О признании недействующей с момента принятия Инструкции о порядке рассмотрения обращения и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2010 года город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе

Председательствующего судьи Чубаровой Н.В.,

при секретаре Морозовой М.А.,

с участием представителя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Атаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-3211/10 по заявлению Кехмана Б.А. о признании недействующей с момента принятия Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. № 17,

УСТАНОВИЛ:

Кехман Б.А. обратился в суд с требованием о признании недействующим с момента принятия Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. № 17. В обоснование заявления Кехман Б.А. указывает на то, что 01.07.2008 г. и 05.08.2008 г. он приходил на личный прием к руководителю СУ по Самарской области, однако в приеме ему было отказано, поскольку в соответствии с графиком приема граждан, утвержденным приказом руководителя СУ по Самарской области от 05.05.2008г., прием руководителями СУ осуществляется с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут каждый вторник, руководитель СУ по Самарской области осуществляет прием граждан по предварительной записи 1 раз в месяц. Кехманом Б.А. в Самарский районный суд города Самары было подано заявление о признании незаконным графика приема граждан, утвержденного приказом руководителя СУ по Самарской области от 05.05.2008г. В удовлетворении данного заявления решением Самарского районного суда города Самары от 12.09.2008 г. Кехману Б.А. было отказано.Определением Самарского областного суда от 03.10.2008 г. решение Самарского районного суда города Самары от 12.09.2008 г. было оставлено без изменения, кассационная жалоба Кехмана Б.А. – без удовлетворения. Поскольку график приема граждан, утвержденный приказом руководителя СУ по Самарской области от 05.05.2008г., разработан в соответствии с требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. № 17, Кехман Б.А. просит признать недействующей с момента принятия Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. № 17, как незаконную и нарушающую конституционные права граждан, указывая при этом, что она не опубликована для всеобщего сведения, а, следовательно, не влечет правовых последствий.

Кехман Б.А. в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ по доверенности Атаева Е.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных Кехманом Б.А. требований возражала, пояснив, что обязательным условием признания нормативного акта таковым и допустимости оспаривания его в порядке главы 24 ГПК РФ является его официальное опубликование, а для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – также из государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ; Прокуратура РФ и Следственный комитет как орган прокуратуры РФ, наделенный правом издавать нормативные правовые акты, не входят в систему органов исполнительной власти, в связи с чем, Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» не регулирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры РФ ( решение Верховного суда РФ от 24.10.2006 г. № ГКПИ06-852). Инструкция опубликована в Сборнике основных приказов, распоряжений и указаний Первого заместителя Генерального прокурора РФ – Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, размещена для свободного ознакомления в сети «Интернет», имеется в различных информационно-правовых базах, и ее действие распространяется на должностных лиц Следственного комитета и его следственных органов (подразделений) в пределах их компетенции; кроме того, оспариваемая заявителями инструкция полностью соответствует требованиям УПК РФ и не противоречит Конституции РФ и иным нормативно-правовым актам.

Изучив доводы заявления, выслушав объяснения представителя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

В соответствии с пп.3 п.9 «Положения о Следственном комитете при прокуратуре РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 01 августа 2007 года №1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ», Следственный комитет на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Таким образом, заинтересованное лицо наделено полномочиями по принятию нормативно-правовых актов, относящихся к сфере деятельности Следственного комитета за исключением, оговоренным в положении.

Как усматривается из п.1 оспариваемой инструкции, настоящая инструкция разработана в целях установления в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и приема граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Обязательным условием признания нормативного акта таковым и допустимости оспаривания его в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является его официальное опубликование (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти – также их государственная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”).

Доводы заявителя о том, что в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» Инструкция не была опубликована официально для всеобщего сведения, суд считает необоснованными по следующим обстоятельствам.

Конституция Российской Федерации в части 5 статьи 129 устанавливает, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Законом, определяющим правовые основы деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации как органа прокуратуры Российской Федерации, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрена государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, с последующим их официальным опубликованием.

Прокуратура Российской Федерации не входит в систему федеральных органов исполнительной власти, и, следовательно, упомянутый Указ не регулирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации (решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № ГКПИ06-852) и Следственного комитета, как органа прокуратуры Российской Федерации, наделенного правом издавать нормативные правовые акты.

Конституция Российской Федерации в статье 15 устанавливает, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как следует из пояснения представителя заинтересованного лица, опубликована в Сборнике основных приказов, распоряжений и указаний Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, размещена для свободного ознакомления в сети «Интернет», имеется в различных информационно-правовых базах.

В этой связи следует также учитывать правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации по заявлению А.Г.Панькова о признании недействующим абзаца 2 пункта 34 Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 марта 2006 г. № 12 (решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2007 г. № ГКПИ07-703, определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2007 г. № КАС07-479), а также решений Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № ГКПИ06-852 и от 3 февраля 2005 г. № ГКПИ04-1480.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 Положения о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 г. № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», Следственный комитет на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В связи с изложенным довод заявителя о том, что ведомственный нормативный акт, регулирующий одни и те же правоотношения, изданный Генеральным прокурором Российской Федерации, а именно приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 200 «О введении в действие Инструкции о прядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» имеет большую юридическую силу, чем ведомственный нормативный акт, изданный Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Председателем Следственного комитета, а также о нарушении приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 20 марта 2002 г. № 10 «О порядке официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер» является необоснованным.

При таких обстоятельствах, исследовав и проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденная приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. № 17 не противоречит закону, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.

руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Кехмана Б.А. о признании недействующей с момента принятия Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. № 17 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней через Басманный районный суд города Москвы со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья Чубарова Н.В.