РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Москва 04 марта 2011 года
Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Карповой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-226/11 по иску Фурман О.В. к Федеральной миграционной службе России о признании незаконными и отмене приказов о дисциплинарных взысканиях, взыскании квартальной премии, возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Фурман О.В. обратилась в суд с иском к Федеральной миграционной службе России об отмене и признании незаконными приказов от 05.07.2010 г. №, от 25.07.2010 г. № о привлечении к дисциплинарной ответственности, признании незаконным и отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности от 30.06.2010 г. №, от 05.07.2010 №, признании незаконным и отмене приказа от 03.06.2010 г. № о лишении квартальной премии по итогам работы, взыскании квартальной премии в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., возмещении компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Истец и ее представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
В обоснование заявленных требований указали, что Фурман О.В. проходит службу в должности <данные изъяты> ФМС России с 21 декабря 2009 года, в звании подполковник внутренней службы. С законностью, основаниями, процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности, с законностью и основаниями лишения квартальной премии Фурман О.В. не согласна.
С 01 марта 2010 года по 08 апреля 2010 года Фурман О.В. находилась в очередном отпуске. В период нахождения в очередном отпуске истец находилась на амбулаторном лечении, общим сроком 10 календарных дней. В соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о службе в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038, ежегодный отпуск должен быть перенесен или продлен при временной нетрудоспособности сотрудника. С учетом дней нетрудоспособности после очередного отпуска должна была приступить к работе 20 апреля 2010 года.
О продлении очередного отпуска в связи с болезнью Фурман О.В. сообщила
12 апреля 2010 года своему непосредственному начальнику - начальнику отдела ФИО4 по мобильному телефону.
С 20 апреля 2010 года получила листок нетрудоспособности по уходу за ребенком. О данном периоде нетрудоспособности также проинформировала ФИО4, от которого никаких замечаний не поступило.
После окончания лечения ребенка приступила к службе 11 мая 2010 года. В этот день была проинформирована сотрудниками кадровой службы об организации служебной проверки.
С 6 июня 2010 года по 2 июля 2010 года Фурман О.В. снова находилась на лечении.
С заключением служебной проверки ознакомлена 5 июля 2010 года, а также с приказами о привлечении к дисциплинарной ответственности. При этом с материалами служебной проверки в нарушение пунктов 14,21 Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении сотрудников ОВД РФ, прикомандированных в установленном порядке к ФМС России, утвержденной приказом ФМС России от 25.03.2008 г. № 71, ее не ознакомили.
Приказами от 30 июня 2010 года № и от 5 июля 2010 года № Фурман О.В. привлечена к дисциплинарной ответственности за невыполнение требований Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559, выразившихся в нарушении сроков предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Однако названным Указом не определены конкретные должности государственных служащих, обязанных исполнять Указ.
Приказ о включении должности Фурман О.В. в перечень, установленный Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 истцу не объявлялся, образцы справок по форме, установленной Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559, ей не выдавались.
До применения дисциплинарного взыскания до Фурман О.В. ее обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не доведена.
В соответствии с п. 35 Приказа МВД РФ от 14 декабря 2009 г. № 960 руководитель подразделения имеет право снижать размер квартальной премии, лишать сотрудников квартальной премии за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины.
На период издания приказа о лишении квартальной премии действующих дисциплинарных взысканий Фурман О.В. не имела. Не исполняла должностные обязанности по уважительной причине, ввиду болезни, а также болезни детей.
Представители ответчика по доверенности Оганесян А.Л. и Короткова И.Г. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы ФМС России о наложении на Фурман О.В. дисциплинарных наказаний в виде выговора и предупреждения о неполном служебном соответствии изданы в строгом соответствии с законодательством, регулирующим рассматриваемую сферу правоотношения. Факты допущенных истцом нарушений подтверждены материалами служебной проверки, ответчиком соблюдена процедура привлечения Фурман О.В. к дисциплинарной ответственности, а именно порядок назначения и сроки проведения служебной проверки, сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Фурман О.В. ознакомлена с копиями приказов и заключением служебной проверки.
Суд, выслушав истца, представителя истца и представителей ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы по делу, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст. 192-193 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;2) выговор;3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из трудового кодекса и иных федеральных законов, содержащих нормы трудового права.
Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными нормативными актами Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1.
Статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №177 - ФЗ «О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О милиции» установлено, что до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года №4202-1, в части, не противоречащей Закону РФ «О милиции».
В определении от 26 декабря 2005 г. дело №78-Г05-72 Верховный Суд РФ отметил, что законодательство РФ о труде применяется к правоотношениям, возникшим в вязи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса РФ.
Согласно ст.19 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть также прикомандированы к высшим органам государственного управления Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям для выполнения работ, специального характера, связанных непосредственно с деятельностью МВД России.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 19 июня 2004 года №928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», в частности, предусмотрено, что впредь до принятия соответствующих федеральных законов: лица начальствующего состава органов внутренних дел РФ, проходящие службу в Федеральной миграционной службе, состоять в кадрах органов внутренних дел РФ и прикомандировываются к Службе в установленном законодательством порядке; лица, назначенные, в установленном порядке на должности в ФМС России с одновременным присвоением им специальных званий начальствующего состава органов внутренних дел РФ, зачисляются в кадры органов внутренних дел и увольняются из кадров указанных органов по представлению начальника (руководителей) соответствующих органов Службы; директор ФМС России пользуется правами, предоставленными заместителю Министра внутренних дел РФ, в части, касающейся применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в отношении подчиненных ему лиц начальствующего состава указанных лиц.
Статье 20 Положения установлено, что сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к органам государственного управления РФ, проходят службу в порядке, установленном Положением, если иное не предусмотрено законодательством РФ, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Согласно ст. 18 Закона «О милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется всеми правами милиции, предусмотренными Законом, в пределах компетенции в соответствии с занимаемой должностью.
В силу ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел РФ установленных законодательством РФ, присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел РФ, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них полномочий.
Нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства РФ, дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством РФ не установлена административная или уголовная ответственность.
Согласно статье 38 Положения о службе в органах внутренних дел РФ за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижении в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел.
Порядок применения дисциплинарных взысканий к сотрудникам органов внутренних дел РФ установлен статьей 39 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
Приказом ФМС России от 25 марта 2008 года №71 утверждена Инструкция об организации проведения служебных проверок в отношении сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных в установленном порядке к ФМС.
Согласно пунктам 2,4-6 Инструкции служебная проверка проводится по факту нарушения служебной дисциплины, по письменному заявлению сотрудника и по иным основаниям в случаях, предусмотренных законодательством или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Решение о проведение служебной проверки принимается директором ФМС России ил лицом, его замещающим, в отношении всех сотрудников, проходящих службу в системе ФМС России. По решению должностных лиц, уполномоченных назначать служебную проверку, она может проводится одним сотрудником. Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения.
Согласно п.15.15 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. №1038 продление очередного отпуска производится начальником, предоставившим отпуск, без возвращения этих лиц к месту службы на основании телеграфного (телефонного) сообщения сотрудника. По возвращении из отпуска сотрудник предоставляет документы, удостоверяющие получение им освобождения по временной нетрудоспособности, а также предъявляете к оплате документы телеграфного (телефонного) сообщения.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что приказом МВД России от 15 января 2006 г. № Фурман О.В. для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел РФ прикомандирована к ФМС России с оставлением в кадрах МВД России.
Приказом ФМС России от 10 февраля 2006 года № Фурман О.В. назначена на должность <данные изъяты> ФМС России.
С 17 декабря 2009 года Фурман О.В. назначена на должность <данные изъяты> ФМС России, с должностным окладом <данные изъяты> рублей в месяц.
Приказом от 29 июня 2010 года № в результате проведенной УВКиГС ФМС России служебной проверки по факту нарушения <данные изъяты> ФМС России подполковником внутренней службы Фурман О.В. требований пункта 15.15 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 года № 1038, выразившегося в непредставлении информации о заболевании во время очередного отпуска для его продления начальнику, предоставившему отпуск, принято решение об объявлении выговора Фурман О.В. по выходу на службу после болезни.
В целях реализации данного приказа Фурман О.В. 05 июля 2010 года приказом № объявлен выговор. (л.д.22)
Основанием к изданию данных приказов послужило заключение служебной проверки от 10 июня 2010 года.
Согласно заключению служебной проверки по факту нарушения Фурман О.В. п.15.15 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 года
№ 1038 заместителем начальника отдела кадрового обеспечения деятельности центрального аппарата и непосредственно подчиненных подразделений Управления по вопросам кадров и государственной службы ФМС России Коротковой И.Г. проведена служебная проверка по рапорту начальника финансово-хозяйственного управления ФИО1 о нарушении Фурман О.В. п.15.15 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 года № 1038.
В соответствии с рапортом ФИО1, составленного директору ФМС России от 21 апреля 2010 года, Фурман О.В. нарушен п. 15.15 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038. После окончания отпуска 10 апреля 2010 года Фурман О.В. не вышла на работу. В результате телефонного разговора с ней было выяснено, что она, находясь в отпуске с 1 марта по 10 апреля 2010 г., заболела сроком на 10 дней, но руководство ЦМТО и сотрудников кадрового аппарата ФМС России об этом не оповестила и разрешения на продление отпуска не получила. 21 апреля 2010 года Фурман О.В. на работу также не вышла и снова было установлено, что она находится на больничном по уходу за ребенком. Оправдательные документы Фурман О.В. не представлены. В этой связи в рапорте содержится просьба о назначении проверки по данному факту. ( л.д.80)
В ходе проверки также установлено, что Фурман О.В. с 1 марта по 10 апреля 2010 года находилась в очередном отпуске за 2009 год. В период отпуска с 24 марта по 2 апреля 2010 года, а также с 21 апреля по 7 мая 2010 года болела.
В своих объяснениях Фурман О.В. указала, что в период болезни дозвониться до своего начальника отдела - ФИО4 не смогла, поэтому информацию о болезни сообщила ФИО2 и ФИО3, вместе с которыми работала в одном кабинете и просила передать ФИО4
При этом ФИО3 и ФИО2 данное обстоятельство не подтвердили.
ФИО4 пояснил, что 12 апреля 2010 года, в первый рабочий день после отпуска Фурман О.В. на работу не вышла. О своем отсутствии на рабочем месте его в известность, а также вышестоящее руководство не поставила. Информация о причинах ее отсутствия на работе не поступала. В этой связи в 11 часов 30 минут он сам позвонил Фурман О.В. и узнал, что она отсутствовала на службе по причине болезни. При этом Фурман О.В. указала, что не обязана извещать об этом кадровый аппарат и руководство центра, раньше, когда находилась в отпуске и заболевала, никого не оповещала.
Кроме того Фурман О.В. указала, что 21 апреля 2010 года информировала о нахождении на больничном ФИО5 и просила передать эту информацию ФИО4
В то же время ФИО5 сообщила, что 20 апреля 2010 года выдавала зарплату сотрудникам ЦМТО, Фурман О.В. на рабочем месте не было и она попросила ФИО4 сообщить Фурман О.В. о необходимости приехать и получить деньги, но он не смог дозвониться до Фурман О.В. и передал номер телефона ФИО5 В тот же день ФИО5, дозвонившись до Фурман О.В. сообщила ей о необходимости получить заработную плату, и Фурман О.В. пообещала приехать на следующий день. Однако 21 апреля 2010 года Фурман О.В. не приехала, поэтому ФИО5 снова ей перезвонила по телефону и Фурман О.В. сообщила, что не сможет приехать, так как вызвала врача к ребенку. О больничном листе в разговоре не упоминалось, просьбы передать о нем ФИО4 не было.
Также в ходе проверки Фурман О.В. поясняла, что информировала ФИО4 о нахождении на больничном 20 и 26 апреля 2010 года, однако, как установлено 20 апреля 2010 года фактически Фурман О.В. на больничном не находилась.
По результатам служебной проверки за нарушение п.15.15 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 предложено объявить Фурман О.В. выговор.
Заключение служебной проверки утверждено директором ФМС России ФИО6
С заключением служебной проверки Фурман О.В. ознакомлена 05 июля 2010 года, выразив свое несогласие с заключением служебной проверки, в связи с несоответствием его действительности. (.д.64-66)
В соответствии с отпускным удостоверением № Фурман О.В. предоставлен отпуск с 1 марта 2010 года по 10 апреля 2010 года. Приступила к исполнению служебных обязанностей Фурман О.В. - 11 мая 2010 года.(л.д.67)
С 21 апреля 2010 года по 7 мая 2010 года Фурман О.В. выдан листок нетрудоспособности.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4, ФИО5 и ФИО2 относительно обстоятельств привлечения Фурман О.В. к дисциплинарной ответственности в виде выговора, факт уведомления Фурман О.В. руководство о болезни в период отпуска и его продлении, не подтвердили.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что порядок привлечения истца к дисциплинарному взысканию соблюден.
Рапортом начальника финансово-хозяйственного управления ФМС России
ФИО1 директор ФМС России проинформирован о факте допущенного Фурман О.В. нарушения трудовой дицсиплины. В соответствии с резолюцией директора ФМС России ФИО6 от 22 апреля 2010 года на указанном рапорте начальнику кадрового подразделения ФМС России поручено проведение служебной проверки, в ходе которой истребованы объяснения от Фурман О.В. об обстоятельствах совершенного проступка. По результатам проверки составлено заключение, предусматривающее объявление выговора истцу за нарушение п.15.15 Инструкции. Заключение утверждено директором ФМС России, выводы, содержащиеся в заключении согласованы работодателем. На основании заключения служебной проверки издан приказ о привлечении Фурман О.В. к дисциплинарной ответственности. Срок применения дисциплинарного взыскания соблюден. С копиями приказов и заключением служебной проверки Фурман О.В. ознакомлена в установленном законом порядке.
Также суд считает, что у ответчика имелись основания к изданию вышеназванных приказов об объявлении Фурман О.В. выговора, поскольку согласно п.15.15 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. №1038 продление очередного отпуска производится начальником, предоставившим отпуск, без возвращения этих лиц к месту службы на основании телеграфного (телефонного) сообщения сотрудника. По возвращении из отпуска сотрудник предоставляет документы, удостоверяющие получение им освобождения по временной нетрудоспособности, а также предъявляете к оплате документы телеграфного (телефонного) сообщения.
Доказательств такого уведомления переданного начальнику, предоставившему отпуск, и соответственно согласования его продления, истцом суду не представлено. Это обстоятельство являлось предметом проведенной ответчиком служебной проверки, однако факт информирования работодателя о продлении отпуска и периодах болезни в ходе проведенной проверки не подтвержден. Не подтверждены эти обстоятельства и при рассмотрении дела в суде.
Основанием к привлечению истца к дисциплинарной ответственности явилось нарушение Фурман О.В. положений вышеназванной Инструкции, предусматривающей порядок продления очередного отпуска начальником, предоставившим отпуск, без возвращения этих лиц к месту службы на основании телеграфного (телефонного) сообщения сотрудника, которая является обязательной к исполнению истцом, и истец должна была следовать положениям этой инструкции в своей трудовой деятельности.
При разрешении спора истцом не оспаривался факт ознакомления с содержанием этой инструкции и необходимостью ее выполнения.
Доводы Фурман О.В. относительно того, что работодатель был уведомлен о ее временной нетрудоспособности в период отпуска не опровергают выводы суда о несоблюдении самого порядка уведомления начальника, предоставившего отпуск в соответствии с инструкцией.
Сам факт состоявшегося телефонного разговора с руководителем отдела ФИО4, а также уведомление иных сотрудников, в компетенцию которых не входит решение вопросов предоставления отпуска, не свидетельствует о надлежащем исполнении истцом требований означенной инструкции.
При привлечении истца к дисциплинарной ответственности основания к продлению отпуска ответчиком не оспаривались.
Судом при рассмотрении дела проверена соразмерность наложенного на Фурман О.В. дисциплинарного взыскания тяжести совершенного ею проступка, а также соблюдение работодателем при наложении взыскания таких принципов как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Нарушений судом не установлено.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что работодателем при наложении взыскания учитывались тяжесть совершенного Фурман О.В. проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Кроме того, все обстоятельства совершения истцом должностного проступка работодателем исследованы при проведении служебной проверки, при этом дана оценка его тяжести, мотивированные выводы приведены в заключении служебной проверки.
30 июня 2010 года по результатам проведенной УВКиГС ФМС России служебной проверки в отношении Фурман О.В. издан приказ № о предупреждении Фурман О.В. о неполном служебном соответствии по выходу на службу после болезни.
В ходе проверки выявлены нарушения Фурман О.В. положений Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
В целях реализации данного приказа Фурман О.В. 05 июля 2010 года приказом № объявлено дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии.
Основанием к изданию данных приказов послужило заключение служебной проверки от 10 июня 2010 года.
Как следует из заключения служебной проверки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 «О предоставлении гражданам, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» федеральные государственные служащие центрального аппарата ФМС России, подразделений, непосредственно подчиненных ФМС России, загранаппарата ФМС России обязаны предоставить в срок до 30 апреля 2010 года сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя (супругу) и несовершеннолетних детей за 2009 год. Однако в установленные указом сроки, Фурман О.В. данные сведения не предоставлены.
В своем объяснении Фурман О.В. сообщила, что не сдала справку о доходах в связи с тем, что до нее никто официально не доводил информацию о необходимости сдачи этой справки.
Также установлено, что с 1 марта по 10 апреля 2010 года Фурман О.В. был предоставлен очередной и дополнительный отпуска за 2009 год, с 5 февраля по 5 марта 2010 года она находилась на больничных листах по уходу за ребенком. После выхода с больничного листа, она прибыла в УВК и ГС для получения отпускного удостоверения к консультанту отдела ФИО7 В кабинете присутствовали на рабочих местах также старший инспектор по особым поручениям отдела ФИО8, старший специалист 1 разряда ФИО9, на которую приказом ФМС России от 12 февраля 2010 года № 34 возложена обязанность по сбору сведений о доходах федеральных государственных служащих центрального аппарата ФМС России и подразделений, непосредственно подчиненных ФМС России. В присутствии названных сотрудников Фурман О.В. задавала вопросы по заполнению справок о доходах, на которые получила от ФИО9 исчерпывающие ответы, также ею был задан вопрос о сроках предоставления данных справок - был озвучен срок до 30 апреля 2010 года.
В этой связи в ходе проверки установлено, что Фурман О.В. в полном объеме проинформирована о порядке и сроках предоставления сведений о доходах.
На Фурман О.В., как сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, распространяется статья 20.1 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года
№ 1026-1 «О милиции».
В соответствии с п.15 вышеназванного Указа в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За нарушение служебной дисциплины, выразившееся в непредставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в установленные законодательством Российской Федерации сроки, предложено предупредить Фурман О.В. о неполном служебном соответствии.
С заключением служебной проверки Фурман О.В. ознакомлена 05 июля 2010 года.
Данная проверка организована на основании рапорта начальника УВК и ГС ФМС России ФИО10 от 06 мая 2010 года директору ФМС России ФИО6 о том, что в установленный законом срок подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не представлены соответствующие справки, в том числе Фурман О.В.
01 февраля 2010 года ФМС России издан приказ № 20 «Об утверждении Порядка представления в кадровые подразделения Федеральной миграционной службы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Приказом ФМС России от 31 августа 2009 года № 205 утвержден перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной миграционной службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также перечень должностей федеральной государственной службы иных видов в Федеральной миграционной службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированные к ФМС России, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с п.3 данного приказа Управлению по вопросам кадров и государственной службы ФМС России поручено ознакомить федеральных государственных служащих центрального аппарат ФМС России, загранаппарат и подразделений, непосредственно подчиненных ФМС России с настоящим приказом.
Согласно листу ознакомления сотрудников ЦМТО ФМС России Фурман О.В. не ознакомлена с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
Удовлетворяя исковые требования Фурман О.В. в части признании незаконными приказов об объявлении ей предупреждения о неполном служебном соответствии, суд приходит к выводу о том, что у работодателя отсутствовали основания к изданию оспариваемого истцом приказа и привлечению работника к дисциплинарной ответственности, факт нарушения Фурман О.В. трудовой дисциплины не нашел свое подтверждение при рассмотрении дела в суде.
Так, в период с 05.02.2010 г. по 27.02.2010 г., с 28.02.2010 г. по 05.03.2010 г. истцу выдан листок нетрудоспособности по уходу за несовершеннолетним ребенком.
С 06.03.2010 г. по 23.03.2010 г. истцу предоставлен ежегодный отпуск за 2009 г.
С 24.03.2010 г. по 02.04.2010 г. Фурман О.В. также была нетрудоспособна.
С 03.04.2010 г. по 20.04.2010 г. находилась в отпуске.
С 21.04.2010 г. по 07.05.2010 г. истцу выдан листок нетрудоспособности по уходу за несовершеннолетним ребенком.
Сведения о доходах и имущественных обязательствах представлены истцом 12 мая 2010 года.
При этом срок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным в соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
В этой связи истец была вправе представить соответствующие сведения к 30 апреля 2010 года, однако в установленный срок сведения о доходах ею не представлены по уважительным причинам, а именно по причине болезни несовершеннолетнего ребенка. При этом истец в судебном заседании ссылалась на то обстоятельство, что одна осуществляет уход и воспитание за несовершеннолетними детьми, поэтому в предусмотренный срок свою обязанность по представлению сведений о доходах исполнить не смогла.
Утверждения ответчика о возможности представления необходимых сведений истцом до означенной даты - 30 апреля 2010 года, в том числе путем направления по почте, правового значения при разрешении данного спора не имеют, поскольку срок представления сведений установлен до 30 апреля 2010 года, следовательно, истец вправе была представить данные сведения к указанному сроку, обязанности по представлению сведений ранее установленной данной не возникло, срок исполнения обязательства до указанной даты не наступил. Об отсутствии возможности исполнения обязанности по представлению сведений о доходах в данный срок истцу известно быть не могло.
В соответствии с представленной ответчиком справкой денежное довольствие Фурман О.В. составляло 7 846 руб. по состоянию на июнь 2010 года: должностной оклад - 4 998 руб., оклад - 2 248 руб.
Согласно выписке из приказа № от 3 июня 2010 года Фурман О.В. лишена единовременного денежного вознаграждения по итогам работы во 2 квартале 2010 года. Основание: рапорт начальника финансово-хозяйственного управления ФИО1
В соответствии с рапортом ФИО1 в связи с фактическим отсутствием на работе Фурман О.В. предложено лишить ее единовременного денежного вознаграждения по итогам 2 квартала 2010 года. (л.д.97-98)
Относительно приказа ФМС России от 3 июня 2010 года № о лишении Фурман О.В. единовременного денежного вознаграждения по итогам работы во втором квартале 2010 года представитель ответчика пояснил, что руководитель подразделения имеет право снижать размер квартальной премии, определенный пунктом 34 Положения о денежном довольствии, лишать сотрудников квартальной премии за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины. Квартальная премия выплачивается сотруднику за образцовое исполнение служебных обязанностей.
Между тем согласно материалам дела в период с 06 июня 2010 года по 02 июля 2010 года Фурман О.В. выдан листок нетрудоспособности.
С 5 февраля 2010 года по 3 марта 2010 года также Фурман О.В. имела листок нетрудоспособности.
Также Фурман О.Ф. была освобождена от служебных обязанностей с 24 марта 2010 года по 29 марта 2010 года и с 30 марта 2010 года по 2 апреля 2010 года. (л.д.69)
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о признании незаконным, отмене приказа № от 3 июня 2010 года, которым Фурман О.В. лишена единовременного денежного вознаграждения по итогам работы во 2 квартале 2010 года, поскольку в соответствии с Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД РФ от 14 декабря 2009 года № 960 «Об утверждении положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», сотрудникам, исполнявшим служебные обязанности неполный календарный квартал, квартальная премия исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей в этом квартале. При исчислении времени исполнения служебных обязанностей для выплаты квартальной премии учитываются, в том числе периоды нахождения сотрудников на излечении, в отпусках, ухода за больным ребенком.
Как отмечено выше основанием к изданию приказа от 3 июня 2010 года № о лишении Фурман О.В. единовременного денежного вознаграждения по итогам работы во 2 квартале 2010 года явился рапорт начальника финансово-хозяйственного управления ФИО1, согласно которому в связи с фактическим отсутствием Фурман О.В. на работе предложено лишить Фурман О.В. единовременного денежного вознаграждения по итогам 2 квартала 2010 года.
Однако отсутствие истца на работе в указанный выше период было связано с нахождением ее в отпуске и временной нетрудоспособностью, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, следовательно, основания невыплаты истцу единовременного денежного вознаграждения по итогам 2 квартала 2010 года противоречат вышеназванному Положению, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию сумма невыплаченной квартальной премии по итогам 2 квартала 2010 года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. по расчету истца, который судом проверен, признан правильным. Приведенный истцом размер премии не оспаривался ответчиком в судебном заседании.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В связи с тем, что неправомерными действиями работодателя в связи с незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности и невыплатой единовременного денежного вознаграждения по итогам 2 квартала 2010 года, истцу были причинены нравственные страдания, иск о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению в соответствии со ст. 237 ТК РФ.
При определении размера такой компенсации суд исходит из конкретных обстоятельств дела, учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, отсутствие тяжких необратимых последствий для него, степень вины работодателя, то обстоятельство, что невыплата премии лишает истца права на достойную жизнь и ставит его в крайне неблагоприятное материальное положение; также учитывает требования разумности и справедливости и полагает, что размер компенсации морального вреда в данном случае следует ограничить <данные изъяты> руб. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере, требуемом истцом, суд не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными приказы директора ФМС России о привлечении к дисциплинарной ответственности Фурман О.В. в виде предупреждения о неполном служебном соответствии от 30 июня 2010 года №, от 05 июля 2010 года №.
Отменить приказы директора ФМС России о привлечении к дисциплинарной ответственности Фурман О.В. в виде предупреждения о неполном служебном соответствии от 30 июня 2010 года №, от 05 июля 2010 года №.
Признать незаконным и отменить приказ директора ФМС России от 03 июня 2010 года № о лишении премии Фурман О.В. по итогам работы за второй квартал 2010 года.
Взыскать с ФМС России в пользу Фурман О.В. премию за второй квартал 2010 года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.
Судья Борисова К.П.