оспаривание решения ФМС РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 года город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С., при секретаре Морозовой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-628/11 по заявлению Маванда П.В. о признании неправомерными решения Федеральной миграционной службы № от 08 октября 2010 года и решения Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22 июня 2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, отмене указанных решений, обязании миграционного органа Российской Федерации предоставить временное убежище на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Маванда П.В. обратился в суд с заявлением о признании неправомерными решения Федеральной миграционной службы № от 08 октября 2010 года и решения Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22 июня 2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, отмене указанных решений, обязании миграционного органа Российской Федерации предоставить временное убежище на территории Российской Федерации, мотивируя обращение тем, что длительное время проживает на территории Российской Федерации, где ему предоставлялся статус беженца, срок действия которого неоднократно продлевался, однако в 2009 году УФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в продлении срока действия статуса беженца было отказано. Отказ в продлении статуса беженца обоснован тем, что политическая ситуация в Уганде изменилась и характеризуется относительной стабильностью, восстанавливается экономика и политические права, улучшилось положение в области прав человека и угроза для возвращения отсутствует. Не имея возможности вернуться на родину в силу гуманитарных причин и нестабильной ситуации в стране, заявитель обратился в УФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области за предоставлением временного убежища, в чем ему также было отказано. Заявитель не может вернуться в Уганду из-за нестабильной политической, социальной и экономической ситуации, угроз для жизни, физической неприкосновенности и свободы, являющихся результатом актов насилия, террористических актов и нарушений общественного порядка. ФМС России надлежащим образом не проанализирована общественно-политическая ситуация в Уганде. В настоящее время обстановка в Уганде до конца не стабилизировалась. В Уганде с 1980 года он был активным членом партии «Народный конгресс Уганды», региональным секретарем НКУ округа «Уганда Северо-Запад». Получить гражданство РФ или вид на жительство не может по причине отсутствия жилья на территории Российской Федерации. Родственников, жилья и работы в Уганде не имеет.

Заявитель Маванда П.В. в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления, полагая заявление необоснованным, указывая, что гражданину Уганды Маванда П.В. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 2 ст. 12 Федерального закона «О беженцах».

Представитель заинтересованного лица Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Маванда П.В. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Маванда П.В., <данные изъяты>.

На территорию Российской Федерации заявитель прибыл в 1984 году с целью получения образования по линии Общества дружбы и культурных связей СССР-Уганда и проживает в Российской Федерации до настоящего времени. С 1985 года по 1992 год заявитель обучался в Санкт-Петербургском политехническом университете.

Решением УФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 24.03.1999 года Маванда П.В. признан беженцем на территории Российской Федерации на основании пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах». Решениями Управления по делам миграции ГУВД по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 13.05.2003 года, от 20.03.2004 года, от 30.03.2005 года, УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 21.04.2006 года, от 26.03.2007 года, от 18.03.2008 года срок признания беженцем на территории Российской Федерации заявителю продлевался каждый раз на один год в соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона «О беженцах».

Решением УФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 24.04. 2009 года гражданину Уганды Маванда П.В. в удовлетворении ходатайства об очередном продлении срока статуса беженца отказано, в связи с чем он признан утратившим статус беженца на основании пп. 6 п. 1 ст. 9 Федерального закона «О беженцах».

Указанное решение заявитель обжаловал в установленном порядке в суд, однако решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 23.09.2009 года, вступившим в законную силу, решение УФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 24.04. 2009 года об утрате заявителем статуса беженца было признано правомерным, в удовлетворении заявления ему было отказано.

17.05.2010 года Маванда П.В. обратился в УФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Решением УФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22.06.2010 года гражданину Уганды Маванда П.В. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 2 ст. 12 Федерального закона «О беженцах».

Указанное решение УФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по г. Санкт -Петербургу и Ленинградской области от 22.06.2010 года отказано решением ФМС России № от 08.10.2010 года.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

При вынесении решения № от 08.10.2010 года ФМС России исходила из того, что УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области правильно проведен анализ всех обстоятельств, связанных с просьбой заявителя о предоставлении ему временного убежища - как личных, так и общественно -политических, и правильно сделан вывод об отсутствии у него вполне обоснованных опасений стать жертвой жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания в Уганде.

Решением Дзержинского районного суда г.Санкт -Петербурга от 23.09.2009 года по делу по заявлению Маванда П.В. об оспаривании решения миграционного органа об утрате статуса беженца на территории Российской Федерации, вступившим в законную силу, установлено, что весной 2002 года парламент Уганды снял часть ограничений на деятельность политических партий. Стало возможным создавать партии, ежегодно проводить съезды и избирать на них лидеров. 28.07.2005 года на общенациональном референдуме подавляющим большинством голосов была выражена поддержка введения многопартийности. 23.02.2006 года впервые в Уганде состоялись президентские и парламентские выборы на многопартийной основе. «Народный конгресс Уганды» получил 9 мест в парламенте.

Политическая ситуация в Уганде характеризуется относительной стабильностью при жестком контроле со стороны президента Мусевини И. и подчиненных ему силовых структур за всеми сферами жизнедеятельности страны. Последние пять лет главной тенденцией развития Уганды является переход к демократизации политической жизни страны. В Уганде укрепляются определенные демократические свободы, действуют независимые печатные и электронные СМИ. Конституция предусматривается полную независимость судебных органов от других ветвей власти и устанавливает трехступенчатую судебную систему. Имеется Конституционный суд, который проверяет соответствие принимаемых законов конституции. Уганда является членом ООН и ее специализированных организаций, Организации африканского единства (ОАЕ) и Содружества, возглавляемого Великобританией. Угандское руководство проводит линию на либерализацию экономики, поощрение развития частного сектора, приватизацию.

По информации МИД России за исх. № от 05.06.2008 года положение в области прав человека в Уганде в последнее время заметно улучшилось. Действует правительственная комиссия по правам человека, комиссия по амнистии, ряд национальных и зарубежных НПО, которые отслеживают правочеловеческую тематику. В стране отсутствуют дискриминация и преследования по расовым, этническим, религиозным, половым, социальным и политическим признакам. Сохраняется законодательно закрепленная высшая мера наказания - смертная казнь за особо тяжкие преступления (убийство и т.п.), однако она не применяется в отношении гражданских лиц с 1999 года, в отношении военных - с 2003 года. По оценкам различных международных экспертных организаций, Уганда по показателям экономического развития в настоящее время занимает серединное положение среди африканских стран южнее Сахары. Гуманитарная ситуация в стране достаточно спокойная. В целом правительство страны самостоятельно решает возникающие гуманитарные проблемы.

По информации МИД России за исх. № от 22.04.2009 года, отмечается улучшение в области прав человека в Уганде в последнее время. Действует правительственная комиссия по правам человека, комиссия по амнистии, ряд национальных и зарубежных НПО, которые отслеживают правочеловеческую тематику. В стране отсутствуют дискриминация и преследования по расовым, этническим, религиозным, половым, социальным и политическим признакам. В настоящее время официально зарегистрировано более 40 политических партий и объединений. Лидирующая роль остается за ОНДС. Далее следуют Форум за демократические перемены, Демократическая партия, Народный конгресс Уганды, Консервативная партия, Либеральная партия и др.

Таким образом, общественно - политическая, экономическая, гуманитарная ситуация в Уганде за последние годы претерпела серьезные позитивные изменения, сняты ограничения на деятельность политических партий и укрепляются демократические свободы.

Заявитель Маванда П.В. эту информацию не опровергает, поясняя, что президент партии «Народный конгресс Уганды» Мария Оботто официально проживает в Уганде (опросный лист от 09.04.2009 года, вопрос 8 (л.д. 139).

При изложенных обстоятельствах, Управление ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФМС России пришли к правильному выводу о том, что в настоящее время опасения Маванда П.В. стать жертвой преследования или негуманного обращения на территории государства гражданской принадлежности являются явно необоснованными.

ФМС России при принятии решения об отказе в удовлетворении жалобы Маванда П.В. принималась во внимание и учитывалась информация МИД России о внутриполитической обстановке в Уганде.

Наличие у заявителя иных политических убеждений, отличных от тех, которые разделяет правительство, само по себе не является основанием для ходатайства о предоставлении статуса беженца, временного убежища, и проситель должен обосновать, что у него имеются достаточные опасения стать жертвой преследований за свои убеждения.

Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой незаконного преследования по политическим мотивам Маванда П.В. не приведено.

Заявитель выехал из Уганды на обучение в СССР в августе 1984 года, то есть до военного переворота, произошедшего в Уганде в 1985 году, в результате которого правительство Уганды во главе с председателем Народного конгресса Уганды было свергнуто. Пребывает за пределами своей родины непрерывно в течение нескольких лет. За указанный период времени заявитель какой-либо политической деятельности не вел, свои политические взгляды не пропагандирует, участия в деятельности партии «Народный конгресс Уганды» не принимает.

Маванда П.В. также имеет национальный паспорт, выданный 19.05.2006 года Правительством Уганды г. Кампала, сроком действия до 19.05.2016 года, из чего также следует, что со стороны властей Уганды к заявителю претензий не имеется.

При проведении опроса заявитель не смог указать, что имеются угрозы его жизни при возможном возвращении в Уганду и что у него имеются проблемы со здоровьем, требующие срочного либо оперативного вмешательства.

Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлены.

Кроме того, заявитель располагал достаточным периодом времени, однако никаких подтверждений активности своих действий, выяснения условий, способствующих возвращению на родину, не представил. Каких-либо действий по обращению за получением российского гражданства или вида на жительство в течение нескольких лет действия статуса беженца заявитель не предпринял.

Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.

Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемые решения Федеральной миграционной службы № от 08 октября 2010 года и Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22 июня 2010 года соответствуют Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивированы.

Таким образом, Маванда П.В. было обоснованно отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона, и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину Маванда П.В. может быть подвергнут негуманному обращению.

При таких данных, в удовлетворении требований Маванда П.В. о признании неправомерными решения Федеральной миграционной службы № от 08 октября 2010 года и решения Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22 июня 2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, отмене указанных решений, обязании миграционного органа Российской Федерации предоставить временное убежище на территории Российской Федерации должно быть отказано в связи с их необоснованностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Маванда П.В. о признании неправомерными решения Федеральной миграционной службы № от 08 октября 2010 года и решения Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22 июня 2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, отмене указанных решений, обязании миграционного органа Российской Федерации предоставить временное убежища на территории Российской Федерации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) дней.

Судья А.С. Лопаткина