поскольку требования о наличии у каждого жилого строения емкости с водой, жилых строений огнетушителями распространяются согласно п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ на населенные пункты, расположенные в лесных массивах, а требования о наличии автономных пожарных извещателей согласно п. 114 распространяются на сельские населенные пункты, дачные и садоводческие поселки.

Прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Мэру <адрес> был принесен протест в котором ставился вопрос об исключении из п.2.1 Положения (приложение № 1) положения о контролирующих функциях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности в границах <адрес> и отмене п.8 постановления в части утверждения перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря для помещений и строений, находящихся в собственности граждан согласно приложению №, но протест не удовлетворен.

Прокурор просил суд признать незаконнымПоложение о порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес>, в муниципальных организациях и учреждениях, утвержденное постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в пункт 2.1 вопросов «контролируют деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности в границах <адрес>», а также п.8 постановления, которым утвержден перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря для помещений и строений, находящихся в собственности граждан согласно приложению №.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Масалова Е.В. просила заявление прокурора удовлетворить

Представитель Администрации <адрес> по доверенности ФИО3 просила отказать в удовлетворении заявления прокурора. Указала, что оспариваемые прокурором положения постановления № «О порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес>, в муниципальных организациях и учреждениях» и утвержденного им Положения о порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес>, в муниципальных организациях и учреждениях приняты в соответствии с ФЗ №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п.1 ст. 253 ГК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Как следует из заявления, прокурор в п. 2.1 Положения считает незаконным слова «контролируют деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности в границах <адрес>». По утверждению прокурора, контролировать по обеспечению первичных мер пожарной безопасности должны органы государственного пожарного надзора, а не Администрация, которая незаконно присвоила себе контрольные функции.

Кроме этого, прокурор считает незаконным утверждение органом местного самоуправления перечня первичных средств тушения пожаров и пожарного инвентаря для помещений и строений, находящихся в собственности граждан. А сам перечень противоречащим Правилам пожарной безопасности в РФ, утвержденным приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 года.

Выслушав прокурора Масалову Е.В., представителя Администрации <адрес> по доверенности Драгомирову С.Н., исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> принято постановление № «О порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес>, в муниципальных организациях и учреждениях. Указанным постановлением утверждено Положение о порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес>, в муниципальных организациях и учреждениях <адрес> (приложение №).

Указанные правовые акты были опубликованы в газете «Батайск официальный» № (72) от ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательства по делу, суд считает заявление прокурора подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.10 п.1 ст.16 ФЗ 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

В соответствии с ч.5 ст. 21 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с Методическим рекомендациями органам местного самоуправления по реализации ФЗ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной МЧС РФ, на органы местного самоуправления возлагаются задачи по принятию нормативных актов, в том числе по утверждению перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов, осуществлению контроля за состоянием пожарной безопасности на соответствующих территориях, организации муниципального контроля за соответствием жилых зданий, находящихся в муниципальной собственности, требованиям пожарной безопасности. Указанными Методическим рекомендациями предложено внести в Уставы муниципальных образований в полномочия указанных образований пункт о принятии и изменении устава, иных муниципальных правовых актов, контроль за их соблюдением.

Кроме этого, отраслевыми Министерствами РФ приняты ряд нормативных актов, предусматривающих осуществление контроля должностных лиц за соблюдением мер пожарной безопасности. В частности, Правила пожарной безопасности для учреждений культуры РФ ( введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 1.11.1994 года № 736), Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений, утверждены Госкомспортом СССР по физической культуре и спорту от 11.01.1988 года - действующие, приказ Госкомитета по народному образованию №541 от 4.07.1989 года в редакции от 27.07.2006 года «О введение в действие правил пожарной безопасности в детских учреждениях.

Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрено, в том числе и осуществление контроля органами местного самоуправления и должностными лицами за соблюдением пожарной безопасности

Что касается перечня первичных средств пожаротушения и пожарного инвентаря для помещений и строений, находящихся в собственности граждан, то право и обязанность органов местного самоуправления на их утверждение прямо предусмотрены ст. 34 ФЗ 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также вышеуказанными Методическим рекомендациями органам местного самоуправления по реализации ФЗ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах МЧС РФ, а также Правилами Пожарной безопасности.

Таким образом, доводы прокурора о незаконности названных муниципальных правовых актов в указанной прокурором части являются необоснованными, так как постановление Администрации <адрес> и утвержденное им Положение соответствуют действующему законодательству в части принятия и обеспечения мер пожарной безопасности, приняты в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления.

Заявление прокурора основано на формальной толковании указанных муниципальных актов. Из заявлении прокурора непонятно, каким образом нарушаются чьи -либо права оспариваемыми положениями постановления Администрации <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Отказать прокурору <адрес> в удовлетворении заявления «О признании нормативного правового акта противоречащим закону»

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 апреля

Судья В.И. Нарежный