о признании незаконным действий (бездействий) ФСКН России, обязании устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Москва 2 ноября 2010 года

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Карповой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2715/10 по заявлению Колобанова А.В. о признании незаконным действий (бездействий) ФСКН России, обязании устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав,

УСТАНОВИЛ:

Колобанов А.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, просил суд признать незаконным бездействие ФСКН России в части непредставления информации по его заявлению
№ 24/60/7-К-11737 от 11 мая 2010 года в полном объеме;

- признать незаконным решение, действие ФСКН России в части отнесения запрошенной информации к перечню служебной информации, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1233;

-признать незаконным решение, действие ФСКН России в части отнесения запрошенных нормативно-правовых актов затрагивающих права и свободы граждан к ведомственным приказам ФСКН России ограниченного распространения, ограничения на распространение которой диктуется служебной необходимостью на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1233;

- обязать ФСКН России предоставить полную и подробную информацию с направлением мотивированного ответа на поставленные им в заявлении вопросы.

В обоснование заявленных требований Колобанов А.В. указал на то, что 11 мая 2010 года в адрес начальника УФСКН России по г. Москве им было направлено заявление о предоставлении информации о деятельности УФСКН России по г. Москве, а также о нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность ФСКН России.

В заявлении содержалась просьба сообщить заявителю, на основании каких федеральных законов либо иных нормативно-правовых актов допускается сотрудникам оперативных служб ФСКН России ограничивать конституционные права граждан на свободу передвижения свыше 3 часов без составления протокола задержания подозреваемого после доставления в помещение органа дознания оперативной службы ФСКН России;

- является ли ограничение прав на свободу передвижения свыше 3 часов лиц, доставленных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий законным;

- на основании какого федерального закона либо иных нормативно-правовых актов допускается производство личного досмотра физического лица и изъятия у него личных вещей (предметов, документов) и оформление данных действий протоколом личного досмотра физического лица и изъятия личных вещей сотрудниками оперативных служб ФСКН России;

- являются ли данные ограничения конституционных прав на личную неприкосновенность при производстве личного досмотра физического лица и изъятия вещей сотрудниками оперативных служб ФСКН России законными;

- предоставить информацию к какому виду деятельности относится личный досмотр физического лица и изъятия вещей;

- сообщить номер и дату издания нормативно-правового акта ФСКН России, регулирующего организацию и проведение оперативно-розыскных мероприятий – «проверочная закупка»;

- сообщить номер и дату издания нормативно-правового акта ФСКН России, регулирующего получение, выдачу и использование денежных средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий – «проверочная закупка»;

- сообщить номер и дату издания нормативно-правового акта ФСКН России устанавливающих порядок хранения вещественных доказательств по уголовному делу.

Запрошенная информация заявителем не получена, подробный и мотивированный ответ по поставленным в заявлении вопросам Колобанову А.В. дан не был, что является нарушением Федерального закона РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ и Федерального закона РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Кроме того, в ответе ФСКН России содержалась незаконная ссылка на то, что деятельность оперативных сотрудников органа наркоконтроля регламентируется ведомственными приказами, имеющими информацию ограниченного распространения.

Заявитель Колобанов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФСКН России по доверенности Шматкова Н.В. в судебное заседание явилась, возражала против заявленных требований, ссылаясь на то, что ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976.

В соответствии с подпунктом 47 пункта 8 Положения ФСКН России осуществляет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. Согласно пункту 117 Регламента, утвержденного приказом ФСКН России от 19 января 2009 года № 20, Служба обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации доступ граждан и организаций к информации о деятельности ФСКН России, за исключением информации ограниченного доступа. Пунктами 136, 141 Регламента определено, что информация о деятельности ФСКН России предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. ФСКН России вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена в сети Интернет.

Во исполнение пункта 124 Регламента ФСКН России разместила информацию о своей деятельности в сети Интернет на официальном сайте ФСКН России в подразделе «Правовые основы деятельности» раздела «Информация о службе». В соответствии с ч.3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

В соответствии с п.2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию доступ к которой ограничен федеральными законами. Статьей 5 Закона российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» законодательно установлен перечень сведений, составляющих государственную тайну. В частности к ним относятся сведения в области оперативно-розыскной деятельности, о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности. В этой связи нормативным правовым актам ФСКН России, регламентирующим организацию и тактику оперативно-розыскных мероприятий, в установленном порядке присваиваются грифы «секретно», «совершенно секретно», а также пометка «для служебного пользования». В соответствии с п. 138 Регламента в случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, то она не предоставляется. В месячный срок Колобанову А.В. на его заявление направлен ответ. Неудовлетворенность полнотой представленных сведений является субъективным мнением заявителя.

Суд, рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы по делу, приходит к выводу о том, что заявление Колобанова А.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Так, при рассмотрении дела судом установлено, что 11 мая 2010 года Колобановым А.В. направлено заявление начальнику управления ФСКН России по
г. Москве о предоставлении вышеназванной информации, которое было направлено для рассмотрения в Следственный департамент ФСКН России в дополнение к ранее поступившим материалам. (л.д.29-31)

27 мая 2010 года по результатам рассмотрения заявления Колобанову А.В. и.о. заместителя руководителя следственного департамента ФСКН России ФИО7 направлен ответ, в котором заявителю сообщено, что деятельность оперативных сотрудников органов наркоконтроля при проведении ОРМ регламентируется Федеральным законом № 144-ФЗ от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственными приказами ФСКН России, имеющими информацию ограниченного распространения.

Порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения регламентируется Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233.

Перечень информации, которая не может быть отнесена к служебной информации ограниченного распространения содержится в пункте 1.3 данного Положения.

Информация, запрашиваемая заявителем к указанному перечню не относится, соответственно является служебной информацией, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Обязанности по предоставлению данной информации на федеральные органы исполнительной власти Положением не возложены.

В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года № 976, ФСКН России так же не предоставлено право давать какие-либо разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации. (л.д.33)

ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976.

В пункте 8 указанного Положения определены основные полномочия ФСКН России, в том числе к ним относятся осуществление приема граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Согласно п. 9 Положения ФСКН России в целях реализации своих полномочий имеет право: издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п.112 -114 Регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного приказом ФСКН России от 19.01.2009 г. № 20 "Об утверждении Регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" ФСКН России в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, поступивших в ФСКН России, а также обращений граждан, принятых на личном приеме.

Письменные обращения граждан, поступившие в ФСКН России, должны быть зарегистрированы в установленном порядке в течение трех дней со дня их поступления.

Порядок рассмотрения обращений граждан осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а организация работы по рассмотрению обращений должностными лицами ФСКН России определяется нормативными правовыми актами ФСКН России.

Согласно п.п. 124,138 Регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков информация о деятельности ФСКН России (территориального органа) размещается в сети Интернет на официальном сайте ФСКН России (территориального органа).

В случае если территориальный орган не имеет возможности создания официального сайта территориального органа в сети Интернет информация о деятельности такого территориального органа размещается на официальном сайте ФСКН России.

Информация о деятельности ФСКН России (территориального органа) не предоставляется в случае, если:

содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию;

в запросе не указаны почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

запрашиваемая информация не относится к деятельности ФСКН России (территориального органа);

запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых ФСКН России (территориальным органом), проведении анализа деятельности ФСКН России (территориального органа) либо подведомственных ФСКН России организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Пунктом 139 данного Регламента предусмотрено, что в случае если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен.

В соответствии с пунктами 140-141 Регламента в случае если запрашиваемая часть информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, то ФСКН России (территориальный орган) предоставляет запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа.

ФСКН России (территориальный орган) вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена в сети Интернет.

Приказом ФСКН РФ от 01.06.2009 N 260 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции "Прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности", утвержден Административный регламент Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции "Прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности".

Из анализа данных нормативно-правовых актов не усматривается полномочий ФСКН России по разъяснению действующего на территории Российской Федерации законодательства, а также обязанности ФСКН России по направлению обратившимся гражданам отдельных нормативно-правовых актов.

Заявителем запрошена в ФСКН России информация о нормативно-правовых актах.

В заявлении содержалась просьба сообщить заявителю, на основании каких федеральных законов либо иных нормативно-правовых актов допускается сотрудникам оперативных служб ФСКН России ограничивать конституционные права граждан на свободу передвижения свыше 3 часов без составления протокола задержания подозреваемого после доставления в помещение органа дознания оперативной службы ФСКН России; на основании какого федерального закона либо иных нормативно-правовых актов допускается производство личного досмотра физического лица и изъятия у него личных вещей (предметов, документов) и оформление данных действий протоколом личного досмотра физического лица и изъятия личных вещей сотрудниками оперативных служб ФСКН России; сообщить номер и дату издания нормативно-правового акта ФСКН России, регулирующего организацию и проведение оперативно-розыскных мероприятий – «проверочная закупка»; сообщить номер и дату издания нормативно-правового акта ФСКН России, регулирующего получение, выдачу и использование денежных средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий – «проверочная закупка»; сообщить номер и дату издания нормативно-правового акта ФСКН России устанавливающих порядок хранения вещественных доказательств по уголовному делу; предоставить информацию к какому виду деятельности относится личный досмотр физического лица и изъятия вещей, а также является ли ограничение прав на свободу передвижения свыше 3 часов лиц, доставленных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий законным; являются ли данные ограничения конституционных прав на личную неприкосновенность при производстве личного досмотра физического лица и изъятия вещей сотрудниками оперативных служб ФСКН России законными.

В ответе на обращение приведена информация о законодательном акте, регламентирующем деятельность оперативных сотрудников органа наркоконтроля при проведении ОРМ, а именно указано, что такая деятельность регламентируется Федеральным законом № 144-ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственными приказами ФСКН России, имеющими информацию ограниченного распространения.

На обращение Колобанова А.В. ФСКН России заявителю дан ответ в сроки и порядке установленным требованиями Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации № 59-ФЗ от 02.05.2006 г.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В соответствии с п.2 ст. 5 Закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В силу п.1,2 ст. 9 названного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии со ст.5 п.4 Закона РФ «О государственной тайне» государственную тайну составляют сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.

Таким образом, не вся информация является общедоступной и может быть предоставлена любому лицу. Действующее законодательства может предусматривать ограничения как в получении, так и использовании такой информации, в частности, составляющей государственную тайну.

Следовательно, ФСКН России обоснованно отказало в предоставлении такой информации заявителю.

Как следует из представленных ответов на обращения Колобанова А.В., заявителю ФСКН России неоднократно сообщалось, что при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при их проведении, в том числе, производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений. В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, а именно статьи 166 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Хранение вещественных доказательств регламентируется ст. 91 УПК РФ. Порядок задержания, личного обыска, порядок составления и оформления соответствующих процессуальных документов установлены ст.ст. 92,93, 182, 184 УПК РФ.

Утверждение Колобанова А.В. о том, что в направленном ему ответе не содержится в полном объеме запрошенная им в заявлении информация, суд находит несостоятельным, а также суд не может согласиться с доводами Колобанова А.В., изложенными в его заявлении, так как они опровергаются указанными выше доказательствами, противоречат представленным ФСКН России документам.

Таким образом суд не находит законных оснований для удовлетворения жалобы Колобанова А.В. об оспаривании действий (бездействии) ФСКН России, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Колобанова А.В. о признании незаконным действий (бездействий) ФСКН России, обязании устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья Борисова К.П.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>