признание права на досрочную пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Москва 02 февраля 2011 года

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С. при секретаре Морозовой М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-451/11 по иску Серегиной Е.Б. к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Серегина Е.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР № 10) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости, ссылаясь на то, что имеет необходимый стаж лечебной работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако в назначении такой пенсии ответчиком отказано. По мнению истца Серегиной Е.Б., ей необоснованно отказано во включении в льготный стаж периодов работы с 01.04.1975 года по 12.09.1977 года в должности заведующей Сергиевским медпунктом Шацкой районной больницы, с 07.09.1981 года по 21.06.1982 года в должности медицинской сестры в детских яслях, с 10.04.1984 года по 07.09.1984 года, с 09.09.1984 года по 13.05.1986 года в должности фельдшера-нарколога в Межрайонном наркологическом диспансере №, с 14.05.1986 года по 28.08.1989 года в должности медсестры социальной помощи в Межрайонном наркологическом диспансере №, так как оценку ее пенсионных прав необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент ее работы в вышеуказанных должностях.

Истец Серегина Е.Б. и ее представитель Курганова М.А. в судебное заседание явились; исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ -ГУ ПФР № 10 Малютина С.Н. в судебное заседание явилась; исковые требования не признала, указав, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста истцу было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, во включении в специальный стаж спорных периодов работы было отказано, так как должность и учреждение, в которых протекала работа истца, не отнесены к числу тех, с учетом работы в которых назначается досрочная трудовая пенсия.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 06.06.2008 года истец Серегина Е.Б. обратилась в комиссию по реализации пенсионных прав граждан Управления № 1 ГУ - ГУ ПФР № 10 с заявлением о назначении досрочной трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью.

Решением указанной комиссии от 03.09.2008 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу Серегиной Е.Б. отказано ввиду отсутствия у нее необходимого (не менее 30 лет) стажа лечебной работы; стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признаваемый ответчиком ГУ - ГУ ПФР № 10 в бесспорном порядке, составил 24 года 09 месяцев; во включении в специальный стаж периодов ее работы с 01.04.1975 года по 12.09.1977 года в должности заведующей Сергиевским медпунктом Шацкой (Путятинской) районной больницы, с 07.09.1981 года по 21.06.1982 года в должности медицинской сестры в детских яслях, с 10.04.1984 года по 07.09.1984 года, с 09.09.1984 года по 13.05.1986 года в должности фельдшера-нарколога в Межрайонном наркологическом диспансере №, с 14.05.1986 года по 28.08.1989 года в должности медсестры социальной помощи в Межрайонном наркологическом диспансере № отказано со ссылкой на то, что должность и учреждение, в которых протекала работа истца, не отнесены к числу тех, с учетом работы в которых назначается досрочная трудовая пенсия.

Статьей 7 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости согласно подпункта 7 -13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 19 Конституции РФ, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно трудовой книжке, с 01.04.1975 года по 12.09.1977 года Серегина Е.Б, работала в должности заведующей Сергиевским медпунктом Шацкой районной больницы, с 07.09.1981 года по 21.06.1982 года - медицинской сестры в детских яслях №, с 10.04.1984 года по 07.09.1984 года, с 09.09.1984 года по 13.05.1986 года в должности фельдшера-нарколога в Межрайонном наркологическом диспансере №, с 14.05.1986 года по 28.08.1989 года в должности медсестры социальной помощи в Межрайонном наркологическом диспансере №.

Ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях.

Однако, суд полагает, что оценку пенсионных прав истца Серегиной Е.Б. необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент ее работы в вышеуказанных должностях.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В период работы истца Серегиной Е.Б. в должности заведующей Сергиевским медпунктом Шацкой районной больницы, медицинской сестры в детских яслях, фельдшера-нарколога в Межрайонном наркологическом диспансере №, медсестры социальной помощи в Межрайонном наркологическом диспансере № действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В соответствии с указанным Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения в стаж работы засчитывается, в том числе работа в детских яслях в качестве медсестер - всех независимо от наименования должности, работа в диспансерах всех профилей в качестве фельдшеров - всех независимо от наименования должности, работа в медицинских пунктах.

Работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Согласно п. 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитываются:

работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников.

Пунктом 4 того же Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пункте 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В настоящем случае стаж работы истца в качестве заведующей медпунктом составляет 2 года 5 месяцев 12 дней, Серегиной Е.Б. выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Таким образом, как усматривается из трудовой книжки, работая в должности заведующей Сергиевским медпунктом Шацкой районной больницы, медицинской сестры в детских яслях, фельдшера-нарколога в Межрайонном наркологическом диспансере №, медсестры социальной помощи в Межрайонном наркологическом диспансере №, истец Серегина Е.Б. имела право на зачет указанных периодов в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время право на досрочное назначение пенсии), и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно пенсионному законодательству, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, имевшие место до 01.11.1999 года засчитываются в стаж работы независимо от выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

В связи с этим, периоды работы истца Серегиной Е.Б. в должности заведующей Сергиевским медпунктом Шацкой районной больницы, медицинской сестры в детских яслях, фельдшера-нарколога в Межрайонном наркологическом диспансере №, медсестры социальной помощи в Межрайонном наркологическом диспансере № подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее право на досрочное назначение пенсии по старости.

При включении периодов работы истца Сергиной Е.Б. в качестве заведующей Сергиевским медпунктом Шацкой районной больницы, медицинской сестры в детских яслях, фельдшера-нарколога в Межрайонном наркологическом диспансере №, медсестры социальной помощи в Межрайонном наркологическом диспансере № в льготный стаж, она приобретает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку стаж ее лечебной работы на дату обращения за назначением пенсии составляет в этом случае более 30 лет.

Как установлено п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Так как согласно административно-территориальному делению Сергиевский медпункт Шацкой районной больницы располагался в сельской местности, при подсчете периода работы истца Сергиной Е.Б. в качестве заведующей Сергиевским медпунктом Шацкой районной больницы подлежит применению не календарный, а льготный порядок подсчета стажа.

Ссылки ответчика ГУ-ГУ ПФР № 10 на Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и учреждений здравоохранения, утвержденных в 1999-2001 годах, судом во внимание не принимаются, так как данные нормативные акты приняты после спорных периодов работы и, соответственно, не регулировали правоотношения на момент работы Серегиной Е.Б. в вышеуказанных должностях и учреждениях. Кроме того, Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, не содержит перечня наименований должностей и указывает, что таким правом пользуются врачи и средний медицинский персонал.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Данное толкование не противоречит ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

При таких данных, суд полагает возможным обязать ГУ - ГУ ПФР №10 назначить истцу Серегиной Е.Б. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 06.06.2008 года, то есть со дня обращения за ней.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по ранее приведенным мотивам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать за Серегиной Е.Б. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Включить в подсчет стажа Серегиной Е.Б., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды ее работы с 01.04.1975 года по 12.09.1977 года в должности заведующей Сергиевским медпунктом Шацкой районной больницы как год работы за год и 3 месяца, с 07.09.1981 года по 21.06.1982 года в должности медицинской сестры в детских яслях №, с 10.04.1984 года по 07.09.1984 года, с 09.09.1984 года по 13.05.1986 года в должности фельдшера-нарколога в Межрайонном наркологическом диспансере №, с 14.05.1986 года по 28.08.1989 года в должности медсестры социальной помощи в Межрайонном наркологическом диспансере № в календарном порядке.

Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области назначить Серегиной Е.Б. досрочную трудовую пенсию по старости с 06 июня 2008 года.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Судья А.С. Лопаткина