РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2010 года город Москва
Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С., при секретаре Кильдеевой Д.М., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1524/10 по иску Папуашвили А.В. к Федеральной миграционной службе Российской Федерации о признании решения незаконным, отмене решения Федеральной миграционной службы России, признании беженцем на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Папуашвили А.В. обратился в суд с иском к Федеральной миграционной службе Российской Федерации о признании незаконным решения ФМС России № от 27 февраля 2010 года по жалобе на решение Управления ФМС России по Московской области об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, отмене указанного решения ФМС России и признании беженцем на территории Российской Федерации, ссылаясь на необоснованность данного решения ФМС России.
В судебное заседание истец Папуашвили А.В. явился, исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в 2005 году режимом Саакашвили был отстранен от должности консула Грузии в Российской Федерации и привлечен к уголовной ответственности, от него хотели избавиться из-за его активной политической деятельности, он подумывал баллотироваться в президенты. Уголовное дело против него сфабриковано из-за того, что он много знает про нынешних лидеров Грузии, в том числе каким образом они пришли к власти.
Представитель ФМС России Оганесян А.Л. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения искового заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая иск необоснованным.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 01 сентября 2009 года Папуашвили А.В. обратился в УФМС России по Московской области с ходатайством о признании его беженцем на территории РФ, ссылаясь на то, что в Грузии преследуется по политическим убеждениям, власти Грузии требуют его выдачи по сфабрикованному обвинению. Заявитель связался с друзьями в Грузии и они ему посоветовали на родину не возвращаться (опросный лист от 01 сентября 2009 года). Только после своего задержания в <адрес> 20 июля 2009 года он узнал, когда против него было возбуждено уголовное дело, по каким статьям УК Грузии и когда он был объявлен в розыск (п. 6-8 опросного листа от 01 сентября 2009 года). С 2006 года находится на территории Российской Федерации.
Из дела видно, что Папуашвили А.В. является уроженцем и гражданином <данные изъяты>
16 июня 2005 года в Генеральной прокуратуре Грузии было начато расследование о злоупотреблении служебным положением должностными лицами посольств и консульств министерства иностранных дел Грузии в 2002-2004 годах.
В процессе следствия в отношении старшего советника посольства Грузии Папуашвили А.В. было начато уголовное преследование, последний обвиняется в том, что в течение 2005 года в противоречии с соответствующими инструкциями без письменного согласия Министерства юстиции и без информации МВД Грузии незаконно выдал паспорта 89 гражданам Грузии. Игнорируя требования существующих законов, он самовольно освободил 4 граждан Грузии от пошлин за оформление национальных паспортов.
После возбуждения уголовного дела в отношении Папуашвили А.В. он был отозван в <адрес>, но остался в г.Москве.
15 февраля 2006 года в отношении Папуашвили А.В. было вынесено постановление о привлечении к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 332 ч. 3 п. «а» (злоупотребление служебными полномочиями неоднократно), ст. 333 ч. 3 п. «а» (превышение служебных полномочий неоднократно), ст. 342-1 УК Грузии (служебная халатность).
24 февраля 2006 года в Грузии в качестве меры пресечения Папуашвили А.В. избрано предварительное заключение под стражу и он объявлен в международный розыск.
21 июля 2009 года Луховицкой прокуратурой в отношении Папуашвили А.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 16 сентября 2009 года срок содержания под стражей продлен. 22 сентября 2009 года Папуашвили А.В. на основании постановления Луховицкой городской прокуратуры был освобожден из-под стражи.
Решением УФМС России по Московской области от 25 ноября 2009 года Папуашвили А.В. было отказано в предоставлении статуса беженца, так как он не соответствует определению «беженец» согласно ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах».
Указанное решение истцом было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по городу Московской области было отказано.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1)в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4)за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем.
Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона).
Порядок признания лица беженцем установлен ст.3-7 Федерального закона. В частности, признание лица беженцем предусматривает: обращение лица с ходатайством о признании беженцем; предварительное рассмотрение ходатайства; принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу; принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; рассмотрение ходатайства по существу; принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. №928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425.
Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона.
Должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Папуашвили А.В., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.
По результатам рассмотрения обращения Папуашвили А.В. было установлено, что в Грузии в политических, религиозных, военных или общественных организациях не состоял, в инциденты с применением физического насилия не вовлекался (пп. 19, 44 Анкеты).
Кроме того, в ходатайстве Папуашвили А.В. не указывается о наличии у него каких-либо политических взглядов, отличных от тех, которые разделяются правительством Грузии. Заявитель пояснил, что владеет информацией о деятельности политических сил страны, однако не указал, какой именно информацией. С обращением о предоставлении убежища на территории Российской Федерации обратился только после его задержания. Семья заявителя (мать, брат, сестра, жена и дети) проживают, работают и учатся в Грузии, преследованиям за якобы политические взгляды заявителя не подвергаются. В предъявленном заявителю обвинении не просматривается политическая или иная подоплека.
Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, наличие иных политических убеждений, отличных от тех, которые разделяются правительством, само по себе не является основанием для ходатайства о предоставлении статуса беженца, и проситель должен доказать, что у него имеются достаточные опасения стать жертвой преследований за свои убеждения. Это предполагает, что проситель является носителем убеждений, неприемлемых для властей, поскольку он критикует их политику и методы. Это также предполагает, что эти взгляды дошли до сведения властей или приписываются ими заявителю (п. 80).
Опасения подвергнуться наказанию за нарушения закона не являются основанием для предоставления статуса беженца.
Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, преследования следует отличать от наказаний за обычные нарушения закона в соответствии с обычным правом. Лица, спасающиеся от преследования или наказания за такие нарушения, как правило, не являются беженцами. Следует помнить, что беженец - это жертва, или потенциальная жертва несправедливости, а не лицо, спасающееся от правосудия (п. 56).
Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оснований для отмены оспариваемого решения ФМС России не имеется, поскольку оно основано на законе и соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано, указанные Папуашвили А.В. основания, по которым он не желает возвращаться в Грузию, не являются обоснованными опасениями подвергнуться преследованию в стране своей гражданской принадлежности со стороны властей.
Таким образом, Папуашвили А.В. было обоснованно отказано в удовлетворении его жалобы на решение УФМС России по Московской области, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона.
При таких данных, в удовлетворении исковых требований Папуашвили А.В. о признании о признании незаконным решения ФМС России № от 27 февраля 2010 года по жалобе на решение Управления ФМС России по Московской области об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, отмене указанного решения ФМС России и признании беженцем на территории Российской Федерации должно быть отказано в связи с их явной необоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Папуашвили А.В. о признании незаконным решения ФМС России № от 27 февраля 2010 года по жалобе на решение Управления ФМС России по Московской области об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, отмене указанного решения ФМС России и признании беженцем на территории Российской Федерации - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) дней.
Судья А.С. Лопаткина