РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2010 года город Москва
Басманный районный суд города Москвы в составе
Председательствующего судьи Чубаровой Н.В.,
при секретаре Морозовой М.А.,
с участием истца, представителя ответчика Насоненко А.С.,
с участием помощника Басманного межрайонного прокурора города Москвы Давыдовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-2355 /10 по иску Осипова Д.А. к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования Институт иностранных языков о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула, задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Осипов Д.А. обратился в суд с исковым заявлением, ответчиком по которому указал НОУ ВПО Институт иностранных языков, и с учетом уточненного искового заявления просил восстановить в должности декана юридического факультета с оформлением трудового контракта и внесением записи в трудовую книжку, взыскании задолженности по заработной плате с марта 2010 года и среднего заработка за период вынужденного прогула по день разрешения спора, компенсации морального вреда.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменных объяснений, заявил о пропуске истцом срока обращения в суд.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего иск необоснованным, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск о восстановлении на работе следует отклонить, остальные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Судом установлено, что 13 октября 2010 года Осипов Д.А. заключил трудовой договор с НОУ ВПО Институт иностранных языков по должности декана юридического факультета. Прием истца на работу было оформлен приказом ректора № от 14.10.2009 г., согласно которому Осипов Д.А. был принят на работу в должности и.о. декана-администратора. Ответчиком представлено заявление Осипова Д.А. об увольнении по собственному желанию с 05 марта 2010 г.
Приказом и.о. ректора НОУ ВПО Институт иностранных языков № от 05 марта 2010 года ФИО2 трудовой договор с Осиповым Д.А. был прекращен в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
В обоснование исковых требований Осипов Д.А. указал на то, что расторжение трудового договора с ответчиком носило вынужденный характер, так как 05 марта 2010 года по приглашению, которое выдала инспектор отдела кадров ФИО6, истец находился на 31-ой Московской международной выставке «Образование и карьера ХХI век) (<адрес>), где юридический факультет в структуре ИИЯ представлял павильон с рекламной продукцией по образовательным услугам. Около 15.00 часов на выставку прибыл исполняющий обязанности ректора ИИЯ ФИО2 и заявил истцу о том, что он не должен находиться здесь, поскольку в утвержденном списке фамилия истца отсутствует, следовательно, истец совершает прогул. Осипов Д.А. ответил, что предъявленные претензии ему непонятны. ФИО2 в грубой форме потребовал, чтобы Осипов Д.А. написал заявление об увольнении. Свидетелем происшедшего была декан факультета иностранных языков ИИЯ ФИО7 Около 17.00 часов 5 марта 2010 года Осипов Д.А. прибыл в ИИЯ, его встретила на проходной института инспектор отдела кадров ФИО6, которая сказала, что ФИО2 распорядился забрать ключи от кабинета истца. Истец в ее присутствии закрыл кабинет декана юридического факультета и отдал ключи. ФИО6 сказала, чтобы истец приходил утром 9 марта 2010 г., и написал заявление об увольнении.
09 марта 2010 г. Осипов Д.А. уведомил секретаря ректора о болезни, оформлении листка временной нетрудоспособности. Через несколько дней истцу позвонила инспектор отдела кадров ФИО6, которую истец уведомил о том, что продолжает болеть, и после выздоровления планирует увольнение. 20 апреля 2010 года после выписки из Центрального военного клинического госпиталя имени ФИО8 МО РФ Осипов Д.А. передал ФИО6 листки временной нетрудоспособности и заявление о предоставлении отпуска с последующим увольнением по собственному желанию. ФИО6 отказалась принять листок временной нетрудоспособности, сообщила о том, что Осипов Д.А. уже уволен, и ему необходимо подписать все необходимые документы, в противном случае он будет уволен по инициативе работодателя. 26 апреля 2010 г. Осипов Д.А. обратился к ректору ФИО9, которая предложил оставить заявление об увольнении с 05 марта 2010 г., тогда истцу будет выплачена заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности. Осипов Д.А. поверил обещанию ректора, написал заявление об увольнении с 05 марта 2010 г., однако денежные средства до настоящего времени на счет истца не поступили.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик пояснил, что 05 марта 2010 г. Осипов Д.А. передал в отдел кадров заявление об увольнении по собственному желанию. 05 марта 2010 года ректором было назначено проведение совещание, на котором предполагалось обсудить факты нарушения трудовой дисциплины истцом, имеющиеся к нему претензии по работе. Однако 05 марта 2010 года истец на рабочем месте отсутствовал, в конце рабочего дня представил заявление об увольнении с указанием даты увольнения, с которым работодатель согласился, и на основании волеизъявления работника оформил прекращение трудового оговора. С приказом об увольнении № от 05 марта 2010 г. в день его издания Осипов Д.А. ознакомлен не был, поскольку не дождался вечером документа, сообщив, что явиться в другой день. 09 марта 2010 г. истец заболел, поэтому отсутствовала возможность вручить ему приказ и трудовую книжку. 20 апреля 2010 г. Осипов Д.А. представил листки временной нетрудоспособности, которые не могли быть приняты к оплате по причине неправильного указания наименования работодателя. Однако от получения под расписку приказа об увольнении и трудовой книжки истец отказался, о чем был составлен акт. 22.04.2010 г. истцу было направлено письменное уведомление о необходимости получения трудовой книжки. 04 мая 2010 г. трудовая книжка была истцу вручена. Ответчик заявил возражение о пропуске истцом срока обращения в суд по спору об увольнении.
В судебном заседании свидетель ФИО6 показала, что 05 марта 2010 года Осипов Д.А. передал в отдел кадров заявление об увольнении. На основании заявления истца был издан приказ об увольнении, однако ФИО6 не успела оформить трудовую книжку, Осипов Д.А. ушел с работы, не получив документ. 09 марта 2010 г. он позвонил и сообщил о своей болезни. 20.04.2010 г. Осипов Д.А. представил в отдел кадров листки временной нетрудоспособности, в которых была допущена ошибка в наименовании организации. ФИО6 сказала истцу об этом, однако Осипов Д.А. заявил о том, что свидетель обвиняет его в подделке документов. Осипов Д.А. написал жалобу на имя ректора, листки временной нетрудоспособности оставил в отделе кадров. Кроме того, ФИО6 предлагала ему получить трудовую книжку, приказ об увольнении, однако истец отказался от вручения документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Отказывая в удовлетворении иска Осипова Д.А. о восстановлении на работе в должности декана, суд исходит из того, что истцом пропущен срок обращении в суд. Осипову Д.А. вручен приказ об увольнении, трудовая книжка 04 мая 2010 года, а исковое заявление подано в суд 25 июня 2010 года. Таким образом, срок обращения в суд по спору об увольнении пропущен.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй статьи 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Истцом не указано обстоятельств, связанных с его личностью, которые препятствовали ему своевременно обратиться в суд, и не представлено доказательств, подтверждающих наличие таких обстоятельств. Довод истца о том, что ответчик несвоевременно произвел окончательный расчет при увольнении, не имеет отношения к вопросу о возможности восстановления пропущенного срока; не свидетельствует о том, что у заявителя имелись препятствия к подаче искового заявления в суд. При таких обстоятельствах ходатайства Осипова Д.А. о восстановлении пропущенного срока обращения в суд удовлетворению не подлежит.
Таким образом, иск Осипова Д.А. к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования Институт иностранных языков о восстановлении на работе с оформлением трудового контракта, внесением записи в трудовую книжку подлежит отклонению, следовательно, требование о взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула также не может быть удовлетворено в соответствии со ст. 394 ТК РФ.
Судом установлено, что Осипов Д.А. передал ответчику листки временной нетрудоспособности серии ВЦ № с 09.03.2010 г. по 26.03.2010 г., № с 27.03.2010 г. по 30.03.2010 г., выданные врачом городской поликлиники № г. Москвы, и листок временной нетрудоспособности серии № с 30.03.2010 г. по 20.04.2010 г., выданный врачом Центрального военного клинического госпиталя имени ФИО8 МО РФ, в которых указано место работы – Московский институт иностранных языков.
В соответствии с п.п. 1,3,5,8 ст. 13 Закона РФ № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования,
Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).
В соответствии с Порядком выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 514 от 01.08.2007 г. оформление листков нетрудоспособности осуществляется в соответствии с главой IX Порядка. В соответствии с п. 58. Лицевая сторона бланка листка нетрудоспособности заполняется медицинским работником при предъявлении гражданином паспорта или документа, его заменяющего. В строке "место работы" указывается полное или сокращенное наименование организации.
В соответствии с уставом организации правильным является следующее наименование работодателя - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт иностранных языков ( полное) и сокращенное – НОУ ВПО ИИЯ.
Таким образом, листок временной нетрудоспособности оформлен с нарушением установленного порядка, поэтому суд считает обоснованным требование ответчика исправить данные о наименовании работодателя в документах; после чего оформленный надлежащим образом листок временной нетрудоспособности может служить основанием для назначения истцу пособия по временной нетрудоспособности с последующим возмещением за счет средств ФСС РФ.
Судом установлено, что 09.06.2010 г. ответчик перечислили на счет Осипова Д.А. денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в счет окончательного расчета.
Поскольку исковое заявление подано в суд 25.06.2010 г., трехмесячный срок обращения в суд по спорам, не связанным с увольнением, истцом соблюден.
В соответствии с п. 3.11 трудового договора работнику устанавливается должностной оклад в размере <данные изъяты> рубля, премия в размере <данные изъяты> рублей в месяц ( по результатам работы).
По справке 2-НДФЛ за 2010 г., расчетному листку следует, что за март 2010 г. истцу было начислено за 4 рабочих дня <данные изъяты> рублей, исходя из оклада, а также компенсация неиспользованного отпуска в размере <данные изъяты> рубля. В судебном заседании представитель ответчика не представил сведения о том, по каким причинам в марте 2010 года истцу не начислялась премия, размер которой установлен трудовым договором, тогда как в течение всего периода действия трудового договора Осипову Д.А. ежемесячно начислялась заработная плата в размере <данные изъяты> рубля. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заработная плата истца за март составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> рубля / 22 р.д. Х 4). Всего истцу причитается к выплате <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. – 13 % НДФЛ = <данные изъяты> руб. – <данные изъяты> рублей ( выплачено) = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В связи с тем, что неправомерными действиями работодателя по удержанию части заработной платы за март 2010 г., истцу были причинены нравственные страдания, иск о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению в соответствии со ст. 237 ТК РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Институт иностранных языков в пользу Осипова Д.А. задолженность по заработной плате за март 2010 г. в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. В удовлетворении иска Осипова Д.А. к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования Институт иностранных языков о восстановлении на работе с оформлением трудового контракта и внесением записи в трудовую книжку, взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда в остальной части – отказать.
Взыскать с Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Институт иностранных языков расходы по уплате государственной пошлине в размере <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней через Басманный районный суд города Москвы со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Чубарова Н.В.