РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Москва 26 ноября 2010 года
Басманный районный суд города Москвы в составе
председательствующего судьи Борисовой К.П.,
при секретаре Карповой Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 3191/10 по иску Тверского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах Российской Федерации, в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации к Кондрашкину С.А. о взыскании излишне выплаченной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Тверской межрайонный прокурор города Москвы в интересах Российской Федерации, в лице Министерства внутренних дел России обратился с иском в суд к Кондрашкину С.А. о взыскании излишне выплаченной пенсии в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., мотивируя свое обращение тем, что ответчику по линии МВД РФ была назначена и выплачивалась пенсия, однако в связи с переходом Кондрашкина С.А. на службу в таможенные органы и несвоевременным сообщением об этом за период с 1 апреля 2004 года по 31 октября 2007 года Центром пенсионного обслуживания ГУВД по г. Москве произведена переплата пенсии Кондрашкину С.А.
Представитель МВД России по доверенности Колмакова Т.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что по личному заявлению Кондрашкина С.А. ЦПО ГУВД по г. Москве с 1 ноября 2007 года прекращена выплата пенсии по линии МВД России в связи с переходом на пенсионирование по линии ФТС России. Однако по причине несвоевременного уведомления Кондрашкиным С.А. ЦПО ГУВД по г. Москве о переходе на службу в таможенные органы им необоснованно получена пенсия на общую сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за период с 01.04.2004 г. по 31.10.2007 г., поэтому данные денежные средства подлежат возврату в федеральный бюджет.
Кондрашкин С.А. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истцом пропущен сок исковой давности для обращения в суд, вместе с этим истцу было известно, что ему назначена пенсия в период прохождения им службы в таможенных органах. При оформлении пенсии он не брал на себя каких-либо обязательств относительно информирования органа, осуществляющего пенсионное обеспечение об обстоятельствах, влияющих на условия его пенсионного обеспечения. При поступлении на службу в таможенные органы ему было разъяснено, что пенсионное обеспечение по линии федеральных органов налоговой полиции будет сохранено наряду с выплатой денежного содержания по занимаемой должности в качестве сотрудника таможенных органов РФ. Переплата пенсии произошла по вине Центра пенсионного обслуживания ГУВД по г. Москве, за которым закреплены полномочия по порядку назначения и выплаты пенсий, а также контролю за правильностью начисления пенсии. Несвоевременное приостановление выплаты пенсии произошло по вине истца. С 14 марта 2002 года поступил на службу в государственный таможенный комитет РФ. Примерно осенью 2003 года его вызывали в пенсионный отдел ГУВД, где сообщили, что пенсионеры Федеральной службы налоговой полиции России будут получать пенсию по линии МВД. В разговоре с работником пенсионного отдела он сообщил, что проходит службу в таможенных органах РФ. Кроме того, при получении пропуска для входа в здание ГУВД г. Москвы предъявил служебное удостоверение сотрудника таможенных органов. Законодательством, связанным с вопросами пенсионного обеспечения не владеет. Никогда не проверял правильность начисления пенсии. Обязательство о возврате излишне полученных денег было написано под давлением сотрудников пенсионной службы ГУВД, так как без его составления ему отказывали в выдаче справки для пенсионной службы ФТС.
Представитель ответчика по доверенности Литвин В.И. также исковые требования не признал по тем же основаниям. Кроме того, указал, что истцом не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что при начислении и выплате ответчику пенсии были допущены какие-либо счетные ошибки. Ответчик не осознавал и не должен был осознавать того, что правовые основания на получения им пенсии по линии МВД РФ у него отсутствовали, что в указанный истцом период времени, назначенная ему пенсия должна была быть приостановлена, что получая пенсию, он может нарушить законные интересы других лиц и тем самым причинить им вред. Добросовестность ответчика презюмируется законом. Отсутствует причинно-следственная связь между действиями ответчика и переплатой ему пенсии. Ответчик не может нести ответственности за отсутствие нормативно определенного механизма взаимоотношений органов министерств и ведомств и ПФР, в частности МВД РФ и ФТС РФ, за отсутствие в законодательстве обязанности военных пенсионеров сообщать в пенсионные органы обо всех обстоятельствах, влияющих на условия его пенсионного обеспечения. Никаких обязательств ответчиком по осуществлению контроля за правильностью и обоснованностью начисления и выплаты ему пенсии не давалось. Обращение ответчика 24.09.2007 г. в ЦПО ГУВД по г. Москве было связано с необходимостью получения справки о прекращении выплаты пенсии по линии МВД для оформления пенсии по линии таможенной службы. Соответствующая справка ответчиком получена только в результате составления заявления о добровольном возврате излишне полученных сумм пенсии.
Представитель третьего лица ГУВД по г. Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства по делу извещен судом в установленном законом порядке.
Представитель Тверской межрайонной прокуратуры г. Москвы в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен судом надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
При рассмотрении дела установлено, что с 17 декабря 2001 года согласно приказу ФСНП России от 28.01.2002 г. № Кондрашкин С.А. уволен из федеральных органов налоговой полиции и с 18 декабря 2001 года, ему была назначена пенсия за выслугу лет по линии федеральных органов налоговой полиции. (л.д 20а-25,.74).
Согласно справке Центра пенсионного обслуживания ГУВД по г. Москве, Кондрашкину С.А. назначена и выплачивалась пенсия по линии МВД России за выслугу лет с 01.07.2003 г. по 31.10.2007 г. Выплата пенсии прекращена с 01.11.2007 г. (л.д.38)
14 марта 2002 года Кондрашкин С.А. принят на службу по контракту в таможенные органы РФ и назначен на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам 1-го отдела службы «А» ГУБК ФТС России с присвоением звания - майора таможенной службы, что подтверждается приказом ГТК РФ от 29.03.2002 г. № и
№ от 19.04.2002 г. (л.д.35)
24 сентября 2007 г. Кондрашкин С.А. обратился с заявлением в ЦПО ГУВД по
г. Москве о прекращении ему выплаты пенсии с 1 ноября 2007 года в связи с переходом на пенсию по линии таможенной службы. (л.д.34)
Приказом ФТС России от 25.07.2007 г. № Кондрашкин С.А. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации на основании п/п 3 п.2 ст. 48 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) 27.07.2007г.
С 01 ноября 2007 года Кондрашкину С.А. Федеральной таможенной службой России назначена пенсия за выслугу лет.
Согласно ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года, пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.»
В соответствии с ч.1 ст. 6 данного Закона лицам, указанным в ст.1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В силу ч.2 ст. 6 Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в ст.1, при поступлении на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Статья 6 Закона не содержит исчерпывающий перечень правоохранительных органов, служба в которых является основанием для приостановления выплаты пенсии (органы налоговой полиции в данный перечень не включены).
Статьей 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) «О федеральных органах налоговой полиции» (признан утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2003 года № в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации) предусматривалось, что пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года.
При этом какие-либо изъятия из закрепленного в ст. 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц предусмотрены не были.
Правовая норма, содержащаяся в ч.2 ст. 6 указанного Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года по делу о проверке конституционности ч.2 ст. 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».
В частности, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечено, что действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших в службу в иных правоохранительных органах.
Так, федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации» (пункт 2 статьи 44) и «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей. Аналогичное правило закреплялось статьей 17 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» (признан утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2003 года в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации) в отношении сотрудников налоговой полиции.
Предписания названных Федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.
Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Применительно к лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Таким образом, поступление Кондрашкина С.А. вновь на правоохранительную службу влекло приостановление ему назначенной пенсии за выслугу лет на период прохождения службы.
В силу п.3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В соответствии с представленным истцом расчетом переполученной пенсионером Кондрашкиным С.А. пенсии за период с 1 апреля 2004 года по 31 октября 2007 года, с 1 апреля 2004 по 31 декабря 2004 года ответчиком получена пенсия в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., с 01 января 2005 года по 31 января 2006 года - в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; с 01 февраля 2006 года по 31 января 2007 года - в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; с 01 февраля 2007 года по 31 октября 2007 года - в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Как отмечено выше приказом ФТС России от 25.07.2007 г. № Кондрашкин С.А. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации на основании п/п 3 п.2 ст. 48 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) 27.07.2007г.
С 01 ноября 2007 года Кондрашкину С.А. Федеральной таможенной службой России назначена пенсия за выслугу лет.
В этой связи, определяя размер подлежащей взысканию с ответчика излишне полученной пенсии суд считает, что в период с 27 июля 2007 года по 31 октября 2007 года истцу обоснованно выплачена пенсия, поскольку в данный период истец не проходил службу в таможенных органах, а именно правоохранительную службу, следовательно, общий размер денежных средств подлежит уменьшению на размер выплаченных в этот период денежных средств - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд приходит к выводу о том, что пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии, приостановлении ее выплаты либо прекращении выплаты.
Данная обязанность направлена на недопущение неправомерного расходования средств бюджета, предназначенных на выплату пенсии.
Из объяснения ответчика следует, что в 1990 году он окончил Московскую высшую школу милиции МВД СССР и поступил на службу в органы внутренних дел. С 11.1997 г. по 11.1999 г. проходил службу в УСБ МВД России в должности старшего оперуполномоченного по ОВД, занимался оперативно-розыскной деятельностью. Затем с 11.1999 г. зачислен на службу в Федеральную службу налоговой полиции России, в главное управление безопасности и борьбы с коррупцией, где в том числе проходил службу в должности заместителя начальника отдела. С 14.03.2002 поступил на службу в ГУБК ФИС РФ на должность старшего оперуполномоченного. При поступлении на эту службу сотрудником кадрового аппарата ФТС было сообщено, что выплата пенсии за ними сохраняется. Осенью 2003 года пенсионный отдел ГУВД проинформировал его о том, что выплата ранее назначенной пенсии будет производиться по линии МВД. В разговоре с работником пенсионного отдел он сообщил о прохождении службы в таможенных органах. Кроме того, при получении пропуска также предъявлял служебное удостоверение сотрудника таможенных органов. Никаких заявлений с обязательствами информировать пенсионный отдел ГУВД об обстоятельствах, которые могут повлиять на условия получения пенсии никогда не писал. Практически не владеет законодательством, связанным с пенсионным обеспечением, имея общее представление об этом. Имея высшее юридическое образование все время занимался работой, которая связана с оперативно-розыскной деятельностью. Размер пенсии рассчитывали соответствующие должностные лиц, в компетенцию которых и входят эти вопросы. В 2003-2004 г.г., общаясь со своими коллегами-пенсионерами, проходившими службу в таможенных органах ему стало известно о том, что пенсионеры находящиеся на оперативных должностях правоохранительной службы, а не состоящие на должностях гражданской службы, могут быть лишены пенсии, поэтому некоторые из них принимали решение о переходе на другие должности в ФТС с целью сохранения пенсии, однако он, несмотря на это полагал, что об изменениях в вопросах выплаты пенсии ему будет сообщено соответствующими пенсионными отделами либо ГУВД либо ФТС, и если имеются основания, то выплата пенсии будет приостановлена, самостоятельно не считал необходимым интересоваться об обоснованности получения им пенсии в пенсионных органах, поскольку никаких обязательств по этому поводу на себя не брал и считал, что контроль за правильностью начисления и получения пенсии обязанность пенсионных органов. Полагал, что в период прохождения службы в таможенных органах получает пенсию на законных основаниях и не знал, что мог нарушать права других лиц, получая пенсию. Эти обстоятельства не свидетельствуют о намерении злоупотребить правами. (т.2, 48-50)
Данные объяснения свидетельствуют о том, что ответчику было известно об обстоятельствах, которые влияют на выплату пенсии.
23 октября 2003 года истец проинформирован Центром пенсионного обслуживания ГУВД г. Москвы о том, что в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей от 12 февраля 1993 года» ему назначена пенсия за выслугу лет с 1 июля 2003 года. (л.д.27)
То есть ответчик был уведомлен о соответствующем законодательном регулировании вопросов, связанных с назначением и выплатой ему пенсии, имея необходимый уровень образования и опыт работы, мог дать оценку обоснованности получения им пенсия и о наличии правовых оснований на ее получение. Кроме того, ответчик указывал, что в 2003 году эти вопросы обсуждались между сотрудниками ФТС, состоящими на должностях правоохранительной службы, однако разрешение этих вопросов ответчиком оставлено на усмотрение сотрудников пенсионных органов, не считая необходимым до 2007 года уведомить их об обстоятельствах, влияющих на выплату пенсии.
При начислении пенсии добросовестность лица, получающего пенсию презюмируется.
Начисление пенсии в период, когда такое начисление не должно было производиться, стало возможным вследствие не исполнения ответчиком нормативно установленной обязанности по сообщению о таких фактах.
То обстоятельство, что форма заявления ранее не предусматривала указания на обязанность в случае поступления на работу (службу) сообщить об этом в пенсионный отдел и изменения в бланк заявления внесены позже не могут являться основанием к признанию действий ответчика обоснованными и соответственно к отказу в иске.
Доказательств уведомления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ответчиком суду не представлено. Ввиду отсутствия у истца сведений о поступлении ответчика на службу в таможенные органы ему выплачивалась пенсия, в результате чего образовались убытки в виде переплаты пенсии.
Добросовестное осуществление своих прав предполагает недопустимость причинения вреда иным участникам гражданского оборота.
На участника гражданских правоотношений возложена обязанность при осуществлении своих прав, исполнении обязанностей проявлять должную заботливость о соблюдении прав и законных интересов других участников имущественного оборота.
При таких обстоятельствах, оценивая действия ответчика, в том числе с учетом положений п. 1 ст. 10 ГК, не допускающего злоупотребления правом в любых формах, и существа отношений возникших между сторонами, суд приходит к выводу о том, что выплаченная пенсия Кондрашкину С.А. за означенный период может быть взыскана с ответчика в качестве неосновательного обогащения.
Отказ во взыскании излишне выплаченных сумм пенсии по мотиву материальной несостоятельности должника нормативно правовыми актами Российской Федерации не предусмотрен.
Что касается ходатайства ответчика относительно пропуска истцом срока исковой давности и применении судом последствий пропуска срока исковой давности, суд приходит к выводу о том, что данные требования необоснованны, поскольку в соответствии с п.1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, то есть в данном случае со дня, когда органом по начислению пенсии выявлен факт переплаты сумм пенсии
Учитывая положения ст.ст. 196, 200 ГК РФ об исчислении сроков, истцом не пропущен срок исковой давности при обращении с соответствующим иском в суд о взыскании денежных средств, поскольку о необходимости прекращения выплаты ответчику пенсии истцу стало известно только 24.09.2007 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Кондрашкина С.А. в пользу Министерства внутренних дел Российской Федерации денежные средства в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Кондрашкина С.А. государственную пошлину в доход бюджета города Москвы в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.
Судья К.П. Борисова