РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Москва 14 октября 2010 года
Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Карповой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2307/10 по заявлению Эндрика Д.Э. о признании незаконным действий (бездействий) ФМС России и УФМС по Ростовской области, обязании устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав,
УСТАНОВИЛ:
Эндрик Д.Э. обратился в суд с заявлением об обжаловании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, уточнив требования просил признать незаконными действия УФМС по Ростовской области и ФМС России, выразившиеся во внесении в Центральный банк данных по учету иностранных граждан (в ЦБД УИГ на региональном и ЦБД УИГ федеральном уровне соответственно) информации о постановлении Сальского городского суда Ростовской области от 14 мая 2009 года о признании гражданина США Эндрика Д.Э. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, до вступлении указанного постановления суда в законную силу;
- признать незаконными действия УФМС по Ростовской области, выразившиеся в направлении в ФМС России для последующей передачи в УИООРД 1 службы ФСБ России представления о неразрешении заявителю въезда в Российскую Федерацию и Информации со списком лиц, в который был включен заявитель, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен, а также признать незаконными действия ФМС России, выразившиеся в направлении в УИООРД 1 службы ФСБ России представления о неразрешении заявителю въезда в Российскую федерацию и Информации со списком лиц, в который был включен заявитель, въезд которым в Российскую федерацию не разрешен;
- признать незаконным бездействие ФМС России и УФМС по Ростовской области, выразившееся во невнесении в Центральный банк данных по учету иностранных граждан ( в ЦБД УИГ на региональном и ЦБД УИГ федеральном уровне соответственно) информации о том, что решением Ростовского областного суда от 10 июня 2009 года постановление Сальского городского суда Ростовской области от 14 мая 2009 года отменено, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина США Эндрика Д.Э. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения;
- возложить на ФМС России и УФМС по Ростовской области обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя действия для восстановления нарушенного права и устранения препятствий к осуществлению прав, в том числе путем удаления из Центрального банка данных по учету иностранных граждан информации о постановлении Сальского городского суда Ростовской области от 14 мая 2009 года по делу об административном правонарушении, и последующих судебных решений; запись о запрещении на въезд в Российскую Федерации убрать; повторно направить в УИООРД 1 службы ФСБ России представление о разрешении заявителю въезда в Российскую Федерацию.
В обоснование заявленных требований Эндрик Д.Э. указал на то, что 15 мая 2009 года постановлением Сальского городского суда Ростовской области он был признан виновным по ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях с наложением на него административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Данное постановление им было обжаловано в вышестоящий суд. Решением Ростовского областного суда от 10 июня 2009 года названное постановление отменено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу прекращено.
Письмом от 16 июня 2009 года суд проинформировал УФМС по Ростовской области о принятом по делу решении.
25 июня 2009 года УФМС по Ростовской области направило представление в ФМС России о разрешении на въезд в Российскую Федерацию заявителя.
Однако 2 июля 2009 года прибывший в Российскую Федерацию заявитель при наличии многократной визы при прохождении пограничного контроля в аэропорту «Домодедово» был задержан и ему было отказано во въезде в Российскую Федерацию ввиду наличия в центральном банке данных по учету иностранных граждан сведений о постановлении Сальского городского суда Ростовской области от 14 мая 2009 года.
На основании акта о возвращении от 3 июля 2009 года заявитель был возвращен в Брюссель.
До настоящего времени в ЦБД УИГ сохраняется информация о наличии постановления об административном выдворение за пределы РФ и что заявителю въезд в РФ запрещен. При этом информация об отмене незаконного судебного акта в ЦБД УИГ отсутствует.
УФМС по Ростовской области и ФМС России незаконно была внесена в ЦБД УИГ информация о наличии постановления от 14.05.2009 г., не вступившего в законную силу, и следовательно, не подлежащего исполнению, как не имеющее юридическое значение.
Впоследствии УФМС по Ростовской области и ФМС России не была внесена информация в ЦБД УИГ информация о том, что постановление о привлечении заявителя к административной ответственности отменено.
Кроме того, УФМС по Ростовской области и ФМС России направлены в УИООРД 1 службы ФСБ России представления о неразрешении заявителю въезда в Российскую Федерацию и информация со списком лиц, в который включен заявитель, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен.
Незаконными действиями (бездействием) УФМС по Ростовской области и ФМС России заявитель лишен права въезда в Российскую Федерацию в течение пяти лет.
Представители заявителя Михеева С.А. и Амерханова М.Р. в судебное заседание явились, требования заявления поддержали в полном объеме, ссылались на то, что действия (бездействия) УФМС по Ростовской области и ФМС России не соответствовали требованиям Инструкции «О порядке информационного взаимодействия органов ФСБ России, ФМС России и ее территориальных органов по ведению учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым в Российскую федерацию не разрешен», Федеральному закону от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Кодекса РФ об административных правонарушениях, Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 года № 186 «Об утверждении положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, Приказу МВД России, МИД России, ФСБ России, Минэкономразвития России, Мининформсвязи России от 10 марта 2006 года № 148/2562/98/62/25 «О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 03.07.2006 г. № 518 «Об утверждении инструкции по формированию, ведению и использованию центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих на территории субъектов РФ».
Представитель заинтересованного лица УФМС России по Ростовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения на заявления, в которых отразил, что 8 мая 2009 года ОУФМС России по Ростовской области в г. Сальске было возбуждено дело об административном правонарушении и составлен административный протокол по ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые в тот же день переданы в Сальский городской суд Ростовской области. 14 мая 2009 года постановлением Сальского городского суда Ростовской области Эндрик Д.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. На момент вынесения решения об административном выдворении Эндрик Д.Э. покинул территорию Российской Федерации. В установленные законом сроки 25 мая 2009 года в соответствии с требованиями приказа ФСБ/МВД/ФМС России № 203 дсп/347 дсп от 15 мая 2006 года в отношении Эндрика Д.Э. подготовлено представление о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, которое было направлено в ИЦ ФМС России. На момент отправления представления УФМС России по Ростовской области сведениями об обжаловании постановления судьи Сальского городского суда не располагало. После поступления информации об отмене постановления 22.06.2009 г. подготовлено представление о разрешении въезда Эндрику Д.Э. на территорию Российской Федерации, которое утверждено 23.06.2009 г. заместителем начальника УФМС России по Ростовской области и 25.06.2009 г. направлено в ИЦ ФМС России, о чем был проинформирован представитель заявителя. Соответствующая информация также занесена в имеющиеся в пользовании УФМС России по Ростовской области базы данных (ЦБД УИГ).
Представитель заинтересованного лица ФМС России Оганесян А.Л. в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что УФМС России по Ростовской области является компетентным органом по внесению записи в ЦБД УИГ о принятых решениях об административном выдворении за пределы Российской Федерации. Такая информация в отношении иностранных граждан должна быть занесена поставщиком информации - УФМС России по Ростовской области в АС ЦБД УИГ в срок, не превышающий 24 часов. ФМС России обеспечивает занесение в ЦБД УИГ полученной информации в срок, не превышающий 24 часов. Сведения о принятом Сальским городским судом Ростовской области постановлении от 14 мая 2009 года УФМС России по Ростовской области 25 мая 2009 года были занесены в АС ЦБД УИГ, 26 мая 2009 года – ЦБД УИГ. Учитывая, что жалоба на постановление Сальского городского суда Ростовской области от 14 мая 2009 года представителем Эндрика Д.Э. была направлена в адрес Ростовского областного по почте 25 мая 2009 года в УФМС России по Ростовской области отсутствовала данная информация, в связи с чем не имелось оснований для невыполнения обязанностей по занесению информации в АС ЦБД УИГ, поэтому вывод заявителя о незаконности занесения информации в АС ЦБД УИГ не основан на законе. Также не основанными на законе являются требования о необходимости возложения на ФМС России обязанности по внесению соответствующей записи. В настоящее время занесена информация в ЦБД УИГ о том, что решением Ростовского областного суда от 10 июня 2009 года постановление Сальского городского суда Ростовской области от 14 мая 2009 года отменено. Данная информация внесена в АС ЦБД УИГ УФМС России по Ростовской области, которая после занесена в ЦБД УИГ. Органами ФМС России 8 июля 2009 года направлено представление о разрешении въезда на территорию Российской Федерации гражданину США Эндрику Д.Э.. В данном представлении в качестве основания указано решение Ростовского областного суда от 10 июня 2009 года.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы по делу, приходит к выводу о том, что заявление Эндрика Д.Э. подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Так, при рассмотрении дела судом установлено, что постановлением Сальского городского суда Ростовской области от 14 мая 2009 года Эндрик Д.Э. признан виновным по ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на него наложен административный штраф в размере <данные изъяты> рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Исполнение постановления поручено начальнику Управления федеральной миграционной службы по Ростовской области. (л.д.7-8)
25 мая 2009 года УФМС России по Ростовской области направлено в ФМС России представление и список лиц, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен, в котором указана информация о гражданине США Эндрике Д.Э.. (л.д.55)
Согласно представлению в отношении Эндрика Д.Э., утвержденному 25 мая 2009 года заместителем начальника УФМС России по Ростовской области, принято решение 14.05.2009 г. Сальским городским судом Ростовской области о выдворении заявителя на основании ч.2 ст. 27 ФЗ -114 в связи с нарушением ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В графе исполнено проставлена дата 25 мая 2009 года. Не разрешать въезд до 25 мая 2014 года. (л.д.69)
25 мая 2009 года заявителем почтой направлена жалоба в Ростовский областной суд на постановление Сальского городского суда Ростовской области о привлечении Эндрика Д.Э. к административной ответственности.( л.д.85-86)
Решением Ростовского областного суда от 10 июня 2009 года означенное постановление в отношении Эндрика Д.Э. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.(л.д.9-10)
16 июня 2009 года Ростовским областным судом копия решения направлена для сведения, в том числе в УФМС по Ростовской области. (л.д.11)
25 июня 2009 года УФМС России по Ростовской области на основании решения Ростовского областного суда от 10.06.2009 г. подготовлено и направлено представление в ФМС России о разрешении въезда на территорию Российской Федерации гражданину США Эндрику Д.Э. и список лиц, въезд которым в Российскую Федерацию разрешен, в котором содержится информация о заявителе. (л.д.54)
Как усматривается из представления, утвержденного заместителем начальника УФМС России по Ростовской области 23.06.2009 г. Эндрику Д.Э. разрешен въезд с 20 июня 2009 года. Принятое решение: отмена решения суд Сальского района Ростовской области, производство по делу об административном правонарушении прекращено Ростовским областным судом 10.06.2009 г. (л.д.57)
8 июля 2009 года информационным центром ФМС России в Федеральную службу безопасности Российской Федерации направлен материал на рассмотрение об исключении из контрольного списка Эндрика Д.Э.. (л.д.33)
15 октября 2008 года Эндрику Д.Э. выдана многократная виза с 20.10.2008 г. по 19.10.2009 г. (л.д.13)
3 июля 2009 года Эндрик Д.Э., прибывший в РФ из Бельгии рейсом №, возвращен в Бельгию рейсом №, поскольку не имелось оснований на въезд в РФ, которое заключается в ст. 27 ФЗ РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», о чем составлен органом пограничного контроля. (л.д.14)
Согласно информации отряда пограничного контроля в международном аэропорту Домодедово от 11 сентября 2009 года, Эндрик Д.Э. 2 июля 2009 года был не пропущен через государственную границу Российской Федерации. Причиной непропуска явилось уведомление органов исполнительного производства о судебном решении Сальского городского суда Ростовской области, адресованное вышестоящему органу. Указаний по снятию ограничения на въезд в Российскую Федерацию гражданину США Эндрику Д.Э. в указанный период в отряд пограничного контроля не поступало. (л.д.37-38)
По сведениям информационного управления ФМС России в отношении гражданина США Эндрика Д.Э. в Автоматизированной системе центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства содержится следующая информация, в том числе об административном выдворении за пределы Российской Федерации 14 мая 2009 г. Судебный орган, принявший решение – Сальский городской суд Ростовской области, постановление от 14.05.2009 г. Об отмене постановления Сальского городского суда от 14.05.2009 г. об административном выдворении гражданина США Эндрика Д.Э. за пределы Российской Федерации. Судебный орган, принявший решение-Ростовский областной суд, постановление от 10.06.2009 г. В АС ЦБД УИГ сведений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданина СЩА Эндрика Д.Э., не содержится. На период 06.10.2010 г. гражданин США Эндрик Д.Э. значится в учете «Запретники» (Контрольный список).
В ходе рассмотрения дела установлено, что 25 марта 2010 года заявителю стало известно о том, что в ЦБД УИГ содержится информация о принятом Сальским городским судом Ростовской области решении о признании его виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.18.10 Кодекса РФ об административных правонарушения, а также о запрещении заявителю въезда на территорию Российской Федерации, что послужило основанием к направлению 16 июня 2010 года Эндриком Д.Э. соответствующего заявления в суд.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
В силу ст. 31.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
В соответствии со ст. 24 Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.
Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Административное выдворение - это принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы России или контролируемый самостоятельный выезд иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы РФ, осуществляемые в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В целях совершенствования информационного взаимодействии органов ФСБ, ФМС России и ее территориальных органов совместным приказом ФСБ России и МВД России № 203/ДСП/347ДСП утверждена Инструкция о порядке информационного взаимодействия органов федеральной службы безопасности, ФМС России и ее территориальных органов по ведению учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд, которым в Российскую Федерацию не разрешен, которой определен порядок взаимодействия этих органов и направления соответствующих сведений в отношении таких лиц.
В соответствии с Инструкцией учет «Запретники» (Контрольный список) организует и ведет УИООРД 1 службы ФСБ России.
Действия УФМС России по Ростовской области по подготовке и направлению в ФМС России, а затем ФМС России в органы федеральной службы безопасности представления со списком лиц, которым въезд на территорию Российской Федерации не разрешен в отношении заявителя регламентированы названной выше Инструкцией, определяющей порядок взаимодействия данных органов по ведению учета этих лиц.
Нарушений сроков подготовки и направления отмеченных документов, порядка их составления при рассмотрении дела не установлено.
Вместе с тем постановление Сальского городского суда Ростовской области от 14 мая 2010 года не обращалось к исполнению, так как не вступило в законную силу, Эндрик Д.Э. самостоятельно выехал с территории Российской Федерации на момент вынесения постановления об административном выдворении, впоследствии постановление Сальского городского суда отменено решением Ростовского областного суда, какие-либо меры принудительного характера в отношении заявителя не применялись.
Следовательно, на момент подготовки и направления УФМС России по Ростовской области в ФМС России представления о не разрешении въезда на территорию Российской Федерации гражданину США Эндрику Д.Э. указанное выше постановление не вступило в законную силу и не порождало каких-либо правовых последствий для заявителя.
Однако в направленном УФМС России Ростовской области представлении в ФМС России для последующей передачи органам федеральной службы безопасности внесены сведения об исполнении указанного выше постановления о привлечении заявителя к административной ответственности.
Таким образом, действия УФМС России по Ростовской области носили преждевременный характер, в отсутствие данных о вступлении постановления об административном выдворении Эндрика Д.Э. в законную силу совершены действия, впоследствии повлекшие за собой ограничение права иностранного гражданина на въезд на территорию Российской Федерации.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что действия УФМС России по Ростовской области по подготовке и направлению представления, а также списка иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен с включением в него данных о заявителе противоречат действующему законодательству, а потому не могут быть признаны законными.
Ссылка УФМС России по Ростовской области в возражениях на заявление об отсутствии у них на момент отправления сведений в отношении Эндрика Д.Э. об обжаловании постановления судьи Сальского городского суда при оценке законности действий УФМС России по Ростовской области правового значения не имеют и не свидетельствует о законности совершения таких действий. При составлении оспариваемого документа и направлении соответствующей информации эти сведения подлежали проверке.
Между тем суд не может согласиться с утверждением заявителя относительно незаконности действий ФМС России по направлению представления в ФСБ России, поступившего из территориального органа ФМС, поскольку определенный указанными органами порядок взаимодействия не предусматривает обязанности ФМС России по проверки достоверности утвержденных руководителем территориального органа документов, обеспечивая их прием, обработку и последующую передачу в ФСБ России. Такой контроль возложен на руководителя территориального органа ФМС России, направляющего в соответствии с установленным порядком документы в информационный центр ФМС России. Направленное в ФМС России представление и список лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен, составлено по установленной форме и в соответствии с установленными правилами заполнения бланка представления, все необходимые сведения в нем были отражены.
Что касается требований заявителя о признании незаконными действия УФМС по Ростовской области и ФМС России, выразившиеся во внесении в Центральный банк данных по учету иностранных граждан (в ЦБД УИГ на региональном и ЦБД УИГ федеральном уровне соответственно) информации о постановлении Сальского городского суда Ростовской области от 14 мая 2009 года о признании гражданина США Эндрика Д.Э. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, до вступлении указанного постановления суда в законную силу, суд при оценке указанных действий УФМС по Ростовской области и ФМС России исходит из того, что ЦБД УИГ на региональном и федеральном уровне представляет собой базу данных, состоящую из совокупности учетных сведений об иностранном гражданине, поэтому носит по сути информативный характер.
Постановлением Правительства РФ от 06.04.2005 N 186 "Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" утверждено Положение о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно п.2-3,5 Положения Центральный банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, в том числе являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, въезжающих в Российскую Федерацию, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации и выезжающих из Российской Федерации (далее - иностранные граждане), предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью государственной информационной системы миграционного учета.
Центральный банк данных является федеральным информационным ресурсом и находится в ведении Федеральной миграционной службы.
В центральном банке данных накапливается информация об иностранных гражданах, поступающая от федеральных органов исполнительной власти и организаций, оформляющих въездные-выездные документы иностранных граждан, осуществляющих их регистрацию при пересечении государственной границы Российской Федерации и по месту пребывания или проживания, а также определяющих регламент пребывания.
Информация об иностранных гражданах подлежит учету в органах государственной власти, вступающих в соответствующие роду их деятельности отношения с иностранными гражданами согласно законодательству Российской Федерации. Сведения о таком учете содержатся в центральном банке данных.
Поставщики информации об иностранных гражданах несут ответственность за ее полноту и достоверность.
Приказом МВД РФ N 148, МИД РФ N 2562, ФСБ РФ N 98, Минэкономразвития РФ N 62, Мининформсвязи РФ N 25 от 10.03.2006 "О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации" утвержден Порядок ведения центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации", "Порядок доступа пользователей к информации центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации", "Порядок предоставления информации, содержащейся в центральном банке данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, не являющимся пользователями центрального банка данных, а также физическим лицам".
В соответствии с п.8 Порядка ФМС России поставляет в ЦБД УИГ информацию: о принятых решениях об административном выдворении за пределы Российской Федерации либо депортации иностранных граждан.
Согласно п.15-16 информация от поставщиков направляется в ЦБД УИГ в срок, не превышающий 24 часов с момента ее занесения в ведомственные информационные системы. ФМС России обеспечивает занесение в ЦБД УИГ полученной информации в срок, не превышающий 24 часов.
Приказом МВД РФ от 03.07.2006 N 518 "Об утверждении Инструкции по формированию, ведению и использованию центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих на территории субъектов Российской Федерации, в территориальных органах ФМС России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации" утверждена Инструкцию по формированию, ведению и использованию центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих на территории субъектов Российской Федерации, в территориальных органах ФМС России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 26.1.-26.3, 27-28, 49 Инструкции в ЦБД УИГ учитываются иностранные граждане, подлежащие административному выдворению либо депортации за пределы территории Российской Федерации.
В ЦБД УИГ на региональном уровне вносятся сведения, содержащиеся:
а) в решении о депортации иностранного гражданина, принятого ФМС России по мотивированному представлению начальника территориального органа ФМС России;
б) в постановлении об административном выдворении иностранного гражданина за пределы территории Российской Федерации.
26.3. На иностранного гражданина, в отношении которого вынесено заключение о депортации либо совершившего административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, составляется учетная карточка на иностранного гражданина, депортируемого либо выдворяемого за пределы Российской Федерации, производятся его фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.
27. Подготовку и передачу информации согласно перечню, приведенному в пункте 3 настоящей Инструкции, для загрузки в ЦБД УИГ на региональном уровне осуществляют уполномоченные на это сотрудники территориального органа ФМС России в субъекте Российской Федерации.
Начальник территориального органа ФМС России в субъекте Российской Федерации осуществляет контроль за полнотой и своевременностью представления информации.
28. Загрузку в ЦБД УИГ на региональном уровне полученной информации осуществляют уполномоченные на это сотрудники территориального органа ФМС России в субъекте Российской Федерации.
49. На этапе формирования ЦБД УИГ на федеральном уровне сведения представляются территориальными органами ФМС России в субъекте Российской Федерации из ЦБД УИГ на региональном уровне в Информационный центр ФМС России в виде файлов единого формата обмена данными.
55. Файлы с информацией для постановки на учет, снятия с учета, коррекции в ЦБД УИГ на федеральном уровне направляются в Информационный центр ФМС России после завершения аналогичных операций с данными в ЦБД УИГ на региональном уровне.
Статьей 29.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" контроль за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений правовых актов само по себе наличие информации о принятых судебных решениях в ЦБД УИГ прав иностранного гражданина не нарушает, основания к неразрешению въезда иностранному гражданину на территорию Российской Федерации установлены законом, требования которого подлежат применению при решении подобных вопросов. В ЦБД УИГ заносится все имеющаяся информация об иностранном гражданине. Учет «Запретники» (Контрольный список) организует и ведет УИООРД 1 службы ФСБ России.
Не подлежат удовлетворению и требования заявителя о возложении на ФМС России и УФМС по Ростовской области обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя действия для восстановления нарушенного права и устранения препятствий к осуществлению прав, в том числе путем удаления из Центрального банка данных по учету иностранных граждан информации о постановлении Сальского городского суда Ростовской области от 14 мая 2009 года по делу об административном правонарушении, и последующих судебных решений; записи о запрещении на въезд в Российскую Федерации убрать; повторного направления в УИООРД 1 службы ФСБ России представления о разрешении заявителю въезда в Российскую Федерацию.
Как отмечено выше в ЦБД УИГ на региональном и федеральном уровне внесена информация о принятом Ростовским областным судом решения 10.06.2009 года об отмене постановления Сальского городского суда Ростовской области о привлечении заявителя к административной ответственности и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Соответствующее представление о разрешении въезда иностранному гражданину в Российскую Федерации со списком лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации разрешен, направлены в органы федеральной службы безопасности.
Данных о том, что наличие информации в ЦБД УИГ о принятых судебных решениях в отношении заявителя нарушают его права и свободы либо, что имеющимися сведениями созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод суду не представлено, а при рассмотрении дела не установлено.
Оснований для повторного направления в ФСБ России представления о разрешении заявителю въезда в Российскую Федерацию не имеется. Существующим порядком взаимодействия данных органов не предусмотрено повторное направление представления.
По тем же основаниям суд приходит к выводу о необоснованности требований заявителя о признании незаконным бездействия ФМС России и УФМС по Ростовской области, выразившиеся во невнесении в Центральный банк данных по учету иностранных граждан ( в ЦБД УИГ на региональном и ЦБД УИГ федеральном уровне соответственно) информации о том, что решением Ростовского областного суда от 10 июня 2009 года постановление Сальского городского суда Ростовской области от 14 мая 2009 года отменено, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина США Эндрика Д.Э. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку как изложено выше требуемая заявителем ко внесению в ЦБД УИГ информация внесена, сведений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию заявителю в ЦБД УИГ не содержится.
Кроме того, отдельно суд отмечает, анализируя вышеприведенные обстоятельства, что каких-либо нарушений законодательства со стороны ФМС России в отношении заявителя не допущено, информация в ЦБД УИГ, а также представление о неразрешении въезда заявителю с соответствующим списком, внесена и передана в последующем в ФСБ РФ в соответствии с законом и в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленного порядка по приему, обработке полученных из территориального органа сведений и их передачи в ФСБ России, а также внесения данных об иностранном гражданине в ЦБД УИГ. Права и свободы заявителя со стороны ФМС России не нарушались.
Информация и документы об иностранном гражданине для ведения того или иного учета поступают в Управление информационных ФМС России из территориальных органов. Поставщики информации об иностранных гражданах несут ответственность за ее полноту и достоверность. Приведенными выше порядками, положениями и инструкциями не возложена на Информационный центр ФМС России обязанность по проверки достоверности представляемой поставщиками информации.
Так, п.7 Положение о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом установлена ответственность ФМС России за ведение центрального банка данных, которая включает в себя лишь обеспечение бесперебойной эксплуатацию программно-технического комплекса центрального банка данных (с использованием современных информационных технологий и привлечением квалифицированного персонала); осуществление автоматизированного сбора, хранения и обработки, а также представление пользователям информации об иностранных гражданах.
Проверка достоверности представляемых сведений входит в компетенцию органов, направляющих эти сведения для внесения в ЦБД УИГ или для направления с целью передачи этих сведений органам, которыми осуществляются иные учеты иностранных граждан.
На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия УФМС по Ростовской области, выразившиеся в направлении в ФМС России для последующей передачи в УИООРД 1 службы ФСБ России представления на иностранного гражданина со списком иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен, а именно о не разрешении Эндрику Д.Э. въезда в Российскую Федерацию, для ведения УИООРД 1 службы ФСБ России учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен.
В удовлетворении остальной части требований заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.
Судья Борисова К.П.