Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Москва 09 марта 2011 года
Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С. при секретаре Морозовой М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-300/11 по иску Лукьянченко Н.А. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию, обязании включить в специальный стаж период работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Лукьянченко Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР № 10), в котором, уточнив исковые требования, просит признать незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признать право на досрочную трудовую пенсию, обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с 01.01.1991 года по 29.11.2006 года в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты> и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 13.01.2010 года, ссылаясь на то, что имеет необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако в назначении такой пенсии ответчиком отказано.
Истец Лукьянченко Н.А. и ее представитель Курбанова Г.С. в судебное заседание явились; уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ -ГУ ПФР № 10 Малютина С.Н. в судебное заседание явилась; иск не признала, считая его необоснованным, полагая законным решение комиссии по пенсионным вопросам об отказе истцу в назначении пенсии, указывая, что работа истца в качестве <данные изъяты> не доказана.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации от 18.07.2002 года № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Кабинет Министров СССР постановлением от 26.01.1991 года № 10 утвердил Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, которые введены в действие с 01.01.1992 года.
13.01.2010 года истец Лукьянченко Н.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в комиссию по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления № 3 ГУ - ГУ ПФР № 10 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением указанной комиссии от 12.03.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу Лукьянченко Н.А. отказано ввиду отсутствия у нее для права на досрочное назначение пенсии требуемого льготного трудового стажа; во включении в специальный стаж периода работы с 01.01.1991 года по 29.11.2006 года в качестве <данные изъяты> отказано со ссылкой на то, что работа истца в качестве <данные изъяты> не подтверждена, кроме того, данная организация не зарегистрирована в пенсионном органе как льготная, работники которой имеют право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии со Списком № 2, применяемом при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, право на льготную пенсию имеют кочегары технологических печей, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно разъяснению Министерства труда и социальных вопросов СССР «О порядке применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденному постановлением Министерства труда и социальных вопросов СССР от 16.04.1991 года № 1, пенсии следует назначать кочегарам производственным печей, занятым в хлебопекарном производстве, как кочегарам технологических печей, занятым в производстве, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 517 от 02.10.1991 года «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» Министерству труда РСФСР предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет: правил исчисления выслуги и назначения пенсий.
Согласно разъяснению Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5, которое продолжает применяться, «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, право на пенсию в связи с особыми условиями имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени, включая время подготовительных и вспомогательных работ.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Факт работы Лукьянченко Н.А. в качестве кочегара технологических печей, занятого в хлебопекарном производстве, в спорный период времени подтверждается следующими сведениями, в том числе исходящими от незаинтересованных в споре лиц, а именно ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени хлебозавод им. В.П. Зотова», Центрального архива документов о трудовой деятельности граждан г.Москвы.
Согласно трудовой книжке, 27.11.1979 года Лукьянченко Н.А. принята на работу в <данные изъяты>. 01.08.1981 года переведена <данные изъяты>.
Согласно записи № 6 в трудовой книжке 29.12.1986 года «переведена в <данные изъяты>». В соответствии с записью № 7 от 01.01.1987 года «<данные изъяты>». Согласно записи № 10 от 01.01.2001 года «<данные изъяты>».
Однако, впоследствии в трудовую книжку внесены записи №№ 12, 13, которыми записи №№ 6, 7 о работе в качестве оператора производственных печей, котельной признаны недействительными. Кроме того, внесены запись № 14 от 29.12.1986 года « <данные изъяты>», запись № 15 от 01.01.1987 года «<данные изъяты>».
30.11.2006 года Лукьянченко Н.А. уволена из данной организации.
Обращаясь в суд с иском, Лукьянченко Н.А. в своем исковом заявлении указала на то, что в ноябре 1979 года она трудоустроилась на <данные изъяты>. Согласно записи в трудовой книжке под № 6 от 29.12.1986 года она «<данные изъяты>». Фактически работала <данные изъяты>. Должность «<данные изъяты>» внесена в трудовую книжку ошибочно, тем более, что такая должность даже не содержалась в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР. В ее обязанности с 1986 года входило выполнение работ: <данные изъяты>. Невключение пенсионным органом в специальный стаж спорного периода работы считает незаконным, поскольку она не может быть ущемлена в правах из-за ненадлежащего исполнения администрацией завода своих обязанностей по оформлению трудовых книжек.
В соответствии с приказом от 29.12.1986 года №, Лукьянченко Н.А. <данные изъяты> с 29.12.1986 года переведена <данные изъяты>.
Однако, суд полагает, что должность «<данные изъяты>» указана в приказе от 29.12.1986 года № трудовой книжке ошибочно, поскольку, как показано ранее, запись в трудовой книжке о переводе Лукьянченко Н.А. на эту должность впоследствии признана недействительной тем же работодателем. Более того, на тот период времени действовал Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, обязательный для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей народного хозяйства, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 31.01.1985 года № 31/3-30, который не содержал профессию «<данные изъяты>» либо «<данные изъяты>».
В указанном ЕТКС предусматривалась должность «<данные изъяты>», которая включена в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.
Из лицевых счетов по заработной плате за 1991-2006 года, оформленных ОАО «<данные изъяты>», истребованных из Центрального архива документов о трудовой деятельности граждан г.Москвы, усматривается, что Лукьянченко Н.А. работала в качестве <данные изъяты>.
В соответствии с приказом № от 29.11.2006 года Лукьянченко Н.А., работавшая в должности <данные изъяты>, уволена по п. 1 ст. 77 ТК РФ из ОАО «<данные изъяты>».
Приказов, указывающих на то, что в период с 01.01.1991 года до увольнения истец переводилась с одной должности на другую, не представлено, и, соответственно, в этот период времени Лукьянченко Н.А. работала в одной и той же должности, с которой и была уволена, а именно должности <данные изъяты>, что подтверждено также в лицевых счетах по заработной плате за 1991-2006 года.
Из архивной справки Центрального архива г.Москвы от 04.05.2010 года № 14481 следует, что в списке работников <данные изъяты> награжденных медалью «<данные изъяты>», утвержденном мэром Москвы от 24.07.1997 года, должность Лукьянченко Н.А. указана как <данные изъяты>.
Описание истцом Лукьянченко Н.А. выполняемых в 1991-2006 годах работ соответствует тарифно-квалификационным характеристикам по профессии «<данные изъяты>», приведенным в ЕТКС.
Согласно архивной справке Центрального архива документов о трудовой деятельности граждан г.Москвы от 22.12.2009 года №, в просмотренных документах архивного фонда <данные изъяты> сведений о переводе Лукьянченко Н.А. на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, сведений о предоставлении административных отпусков, совмещении профессий, а также о прогулах и простоях предприятия не обнаружено.
Оценив собранные по делу доказательства в отдельности и их взаимную связь, суд считает установленным, что в период с 01.01.1991 года по 29.11.2006 года Лукьянченко Н.А. в течение полного рабочего дня работала в качестве <данные изъяты>, занятого в <данные изъяты>, т. е. была занята выполнением работ по должности, предусмотренной Списком № 2, применяемым при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, в связи с чем приобрела право на испрашиваемую пенсию с 50 лет, так как стаж ее работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда, с учетом подсчета спорного периода составляет более 10 лет.
То обстоятельство, что организация, в которой работала Лукьянченко Н.А., не зарегистрирована в пенсионном органе как льготная, как независящее от истца не может ограничивать его права в области пенсионного обеспечения.
Ответчиком каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, не представлено, тогда как стороны, наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 12, 56 ГПК РФ), и принимают на себя все последствия совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Данное толкование не противоречит ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
При таких данных, суд полагает возможным обязать ГУ - ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области назначить Лукьянченко Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 13.01.2010 года, то есть со дня обращения за ней.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по ранее приведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления № 3 Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области от 12 марта 2010 года об отказе в назначении Лукьянченко Н.А. досрочной трудовой пенсии по старости.
Признать за Лукьянченко Н.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области включить в стаж работы Лукьянченко Н.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, период ее работы с 01.01.1991 года по 29.11.2006 года в качестве <данные изъяты>.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области назначить Лукьянченко Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 13 января 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.
Судья А.С. Лопаткина