признание решения незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Москва 16 февраля 2011 года

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Васина А.А., с участием заявителя Крючкова Ю.А., представителя заявителя - Осиповой Ю.С., представителя третьего лица Управления социальной защиты населения района Бирюлево Западное города Москвы - Арупиной Л.Н., при секретаре Рыбушкиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-679/11 по заявлению Крючкова Ю.А. об обжаловании решения Департамента социальной защиты населения города Москвы,

УСТАНОВИЛ:

Крючков Ю.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением к Департаменту социальной защиты населения города Москвы, указав, что он зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, в которой также зарегистрированы и проживают его бывшая супруга ФИО1, со своей дочерью ФИО2, а также дети последней: ФИО3 и ФИО4, которые являются одной семьей и имеют общий бюджет. 21 апреля 2010 года УСЗН Бирюлево Западное г. Москвы отказало Крючкову Ю.А. в признании его малоимущим. Обратившись в Департамент социальной защиты населения г. Москвы по вопросу отказа в признании заявителя малоимущим для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Департамент также отказал в признании его малоимущим. Не согласившись с данным отказом, Крючков Ю.А. просит суд признать решение Департамента об отказе в признании семьи малоимущей для постановки на жилищный учет незаконным; обязать Департамент социальной защиты населения г. Москвы принять решение в отношении Крючкова Ю.А., как отдельной семьи.

Заявитель, его представитель в судебном заседании доводы заявления поддержали, указав, что отказ Департамента в признании заявителя малоимущим, является незаконным и необоснованным.

Представитель третьего лица - УСЗН Бирюлево Западное города Москвы, решение суда оставила на усмотрение суда по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что принятое начальником УСЗН решение об отказе в признании малоимущим Крючкова Ю.А. и членов его семьи обоснованно и соответствует действующему законодательству.

Представитель заинтересованного лица - Департамента социальной защиты населения города Москвы в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.16-19).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Крючков Ю.А. с 24.09.2002 г., зарегистрирован в отдельной 2-х комнатной квартире, общей площадью 44,10 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> качестве члена семьи. В данном помещении также зарегистрированы: бывшая супруга Крючкова Ю.А. (брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № 238 г. Москвы) - ФИО1, которая является квартиронанимателем данной квартиры; дочь бывшей супруги - ФИО4; её дочь - ФИО5 и сын - ФИО6 (л.д.12, 13).

Решением Управления социальной защиты населения района Бирюлево Западное города Москвы от 24 апреля 2010 года Крючкову Ю.А. отказано в признании малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку Крючковым Ю.А. не представлены документы, предусмотренные п.1 статьи 8 Закона города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», а именно: подтверждающие личность, гражданство, родственные отношения, постановку на налоговый учет, доходы, состав и стоимость имущества граждан: ФИО1, ФИО4, ФИО6 и ФИО5 Кроме того, заявитель отказался представить документы о своих доходах, составе и стоимости своего имущества (л.д.14).

Данные фактические обстоятельства дела сторонами не оспариваются и подтверждаются указанными выше и имеющимися в деле доказательствами.

Заявитель, его представитель в заявлении и в ходе судебного разбирательства указали, что решение Департамента социальной защиты населения г. Москвы об отказе в признании Крючкова Ю.А. малоимущим является незаконным, поскольку брак между Крючковым Ю.А. и ФИО4 был расторгнут, общих детей не имеется, соответственно они являются разными семьями и в соответствии со ст. 49 ЖК РФ и Законом г. Москвы от 25.01.2006г. № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», он должен быть признан малоимущим.

Из письменных возражений Департамента социальной защиты населения города Москвы, следует, что Крючков Ю.А. в апреле 2010 года обратился в УСЗН района Бирюлево Западное г. Москвы по вопросу признания малоимущим для постановки на жилищный учет. Согласно Единому жилищному документу от 14.04.2010г. в отдельной 2-х комнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, Крючков Ю.А. зарегистрирован 24.09.2002 г. в качестве члена семьи. В настоящее время совместно с ним зарегистрированы бывшая супруга - ФИО1, дочь бывшей супруги - ФИО4, её дочь - ФИО5 и сын - ФИО6, которые относятся к членам семьи. В настоящее время состав семьи для признания малоимущими определяется в соответствии с Законом от 25.01.2006г. № 7 и включает всех лиц, зарегистрированных по месту жительства в одном жилом помещении, независимо от того, ведут ли указанные граждане совместное хозяйство или имеют самостоятельный доход. Таким образом, для признания малоимущими в целях постановки на жилищный учет должны быть представлены предусмотренные ст. 6 Закона от 25.01.2006г. № 7 документы о личности, доходах, постановке на учет в налоговом органе на всех членов семьи. Вместе с тем заявителем указанные документы на ФИО1, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 представлены не были, в связи с чем УСЗН правомерно отказало Крючкову Ю.А. в признании малоимущим для постановки на жилищный учет.

Представитель третьего лица - УСЗН Бирюлево Западное г. Москвы в судебном заседании указала о том, что лица, зарегистрированные по месту жительства в одном жилом помещении, учитываются в составе семьи независимо от того, ведут ли они совместное или раздельное хозяйство. Заявителем при обращении был Крючков Ю.А. Состав семьи заявителя определен согласно представленным Единому жилищному документу и свидетельству о расторжении брака, и включил в себя следующих граждан: Крючкова Ю.А., его бывшую супругу ФИО1, дочь бывшей супруги ФИО4, внуков бывшей супруги: ФИО6 и ФИО5 Предусмотренных законодательством г. Москвы документов о проживании в квартире разных семей не представлено, в связи с чем все указанные граждане включены в состав семьи для признания малоимущими, то есть необходимы документы, подтверждающие личность, доходы, постановку на налоговый учет, состав и стоимость имущества и на всех указанных граждан. Никакого иного решения в отношении семьи Крючкова Ю.А. по представленным им документам вынесено быть не может. Вопрос о вынесении решения о признании малоимущим или решения об отказе в признании малоимущим относительно именно Крючкова Ю.А. УСЗН не рассматривался в силу отсутствия законного основания для этого. Проживание в квартире разных семей подтверждается документально - договорами, на основании которых граждане вселены в жилое помещение (договоры социального найма, договор коммерческого найма, договор безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, а также свидетельствами о государственной регистрации права собственности на отдельные жилые помещения в квартире. Кроме того, в качестве доказательства указанного выше обстоятельства может быть представлено решение суда об установлении юридического факта проживания в квартире разных семей для признания малоимущими с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таких документов заявителем представлено не было.

Суд, доводы заявителя о том, что отказ Департамента в признании его малоимущим является незаконным, суд считает необоснованными, требования не подлежащими удовлетворению.

Так, согласно требованиям статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со статьей 1 Закона «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» малоимущие граждане - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом.

Нормами Жилищного законодательства введены понятия членов семьи применительно к жилищным правоотношениям.

Статьей 1 Указанного Закона установлено, что членами одной семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Согласно положениям статьи 2 Закона «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. При этом имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.

В силу ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Москве регулируется Законом г. Москвы от 25.01.2006г. № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в соответствии с ч.3 ст. 1 которого, членами семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

В силу ст. 1 закона города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).

Таким образом, членами семьи являются все лица, проживающие (зарегистрированные) по одному адресу, за исключением случая подтверждения проживания в квартире разных семей; супруги и несовершеннолетние дети всех вышеуказанных лиц независимо от места их жительства, при этом, лица, зарегистрированные по месту жительства в одном жилом помещении, учитываются в составе членов семьи независимо от того, ведут ли они совместное или раздельное хозяйство.

То есть, все вышепоименованные лица по смыслу Закона, сформулированного применительно к жилищным правоотношениям, являются членами одной семьи, в связи с чем для решения вопроса о признании им малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях требуется определение их общей имущественной обеспеченности.

В силу ст. 6 Закона г. Москвы от 25.01.2006г. № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» жители города Москвы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях прилагают к заявлению документы о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом); о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона; о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами города Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации; иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими.

В случае не предоставления данных документов органы социальной защиты населения отказывают в признании заявителя и членов его семьи малоимущими (ст. 8 данного закона).

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, оценив доказательства по делу и взаимную связь в их совокупности, принимая во внимание, что заявителем на момент обращения с заявлением о признании его малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не были представлены документы, подтверждающие личность, гражданство, родственные отношения, постановку на налоговый учет, доходы, состав и стоимость имущества зарегистрированных совместно с ним граждан: ФИО1, ФИО4 ФИО6 и ФИО5, а также документов о доходах, составе и стоимости его имущества, суд считает, что решение об отказе в признании малоимущим является обоснованным. Поскольку решение об отказе в признании Крючкова Ю.А. малоимущими было основано на непредоставлении достаточных для принятия такого решения заявителем сведений. Каких-либо нарушений действующего законодательства при вынесении ответчиком оспариваемого решения не допущено.

Доводы заявителя о том, что брак с ФИО1 прекращен ДД.ММ.ГГГГ, и они являются разными семьями; о том, что в состав его семьи бывшая супруга ФИО1, её дочь ФИО4 и внуки бывшей супруги: ФИО6 и ФИО5 не входят и являются другой семьей, суд не принимает во внимание, поскольку, расторжение брака между супругами, и вытекающие по семейному законодательству из этого обстоятельства, что супруги перестают быть членами семьи, не является основанием чтобы считать их разными семьями для признания малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, для разрешения настоящего дела правового значения не имеет, поскольку юридически значимым обстоятельством является законность и обоснованность принятого ответчиком решения.

При этом Крючков Ю.А. не лишен возможности обращаться за судебной защитой и, в том числе ставить вопрос о признании разными семьями.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявлении Крючкова Ю.А. об обжаловании решения Департамента социальной защиты населения города Москвы,отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через канцелярию Басманного районного суда города Москвы.

Судья А.А Васин