Покушение на грабеж группой лиц по предварительному сговору с применением насилия



П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

город Москва 24 сентября 2010 года

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Карпова А.Г., с участием государственного обвинителя – старшего помощника Басманного межрайонного прокурора города Москвы Джабраилова Р.Р., подсудимых Гурьева И.С. и Ревенко Е.Е., защитников - адвоката Томаса Д.Н., представившего удостоверение № и ордер, адвоката Тер-Карапетяна Э.К., представившего удостоверение № и ордер, при секретаре Бурукиной В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Гурьева И.С., <данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п.п. «а, г» ч. 2 ст. 161 УК РФ,

Ревенко Е.Е., <данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п.п. «а, г» ч. 2 ст. 161 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Гурьев И.С. и Ревенко Е.Е. совершили покушение на грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, с угрозой применения такого насилия, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этих лиц обстоятельствам.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах:

12 апреля 2010 года примерно в 23 часа 10 минут Гурьев и Ревенко, находясь на платформе станции «<данные изъяты>» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, расположенной по адресу: <адрес>, вступив между собой в преступный сговор, направленный на открытое хищение чужого имущества, из корыстных побуждений, выбрав в качестве объекта преступного посягательства имущество ранее незнакомого ФИО5, спящего на скамейке в центре платформы, во исполнение преступного умысла подошли к последнему, и, действуя в соответствии с распределением ролей, Гурьев потребовал от ФИО5 передачи им личных денежных средств. Будучи недовольным отказом ФИО5 передать денежные средства, Гурьев стал словесно угрожать ФИО5 применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, подавляя тем самым волю потерпевшего к сопротивлению, после чего рукой прижал ФИО5 к стене, то есть применил насилие, не опасное для жизни и здоровья последнего. При этом Ревенко, действуя с ведома Гурьева, проник правой рукой в левый боковой наружный карман куртки, одетой на ФИО5, откуда открыто похитил кошелек стоимостью <данные изъяты> рублей с находящимися в нем денежными средствами в сумме <данные изъяты> рублей и не представляющими материальной ценности для потерпевшего: дисконтными картами «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и сим-картой оператора сотовой связи «<данные изъяты>». После этого подсудимые попытались скрыться, однако были задержаны сотрудниками милиции непосредственно после совершения преступления и лишены реальной возможности распорядиться похищенным имуществом по своему усмотрению.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Гурьев И.С. вину в совершении инкриминируемого преступления не признал, показав, что вечером 12 апреля 2010 года примерно в 22 часа 10 минут он находился на станции метро «<данные изъяты>» в состоянии алкогольного опьянения вместе с Ревенко. Они подошли к потерпевшему ФИО5, сидящему на лавочке, Ревенко растолкал потерпевшего и попросил у него деньги на спиртное. ФИО5 проснулся и, не поняв, в связи с чем его будят, стал конфликтовать с Ревенко. При этом ФИО5 показывал Ревенко свой пустой кошелек. Он (Гурьев) пытался разнять Ревенко и ФИО5 и не видел, чтобы Ревенко что-либо похитил у потерпевшего. После этого их задержали сотрудники милиции. Он (Гурьев) никаких противоправных действий не совершал.

Согласно оглашенным в судебном заседании показаниям Гурьева И.С. в качестве подозреваемого и обвиняемого, по поводу происшедшего он (Гурьев) ничего не помнит, поскольку был пьян (л.д. 38-40).

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Ревенко Е.Е. вину в инкриминируемом преступлении признал частично, а именно в совершении кражи кошелька из одежды потерпевшего. Кроме того, показал, что вечером 12 апреля 2010 года в вечернее время он вместе с Гурьевым и ФИО6 находился в центре зала платформы станции метро «<данные изъяты>» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Там они увидели ранее незнакомого ФИО5, который был в состоянии алкогольного опьянения и спал на скамейке. Он (Ревенко) разбудил потерпевшего и стал просить у него денег на спиртное. ФИО5 ответил, что у него нет денег, при этом показал свой пустой кошелек, после чего положил кошелек обратно в куртку. При этом кошелек торчал из кармана куртки ФИО5 Он (Ревенко) решил украсть кошелек у ФИО5, для чего подошел к нему, вытащил кошелек из куртки потерпевшего и зашел за колонну, где был задержан сотрудником милиции. Какого-либо договора о похищении кошелька у него с Гурьевым не было. Зачем он похитил кошелек, ответить не смог.

Согласно оглашенным в судебном заседании показаниям Ревенко Е.Е. в качестве подозреваемого и обвиняемого, 12 апреля 2010 года, примерно в 23 часа 10 минут, он вместе с Гурьевым и ФИО6 находился в центре зала платформы станции метро «<данные изъяты>» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, где обратил внимание на ранее незнакомого ФИО5, который спал, сидя на скамейке. ФИО6 прошел ко второму пути, а он и Гурьев подошли к ФИО5 Гурьев разбудил ФИО5 и спросил у того <данные изъяты> рублей на спиртное. ФИО5 ответил, что у него нет денег, при этом достал свой кошелек, раскрыл его и показал, что в кошельке нет денег. После этого ФИО5 положил кошелек к себе в левый карман куртки. Гурьев достал какой-то документ, помахал им перед глазами ФИО5 и потребовал предъявить ему документы. Он (Ревенко) не помнит, показывал ли ФИО5 документы Гурьеву, так как лично он сосредоточил свое внимание на торчавшем из кармана куртки ФИО5 кошельке. Он (Ревенко) жестом спросил у Гурьева И.С. согласия на хищение кошелька, на что Гурьев утвердительно кивнул. Затем он (Ревенко) обошел сидящего ФИО5 и стоящего рядом Гурьева, после чего правой рукой проник в левый карман куртки ФИО5, откуда открыто похитил кошелек черного цвета. Затем он (Ревенко) пошел в сторону электропоезда, а Гурьев и ФИО5 остались на прежнем месте. В этот момент он (Ревенко) был задержан сотрудником милиции. Кражу совершил в связи с тяжелым материальным положением (л.д. 59-62, 68-70, 232-235).

Несмотря на непризнание Гурьевым И.С. и частичное признание Ревенко Е.Е. вины в совершении указанного преступления, их виновность подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.

Согласно оглашенным в судебном заседании показаниям потерпевшего ФИО5, 12 апреля 2010 года, примерно в 22 часа 10 минут, он находился на станции «<данные изъяты>» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, но так как был уставшим, то, присев на свободную скамейку в центре зала, заснул. Неожиданно он почувствовал, что его кто-то будит. Он раскрыл глаза и увидел перед собой ранее незнакомых Ревенко и Гурьева. При этом Гурьев потребовал у него <данные изъяты> рублей на спиртное. Он ответил, что денег у него нет, при этом достав из левого кармана куртки кошелек и раскрыл ячейку, в которой не было денег. После этого он положил свой кошелек в левый карман куртки. Гурьев помахал у него перед глазами предметом, похожим на удостоверение, и сказал, чтобы он (ФИО5) предъявил документы, удостоверяющие личность. При этом Гурьев пытался создать у него впечатление, что является сотрудником милиции. Он (ФИО5) достал свой военный билет и показал Гурьеву, после чего последний положил ему левую руку на плечо и, придавив его к стене так, чтобы он не смог сопротивляться, вновь потребовал денег, угрожая, что в случае отказа ему будет хуже. В это время стоявший рядом с ними Ревенко обошел его, подошел слева, засунул правую руку в левый карман его (ФИО5) куртки и достал оттуда его кошелек. Гурьев продолжал держать его, говоря, чтобы он (ФИО5) не рыпался, а то будет хуже. После этого сотрудники милиции задержали Гурьева и Ревенко. Свой кошелек он оценивает в <данные изъяты> рублей, в кошельке находились деньги в сумме <данные изъяты> рублей и не представляющие для него материальной ценности три дисконтные карты «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», сим-карта оператора сотовой связи «<данные изъяты>» (л.д. 80-82).

Согласно оглашенным в судебном заседании показаниям свидетеля ФИО6, 12 апреля 2010 года, примерно в 22 часа 10 минут, он шел вместе с Ревенко и Гурьевым по платформе станции «Курская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. На одной из скамеек сидя спал ранее незнакомый ФИО5 Он (ФИО6) прошел ко второму пути и встал в ожидании электропоезда. Когда повернулся, то увидел, что Ревенко и Гурьева нет рядом. Он развернулся, пошел в обратном направлении и увидел, что Гурьев и Ревенко стоят рядом с ФИО5 При этом Гурьев требует от ФИО5 дать ему <данные изъяты> рублей. ФИО5 достал кошелек, раскрыл его и показал Гурьеву, говоря, что у него нет денег. Стоящий Гурьев наклонился над ФИО5 и вновь потребовал от последнего денег, так как ему (Гурьеву) не хватает. В это время Ревенко обошел ФИО5, встал слева и полез своей рукой в карман куртки ФИО5 Увидев это, во избежание неприятностей он (ФИО6) отошел за колонну (л.д. 83-85).

Согласно оглашенным в судебном заседании показаниям свидетеля ФИО7, оперуполномоченного 6 отдела ОУР Управления милиции на Московском метрополитене, 12 апреля 2010 года, примерно в 22 часа 10 минут, он с другими сотрудниками милиции находился на платформе станции «<данные изъяты>» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, где проводил оперативно-розыскные мероприятия. Его внимание привлек ранее незнакомый ФИО5, спавший сидя на скамейке, расположенной в центре зала указанной платформы. Он увидел, что к ФИО5 подошли Гурьев и Ревенко и встали возле ФИО5 справа. Гурьев растолкал ФИО5, о чем-то стал говорить с ним. При этом ФИО5 достал из левого кармана куртки предмет, похожий на кошелек, а потом сразу же положил его в левый карман куртки. Затем Гурьев достал из внутреннего кармана куртки какой-то предмет, внешне похожий на документ, поднес его близко к глазам ФИО5 и вновь убрал в карман куртки. ФИО5 также достал из внутреннего левого кармана куртки какой-то документ, развернул его и убрал в тот же самый карман. Во время разговора Гурьев положил свою левую руку на плечо ФИО5, прижав последнего к стене, и о чем-то напряженно разговаривал с ФИО5 В это время Ревенко обошел сидящего ФИО5, встал слева от последнего и проник своей рукой в левый карман куртки потерпевшего, откуда достал предмет, похожий на кошелек черного цвета. Гурьев продолжал стоять рядом с ФИО5, а Ревенко пошел в сторону второго пути станции метро «<данные изъяты>». В этот момент именно он (ФИО7) задержал Ревенко. Гурьев оказывал сопротивление при задержании, вел себя неадекватно, выражался нецензурной бранью (л.д. 88-90).

Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО8, ФИО9, а также оглашенные показания свидетелей ФИО10 и ФИО11 (л.д. 97-99, 106-108) аналогичны по своему содержанию показаниям свидетелей ФИО7 и ФИО10 по обстоятельствам задержания подсудимых. Кроме того, ФИО10 пояснил, что когда он (ФИО10) с целью задержания подошел к Гурьеву, то услышал, как тот произнес, чтобы ФИО5 сидел и не рыпался, а если встанет, то ему будет хуже.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО13 показал, что 12 апреля 2010 года, в 23 часа 40 минут, он был приглашен в 6 отдел милиции Управления милиции на Московском метрополитене в качестве понятого. В его присутствии, а также в присутствии второго понятого был произведен личный досмотр Ревенко, у которого из правого переднего кармана джинсовых брюк был изъят кошелек черного цвета, в котором находились: дисконтные карты «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», сим-карта оператора сотовой связи «<данные изъяты>», деньги в сумме <данные изъяты> рублей. По поводу обнаруженного Ревенко пояснил, что кошелек с содержимым ему передал его знакомый
по имени Игорь. Затем кошелек с содержимым был упакован в белый бумажный конверт, опечатан, на конверте расписался он и второй понятой.

Показания допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО14 аналогичны по своему содержанию показаниям свидетеля ФИО13 по поводу участия в качестве понятого при досмотре подсудимого Ревенко (л.д. 121-123).

Кроме того, вина подсудимых в инкриминируемом им деянии подтверждается следующими доказательствами, исследованными в судебном заседании:

- заявлением потерпевшего ФИО5, в котором последний просит привлечь к уголовной ответственности двоих неизвестных ему лиц, которые 12 апреля 2010 года примерно в 23 часа 10 минут на платформе станции метро «<данные изъяты>» Арбатско-Покровской линии открыто похитили у него из левого кармана куртки, одетой на нем, кошелек стоимостью <данные изъяты> рублей, с денежными средствами в сумме <данные изъяты> рублей, тремя дисконтными картами, сим-картой оператора сотовой связи «<данные изъяты>» (л.д. 11);

- рапортом сотрудника милиции ФИО11 О.С., согласно которому 12 апреля 2010 года в 23 часа 10 минут на платформе станции «<данные изъяты>» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена им совместно с оперуполномоченными ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО10 были задержаны Ревенко Е.Е. и Гурьев И.С., которые открыто похитили из кармана куртки ФИО5 кошелек (л.д. 6);

- протоколом личного досмотра Ревенко Е.Е., согласно которому 12 апреля 2010 года, в 23 часа 40 минут, был произведен личный досмотр последнего, у которого из правого переднего кармана джинсовых брюк был изъят кошелек черного цвета, в котором находились: дисконтные карты «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», сим-карта оператора сотовой связи «<данные изъяты>», деньги в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. 12-14);

- протоколом осмотра предметов - кошелька черного цвета с логотипом
«<данные изъяты>», денежных средства в сумме <данные изъяты> рублей, дисконтных
карт «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», сим-карты оператора сотовой связи «<данные изъяты>» (л.д. 135-141);

- протоколом осмотра DVD-диска, полученного из службы контроля Московского метрополитена, на котором имеется видеоматериал, свидетельствующий о причастности подсудимых к совершению названного преступления (л.д. 146-157);

- протоколами очных ставок между свидетелем ФИО7 и обвиняемыми Гурьевым И.С. и Ревенко Е.Е., в ходе которых свидетель подтвердил свои вышеуказанные показания (л.д. 91-93, 94-96);

- протоколами очных ставок между свидетелем ФИО10 и обвиняемыми Гурьевым И.С. и Ревенко Е.Е., в ходе которых свидетель подтвердил свои вышеуказанные показания (л.д. 100-102, 103-105);

- протоколами очных ставок между свидетелем ФИО8 и обвиняемыми Гурьевым И.С. и Ревенко Е.Е., в ходе которых свидетель подтвердил свои вышеуказанные показания (л.д. 112-114, 115-117);

- вещественными доказательствами - кошельком черного цвета с логотипом «<данные изъяты>», денежными средствами в сумме <данные изъяты> рублей, тремя дисконтными картами «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», сим-картой оператора сотовой связи «<данные изъяты>»; DVD-диском, полученным из службы контроля Московского метрополитена (л.д. 142, 158-159).

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что вина подсудимых Гурьева И.С. и Ревенко Е.Е. в содеянном нашла свое полное подтверждение в судебном заседании как последовательными, непротиворечивыми и логичными показаниями потерпевшего, свидетелей и иными материалами уголовного дела, которые соотносятся между собой, согласуются в деталях и дополняют друг друга.

Суд считает представленные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для правильного разрешения настоящего уголовного дела по существу, в связи с чем полагает возможным положить их в основу приговора.

Оснований для оговора подсудимых со стороны потерпевшего и свидетелей не установлено.

К показаниям подсудимых в части непризнания своей вины в совершении инкриминируемого им преступления в полном объеме суд подходит критически и расценивает их как один из способов защиты от предъявленного обвинения, направленный на избежание ответственности за содеянное либо ее существенное смягчение.

Оценивая противоречивые показания Ревенко Е.Е. на стадии предварительного следствия и в судебном заседании, суд считает необходимым положить в основу приговора его показания в этой части в ходе предварительного следствия, поскольку именно эти показания, в том числе о причастности Гурьева И.С. к совершению преступления, в большей части находят подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами.

О наличии предварительного сговора между подсудимыми Гурьевым И.С. и Ревенко Е.Е. на совершение преступления свидетельствуют их согласованные действия, направленные на достижение конечного преступного результата, и четкое распределение ролей между соучастниками в процессе совершения преступления.

Действия подсудимых суд квалифицирует по ч. 3 ст. 30, п.п. «а, г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, поскольку каждый из них совершил покушение на грабеж, то открытое хищение чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, с угрозой применения такого насилия, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этих лиц обстоятельствам.

Оснований для переквалификации содеянного Ревенко Е.Е. с ч. 3 ст. 30, п.п. «а, г» п. «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ суд не усматривает.

При назначении наказания подсудимым суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ими преступления, данные о личности подсудимых, их возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие у Гурьева И.С. двоих малолетних детей, а также влияние наказания на исправление подсудимых.

Обстоятельством, смягчающим наказание Гурьеву И.С., суд в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ признает наличие у него малолетних детей.

Обстоятельств, смягчающих наказание Ревенко Е.Е., как и отягчающих наказание обоим подсудимым, не установлено.

Принимая во внимание имущественное положение подсудимых суд полагает возможным не назначать им дополнительное наказание в виде штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Гурьева И.С. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п.п. «а, г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года 6 (шесть) месяцев без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Признать Ревенко Е.Е. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п.п. «а, г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 3 (три) года без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок отбывания наказания Гурьеву И.С. и Ревенко Е.Е. исчислять с момента их фактического задержания 12 апреля 2010 года.

Меру пресечения в отношении подсудимых до вступления приговора в законную силу оставить без изменения – заключение под стражу.

Вещественные доказательства по уголовному делу после вступления приговора в законную силу:

- кошелек черного цвета с логотипом «<данные изъяты>»; денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей; три дисконтных карты «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», сим-карта оператора сотовой связи «<данные изъяты>», переданные на ответственное хранение потерпевшему ФИО5, - оставить по принадлежности ФИО5;

- DVD-диск, полученный из службы контроля Московского метрополитена, находящийся в материалах уголовного дела, - хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Московской городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела в кассационной инстанции.

Председательствующий