оспаривание решения ФМС России



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2011 года город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С., при секретаре Морозовой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3454/10 по заявлению Мохаммада О.Х. о признании недействительным решения Федеральной миграционной службы № 491 от 28.06.2010 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по Московской области от 02.04.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обязании Федеральной миграционной службы устранить допущенные нарушения его прав и свобод путем признания решения Управления ФМС России по Московской области от 02.04.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации неправомерным,

УСТАНОВИЛ:

Мохаммад О.Х. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Федеральной миграционной службы (ФМС) № 491 от 28.06.2010 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по Московской области от 02.04.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обязании ФМС устранить допущенные нарушения его прав и свобод путем признания решения Управления ФМС России по Московской области от 02.04.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации неправомерным. В обоснование заявления указал, что является гражданином <данные изъяты>. Прибыв на территорию Российской Федерации, он обратился в территориальный миграционный орган с ходатайством о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что в Афганистане неоднократно подвергался насилию со стороны преступной группы лиц, которые постоянно требовали от него деньги. В Афганистане занимался предпринимательской деятельностью и держал небольшую лавку по продаже косметических средств, однако из-за вымогательства со стороны преступной группы ему пришлось продать свою лавку. Опасаясь быть убитым из-за отказа платить бандитам деньги и отсутствия государственных гарантий безопасности и защиты от бандитов, он был вынужден покинуть территорию Афганистана и искать убежища на территории Российской Федерации.

Заявитель Мохаммад О.Х. и его представитель адвокат Онищенко Р.В. в судебное заседание явились; заявленные требования поддержали и пояснили, что опасение заявителя стать жертвой преступной группы лиц является одной из гуманных причин, наличие которой может являться основанием для предоставления ему временного убежища на территории Российской Федерации. Кроме того, указали, что заявитель имеет родственников в Австрии и Канаде, поэтому может быть похищен с целью получения выкупа.

Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.

Представитель заинтересованного лица УФМС России по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменных возражениях против удовлетворения требований заявителя возражает, полагая, что причин, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, в данном случае не имеется.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Мохаммада О.Х. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Мохаммад О.Х., <данные изъяты>.

Как установлено ФМС со слов заявителя, Мохаммад О.Х. прибыл на территорию Российской Федерации четко отлаженным каналом незаконной миграции, а именно в апреле 2007 года Мохаммад О.Х. с помощью проводника нелегально перебрался через реку Пяндж на территорию Таджикистана, затем на такси доехал до <адрес>. Из <адрес> с помощью проводника поезда Душанбе - Москва нелегально въехал на территорию России. В г.Москву прибыл в апреле того же года.

18.09.2007 года Мохаммад О.Х. впервые обратился в Управление ФМС России по Московской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что покинул Афганистан в связи с угрозами со стороны группы лиц, требовавших от него денег, и невозможностью найти работу с хорошей оплатой, так как у него нет специального образования, а работать простым рабочим он не хочет, поскольку это тяжелая и малооплачиваемая работа. Супруг сестры заявителя - инженер работает в <адрес> в Министерстве строительства. Со слов заявителя известно, что он решил уехать в Россию, так как во времена талибов многие афганцы уехали в Россию, потом из сообщений по радио и телевидению он слышал, что всем им дали статус беженца (опросный лист от 18.09.2007 года п.п. 18, 19,21).

Решением УФМС России по Московской области от 20.11.2007 года, которое вступило в силу, Мохаммаду О.Х. было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец», согласно ст. 1 Федерального закона «О беженцах».

Заявитель не реализовал свое право на обжалование решения территориального органа ФМС России об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации и, таким образом, согласился с ним.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если бы заявитель действительно имел обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, он бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой он ищет убежища, обратился к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства, а не спустя 5 месяцев с момента въезда заявителя на территорию Российской Федерации.

После отказа в предоставлении статуса беженца территорию Российской Федерации Мохаммад О.Х. не покинул и 20.02.2008 года обратился в УФМС России по Московской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, которое мотивировал теми же причинами, что и ходатайство о предоставлении статуса беженца.

Решением Управления ФМС России по Московской области от 18.04.2008 года, которое вступило в силу, заявителю было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку в его случае не существует гуманных побуждений, требующих предоставления ему возможности пребывать на территории Российской Федерации.

В связи с ходатайством Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации от 18.12.2009 года УФМС России по Московской области 26.01.2010 года от заявителя повторно принято заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которое обосновано состоянием здоровья Мохаммада О.Х. и тем, что ему отказано в предоставлении статуса беженца. Кроме того, заявителем указано на то, что он имеет намерение легализоваться на территории РФ, не хочет возвращаться в Афганистан, который покинул по экономическим причинам (опросный лист от 26.01.2010 года п.п. 16, 17, 20, 21).

Решением Управления ФМС России по Московской области от 02.04.2010 года заявителю вновь было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 2 ст. 12 ФЗ «О беженцах».

Указанное решение заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по Московской области было отказано решением ФМС России № 491 от 28.06.2010 года.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).

Согласно пункту 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

При вынесении решения № 491 от 28.06.2010 года ФМС России исходила из того, что УФМС России по Московской области правильно проведен анализ всех обстоятельств, связанных с просьбой заявителя о предоставлении ему временного убежища как личных, так и общественно -политических, и обоснованно сделан вывод об отсутствии у него вполне обоснованных опасений стать жертвой угроз со стороны преступной группы лиц в стране гражданской принадлежности, жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания.

Как верно отмечено ФМС России, опасения заявителя стать жертвой противоправных действий со стороны преступников в настоящее время не больше, чем у остальной части населения Афганистана. Анализ сообщенных заявителем сведений свидетельствует о том, что он возможно и подвергался психологическому насилию со стороны преступной группы лиц, целью которых было заставить его продать лавку. Однако, после осуществления продажи, несмотря на наличие у него значительной суммы денег, о чем не могли не знать угрожавшие, с него и с членов его семьи больше никто ничего не требовал. Несмотря на отсутствие у заявителя проблем с властями (опросный лист от 18.09.2007 года п. 2) за помощью к государственным органам он не обращался, следовательно, обвинять их в бездействии невозможно. Заявитель не хочет возвращаться на родину в основном по экономическим причинам. Со слов заявителя, он имел возможность устроиться в Афганистане на работу, но оплата и характер труда его не устраивали.

Ни во время проживания заявителя на территории Афганистана, ни после его выезда в Россию члены его семьи ( мать и сестра), несмотря на наличие у них родственников в Австрии и Канаде, требований со стороны преступных групп о необходимости уплаты денег и угроз не получали (опросный лист от 26.01.2010 года вопр. 6, 8).

Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования со стороны преступной группы лиц в стране гражданской принадлежности не приведено.

ИРА является участником Конвенции ООН 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. о статусе беженцев (сентябрь 2005 г.). Страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказаний. ИРА является исламской Республикой, его законы направлены на соблюдение основных гражданских прав и свобод человека и гражданина.

При проведении опроса заявитель не смог указать, что имеются угрозы его жизни при возможном возвращении в Афганистан и что у него имеются проблемы со здоровьем, требующие срочного либо оперативного вмешательства.

Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлены.

Напротив, в материалах дела имеется медицинский сертификат от 03.03.2010 года Городской поликлиники № в отношении лица, ищущего убежища на территории Российской Федерации, в соответствии с которым Мохаммад О.Х. практически здоров.

Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Перечисленных причин при проведении проверки ФМС не выявлено. Исходя из конкретных обстоятельств, должностные лица ФМС справедливо указывают, что заявитель прибыл в Россию исключительно с целью поиска лучших социально-экономических условий.

Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.

Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС № 491 от 28.06.2010 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по Московской области от 02.04.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано.

Таким образом, Мохаммаду О.Х. было обоснованно отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона, и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину Мохаммад О.Х. может быть подвергнут негуманному обращению.

При таких данных, в удовлетворении требований Мохаммада О.Х. о признании недействительным решения ФМС № 491 от 28.06.2010 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по Московской области от 02.04.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обязании ФМС устранить допущенные нарушения его прав и свобод путем признания решения Управления ФМС России по Московской области от 02.04.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации неправомерным должно быть отказано в связи с их необоснованностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Мохаммада О.Х. о признании недействительным решения Федеральной миграционной службы № 491 от 28.06.2010 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по Московской области от 02.04.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обязании Федеральной миграционной службы устранить допущенные нарушения его прав и свобод путем признания решения Управления ФМС России по Московской области от 02.04.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации неправомерным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) дней.

Судья А.С. Лопаткина