назначение досрочной пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Москва 16 февраля 2011 года

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С. при секретаре Морозовой М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-330/11 по иску Данилкиной Н.А. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Данилкина Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 21.06.2010 года, ссылаясь на то, что выработала необходимый стаж на работах с тяжелыми условиями труда, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, однако в назначении такой пенсии ей было отказано. По мнению истца, ей необоснованно не зачтен в специальный стаж период работы: с 24.07.1978 года по 31.03.1995 года в качестве маляра в Ремонтно - строительном управлении № РСТ Краснопресненского района.

Истец Данилкина Н.А. и ее представитель Железнова М. О. в судебное заседание явились; уточненные исковые требования поддержали.

Представители ответчика ГУ -ГУ ПФР № 10 по городу Москве и Московской области Малютина С. Н. в судебное заседание явилась; иск не признала, считая его необоснованным, полагая законным решение комиссии по пенсионным вопросам об отказе истцу в назначении пенсии, считая, что не доказана работа истца в должности маляра с применением в течение рабочего дня красок не ниже третьего класса опасности.

Представитель третьего лица ОАО «Ремонтно-строительное управления №» в судебное заседание не явился; извещен.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Судом установлено, что 21.06.2010 года Данилкина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда в комиссию по пенсионным вопросам Управления № 3 ГУ - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области.

Решением комиссии от 17.09.2010 года истцу Данилкиной Н.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по тому мотиву, что отсутствует требуемый льготный стаж (не менее 10 лет); период работы с 24.07.1978 года по 31.03.1995 года в качестве маляра в Ремонтно - строительном управлении № РСТ Краснопресненского района не засчитан в льготный стаж со ссылкой на то, что в организации отсутствуют документы, подтверждающие 80 % занятости в качестве маляра, занятого на малярных работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Федеральный закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В статьях 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации от 18.07.2002 года № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.

Кабинет Министров СССР постановлением от 26.01.1991 года № 10 утвердил Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, которые введены в действие с 1 января 1992 года.

В Списках № 1 и № 2 помимо наименований профессий и должностей содержатся для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов показатели (условия), с учетом которых работники приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с тяжелыми и вредными условиями труда (например, классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, постоянная занятость на горячих участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и ниже, на работах в определенных структурных подразделениях и т.д.); место работы (у плавильных печей, у гальванических ванн и др.); особый характер работы (например, на зарядке аккумуляторов); занятость на определенном оборудовании (например, на литейных машинах); работа с определенными материалами, сырьем и топливом (медные порошки, анилиновые красители и др.); технологический процесс (например, дробление, измельчение и помол ископаемых); виды работ (например, разделка лома, приготовление шихты); виды продукции (например, бумага для кинофотопромышленности).

В соответствии с разделом ХХХIII «Общие профессии» Списка № 2, применяемого при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, право на льготную пенсию имеют маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 517 от 02.10.1991 года «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» Министерству труда РСФСР предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет: правил исчисления выслуги и назначения пенсий.

Согласно разъяснению Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5, которое продолжает применяться, «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, право на пенсию в связи с особыми условиями имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно трудовой книжке, с 24.07.1978 года по 31.03.1995 года истец Данилкина Н.А. работала в качестве маляра в Ремонтно - строительном управлении № РСТ Краснопресненского района.

Обращаясь в суд с иском, Данилкина Н.А. в своем исковом заявлении указала на то, что в спорный период времени работала в качестве маляра на работах с вредными веществами не ниже 3 класса опасности при полной занятости; в период ее работы в РСУ № она выполняла функции маляра на различных объектах: плодовоовощная база, школы, детские сады, парикмахерские, пункты приема в химчистку, здания жилищно-коммунальных служб, пожарная часть, отделение милиции, здание прокуратуры, магазины, больницы, автокомбинаты. Основную часть рабочего времени занимали именно малярные работы. Малярные работы также выполнялись в жилых домах, местах общего пользования, где требовалась только покраска стен.

Содержащееся в письме РСУ № за запрос Управления № 3 ГУ - ГУ ПФР № 10 указание на то, что истец Данилкина Н.А. работала на объектах жилых домов и в летний период в школах и детских садах объяснениям истца не противоречат.

Применительно к периоду работы истца с 24.07.1978 года по 31.03.1995 года в качестве маляра в РСУ № РСТ Краснопресненского района, суд полагает, что в указанный период времени истец работала в качестве маляра с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, что подтверждается нижеследующим.

Действующим законодательством предусмотрен показатель по условиям труда, с учетом которого для определения права маляров на досрочное пенсионное обеспечение необходимо подтверждение работы с вредными веществами не ниже 3 класса опасности. В Государственном стандарте Системы стандартов безопасности труда 12.1.005-88 «Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» дан перечень и установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которые в зависимости от особенностей их действия на организм человека делятся на 4 класса опасности: 1 класс - вещества чрезвычайно опасные; 2 класс - вещества высоко опасные; 3 класс - вещества умеренно опасные; 4 класс - вещества мало опасные. Класс опасности определяется в зависимости от наиболее опасного из применяемых в работе вредных веществ, если они относятся к разным классам опасности.

Определение класса опасности лакокрасочного материала производится по классу опасности наиболее токсичного компонента, входящего в состав, как правило, по классу опасности органического растворителя (если смесь растворителей, то по классу опасности наиболее токсичного растворителя из этой смеси).

Факт поставок в РСУ № для выполнения малярных работ красок, содержащих вещества 1-3 класса опасности, подтверждается сведениями, представленными незаинтересованной в споре стороной.

Так, согласно справке Завода строительных красок и мастик ОАО «СКИМ» от 29.12.2008 года №, в период с 1978 года по 2002 год в РСУ № Краснопресненского РСТ заводом строительных красок и мастик поставлялись Эмаль ПФ - 115 различных цветов, состав алкидный ПФТ - Д, эмаль ПФ - 266, краски масляные г/у МА - 15, МА - 22, эмаль МС - 226, белила титановые г/у, грунтовка ГФ - 021, которые являются пожароопасными и токсичными материалами, что обусловлено свойствами входящих в их состав веществ (белила цинковые (2), крон свинцовый (2), углерод технический (3), пигмент алый (3), сиккатив ЖК - 1 (1), ксилол (3), аэросил (3), сурик железный (3), литопон (3) и других (в скобках указаны классы опасности)), являющихся летучими и легковоспламеняющимися жидкостями, действующими раздражающе на слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу.

Достоверность содержащихся в указанной справке сведений об использовании в работе РСУ № Краснопресненского РСТ (где осуществляла трудовую деятельность и Данилкина Н.А.) вышеозначенных вредных веществ со стороны ответчика ГУ - ГУ ПФР № 10 ничем не опровергнута, тогда как стороны, наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 12, 56 ГПК РФ), и принимают на себя все последствия совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий.

В соответствии с приказом по РСУ № Краснопресненского РСТ от 05.07.1984 года маляру Данилкиной Н.А. предоставлен ежегодный очередной отпуск на 22 рабочих дня, в том числе 3 дня за вредность.

В соответствии с приказом по РСУ № Краснопресненского РСТ от 09.03.1987 года маляру Данилкиной Н.А. предоставлен ежегодный очередной отпуск на 22 рабочих дня, в том числе 6 дней за вредность.

В соответствии с приказом по РСУ № Краснопресненского РСТ от 10.06.1988 года маляру Данилкиной Н.А. предоставлен ежегодный очередной отпуск на 22 рабочих дня, в том числе 6 дней за вредность.

В письме РСУ № за запрос Управления № 3 ГУ - ГУ ПФР № 10 имеется указание на то, что табели, наряды, карточки учета материалов не сохранились, имеется акт о выделении к уничтожению документальных материалов в связи со сроками хранения.

Из справки Центрального архива документов о трудовой деятельности граждан от 31.05.2010 года № следует, что в РСУ № истец Данилкина Н.А. работала полный рабочий день, полную рабочую неделю, за исключением учебных отпусков с 13.02.1984 года по 22.02.1984 года, с 07.06.1984 года по 16.06.1984 года с сохранением заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 21.03.1985 года по 21.08.1986 года, отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 29.11.1988 года по 04.04.1990 года, отпуска по уходу за ребенком до исполнения возраста 3 лет с 05.04.1990 года по 01.10.1991 года, отпуска без сохранения содержания с 15.06.1992 года по 16.06.1992 года.

Право на получение дополнительных оплачиваемых учебных отпусков предусмотрено как действующим ТК РФ (статья 173), так и ранее действовавшим КЗоТ РСФСР (статьи 194, 196). Согласно Рекомендациям Международной Организации Труда от 24.06.1974 года № 148 «Об оплачиваемых отпусках», поскольку учебные отпуска являются оплачиваемыми, за работником сохраняется место работы, в ПФР перечисляются страховые взносы, следовательно, эти периоды приравниваются к периодам трудовой деятельности, в связи с чем суд приходит к выводу о включении в специальный стаж Данилкиной Н.А. периодов ее нахождения в учебных отпусках.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25.09.1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Определением Конституционного Суда РФ от 05.11.1992 года № 320-0 подтверждено, что лицо, имевшее право на льготное начисление стажа, не лишается этого права в отношении тех периодов, которые предшествовали изменению законодательства.

Следовательно, имеются правовые основания для включения в специальный трудовой стаж Данилкиной Н.А. периодов ее нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 21.03.1985 года по 21.08.1986 года, с 29.11.1988 года по 04.04.1990 года, с 05.04.1990 года по 01.10.1991 года.

Включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения содержания (истец находилась в указанном отпуске с 15.06.1992 года по 16.06.1992 года) пенсионным законодательством не предусмотрено.

Свидетель ФИО1 пояснила, что работала в РСУ № Краснопресненского РСТ с 1974 года по 1997 год в должности маляра. Малярные работы маляры не совмещали с какой-либо другой работой. Для других видов работ, отличных от малярных, в бригадах специально предусматривались должности штукатуров, плотников, сантехников и фасадчиков.

Оценив собранные по делу доказательства, суд считает установленным, что истец Данилкина Н.А. приобрела право на испрашиваемую пенсию, так как стаж ее работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда, составляет более 10 лет, она работала полный рабочий день, полную рабочую неделю в должности маляра, и работа была связана с использованием веществ не ниже 3 класса опасности, так как малярам выдавались те материалы, которые поставлялись централизованно, а именно заводом строительных красок и мастик.

С учетом того, что истица работала полный рабочий день, работа была связана с объектами производственно-бытового характера, где осуществлялась покраска, суд считает, что совмещение иных функций, не связанных с малярными работами в объеме, превышающем 20 %, не производилось.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Данное толкование не противоречит ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

При таких данных, суд полагает возможным обязать ГУ - ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области назначить Данилкиной Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 21.06.2010 года, то есть со дня обращения за ней.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение комиссии по назначению пенсии Управления № 3 Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области от 17 сентября 2010 года об отказе в назначении Данилкиной Н.А. досрочной трудовой пенсии по старости.

Признать за Данилкиной Н.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.

Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области включить в подсчет стажа Данилкиной Н.А., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, периоды ее работы в качестве маляра Ремонтно - строительного управления № РСТ Краснопресненского района с 24.07.1978 года по 14.06.1992 года, с 17.06.1992 года по 31.03.1995 года.

Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области назначить Данилкиной Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 21 июня 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Судья А.С. Лопаткина