Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Москва 06 апреля 2011 года
Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С. при секретаре Морозовой М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1047/11 по иску Хадырова Ю. к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Хадыров Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР № 10), в котором, уточнив исковые требования, просит признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включить в педагогический стаж периоды работы с 01.09.1990 года по 03.03.1992 года в должности инспектора мобильных работ Зафарободского строительного техникума <адрес>, с 01.09.1997 года по 31.08.1999 года - преподавателя ОБЖ средней общеобразовательной школы № г.Москвы, с 01.09.1999 года по 18.09.2000 года - педагога- организатора ОБЖ средней общеобразовательной школы № <адрес>, с 20.09.2000 года по 10.02.2002 года - заместителя директора по учебно-воспитательной работе Учебно-воспитательного комплекса № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития г.Москвы», с 11.02.2002 года по 14.04.2002 года - ночного воспитателя Учебно-воспитательного комплекса № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития» г.Москвы, с 15.04.2002 года по 30.04.2002 года - ночного воспитателя Специального (коррекционного) детского дома для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями развития № города Москвы, с 01.09.2007 года - заместителя директора по учебно-воспитательной работе Специального (коррекционного) детского дома для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями развития №, обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости, ссылаясь на то, что имеет необходимый стаж педагогической работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако в назначении такой пенсии ответчиком необоснованно отказано.
Истец Хадыров Ю. в судебное заседание явился; уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ -ГУ ПФР № 10 Мезенцева С.И. в судебное заседание явилась; иск не признала, полагая его необоснованным, указывая, что нарушений законодательства пенсионным органом не допущено, так как должности и учреждения, в которых протекала работа Хадырова Ю. в спорные периоды времени, не включены в списки работ (профессий, должностей), учреждений, с учетом которых предоставляется досрочное пенсионное обеспечение.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, в том числе письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-13 пункта 1 статьи 28, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Судом установлено, что 16.05.2008 года истец Хадыров Ю. обратился в комиссию по пенсионным вопросам Управления № 3 ГУ - ГУ ПФР № 10 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением указанной комиссии от 14.08.2008 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу Хадырову Ю. отказано ввиду отсутствия у него необходимого (не менее 25 лет) стажа педагогической работы.
Стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признаваемый ответчиком ГУ - ГУ ПФР № 10 в бесспорном порядке, составил <данные изъяты>; периоды работы с 01.09.1990 года по 03.03.1992 года в должности инспектора мобильных работ Зафарободского строительного техникума <адрес>, с 01.09.1997 года по 31.08.1999 года - преподавателя ОБЖ средней общеобразовательной школы № г.Москвы, с 01.09.1999 года по 18.09.2000 года - педагога- организатора ОБЖ средней общеобразовательной школы № г.Москвы, с 15.04.2002 года по 30.04.2002 года - ночного воспитателя Специального (коррекционного) детского дома для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями развития № города Москвы, с 01.09.2007 года по 16.05.2008 года - заместителя директора по учебно-воспитательной работе с функционалом безопасность Специального (коррекционного) детского дома для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями развития № не включены в специальный стаж со ссылкой на то, что должности, в которых истец работал в эти периоды, не предусмотрены списком должностей, учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости; периоды работы с 20.09.2000 года по 10.02.2002 года - заместителя директора по учебно-воспитательной работе Учебно-воспитательного комплекса № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития г.Москвы», с 11.02.2002 года по 14.04.2002 года - ночного воспитателя Учебно-воспитательного комплекса № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития» г.Москвы не включены в специальный стаж со ссылкой на то, что Учебно-воспитательный комплекс и должность ночного воспитателя не предусмотрены списком должностей, учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости.
Как следует из трудовой книжки истца Хадырова Ю., с 01.09.1990 года по 03.03.1992 года истец работал в должности инспектора мобильных работ Зафарободского строительного техникума <адрес>, с 01.09.1997 года по 31.08.1999 года - преподавателя ОБЖ, с 01.09.1999 года по 18.09.2000 года - педагога- организатора ОБЖ средней общеобразовательной школы № г.Москвы, с 20.09.2000 года по 10.02.2002 года - заместителя директора по учебно-воспитательной работе Учебно-воспитательного комплекса № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития г.Москвы», с 11.02.2002 года по 30.04.2002 года - ночного воспитателя Учебно-воспитательного комплекса № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития» г.Москвы (реорганизованного в Специальный (коррекционный) детский дом для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями развития № города Москвы, с 01.09.2007 года по 31.08.2010 года - заместителя директора по учебно-воспитательной работе, с 01.09.2010 года по настоящее время - ночного воспитателя Специального (коррекционного) детского дома для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями развития №.
Из акта проверки факта работы Хадырова Ю. в ГОУ СОШ № от 23.06.2008 года, составленного ГУ-ГУ ПФР № 4 по г.Москве и Московской области, следует, что на основании приказа № от 16.09.1996 года Хадыров Ю.Р. принят на должность учителя русского языка и литературы с 01.09.1996 года. На основании приказа № от 29.08.1997 года Хадыров Ю.В., учитель русского языка и литературы, переведен на должность преподавателя организатора ОБЖ с 01.09.1997 года. На основании приказа № от 19.09.2000 года Хадыров Ю.Р., преподаватель организатор ОБЖ, освобожден от занимаемой должности в порядке перевода в детский дом № 18.09.2000 года.
Хадыров Ю.Р. на другие должности не переводился, отпусками по уходу за ребенком, учебными и административными отпусками и отпусками для прохождения курсов повышения квалификации не пользовался.
В соответствии с п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 года № 225, все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В приказах ГОУ СОШ № о выполняемой работе, переводах, увольнении должность Хадырова Ю. указана как «преподаватель организатор ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности)», однако в нарушение п. 10 указанных Правил записи в трудовой книжке приказам работодателя не соответствуют, а именно должность Хадырова Ю. ошибочно поименована либо как «преподаватель ОБЖ», либо как «педагог - организатор ОБЖ».
Согласно должностной инструкции преподавателя-организатора ОБЖ Хадырова Ю., утвержденной директором ГОУ СОШ № 01.09.1997 года, преподаватель - организатор ОБЖ осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки. Способствует формированию общей культуры личности. Организует, планирует и проводит учебные, в т.ч. факультативные и внеурочные, занятия, прикладную физическую подготовку (в объеме 9 часов в неделю; 360 часов в год). Участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда, жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения. Взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями. Совместно с учреждениями здравоохранения организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возрастов для приписки их к военкоматам. Оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения. Ведет учет военнообязанных в учреждении и представляет соответствующие отчеты в военкоматы. Разрабатывает план гражданской обороны (ГО) учреждения. Организует занятия по ГО с работниками учреждения. Готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО. Участвует в обеспечении функционирования учреждения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности. Проводит практические занятия и тренировки по действиям обучающихся и работников учреждения в экстремальных ситуациях. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, отвечает за сохранность имущества ГО.
Приведенные должностные обязанности соответствуют основным функциям по должности «Преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки)», содержащимся в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 17.08.1995 года № 46.
При таких данных, суд полагает установленным, что Хадыров Ю. работал в ГОУ СОШ № с 01.09.1997 года по 18.09.2000 года в должности преподавателя организатора ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности), что подтверждается справкой ГОУ СОШ № от 12.03.2008 года, справкой ГОУ СОШ № от 16.03.2011 года исх. №, согласно которой должности преподаватель ОБЖ и преподаватель - организатор ОБЖ тождественны.
Согласно справке ГОУ СОШ № от 14.03.2011 года исх. №, наряду с занятием штатной должности Хадыров Ю. с 01.09.1997 года по 18.09.2000 года также вел учительские часы,
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, право на досрочное пенсионное обеспечение дает работа в должности преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности в школах всех наименований.
Таким образом, период работы Хадырова Ю. с 01.09.1997 года по 18.09.2000 года подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так как в этот период истец работал в качестве преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности в средней общеобразовательной школе.
Период работы истца Хадырова Ю. с 20.09.2000 года по 10.02.2002 года в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе Учебно-воспитательного комплекса № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития г.Москвы» подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, по следующим основаниям.
Должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, входит в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.
Учебно-воспитательный комплекс № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития» - государственное образовательное учреждение, предметом деятельности которого являлось воспитание детей с умственной отсталостью; коррекция отклонений в развитии воспитанников средствами образования и трудовой подготовки и т.п.
Путем разделения УВК № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития» на основании приказа Московского комитета образования № от 19.07.2000 года образовались специальный (коррекционный) детский дом для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии № и специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с задержкой психического развития №.
При этом работа как в детском доме, в том числе специальном (коррекционном) для детей с отклонениями в развитии, так и в специальной (коррекционной) школе - интернате для детей с отклонениями в развитии согласно законодательству предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение.
ГОУ Учебно-воспитательный комплекс № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития» выполняло те же функции, что и специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии и специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с отклонениями в развитии; об этом свидетельствует и характер трудовых функций, возложенных на Хадырова Ю., которые каких-либо изменений не претерпевали.
При таких обстоятельствах, суд полагает установленным тождественность учреждений (специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии и специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с отклонениями в развитии), с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и которое предусмотрено постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, и аналогичного учреждения (УВК № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития»), имеющего иное наименование, а также тождественность выполняемой работником педагогической деятельности работе, дающей право на указанную пенсию.
Правовая позиция суда согласуется с разъяснением, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005 года № 25, о том, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Помимо этого, суд отмечает, что в сфере пенсионного обеспечение соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных ном пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3),39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, организационно-правовая форма как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей в зависимости от указанного основания.
Периоды работы Хадырова Ю. с 01.09.1990 года по 03.03.1992 года в должности инспектора мобильных работ Зафаробадского строительного техникума <адрес>, с 11.02.2002 года по 14.04.2002 года - ночного воспитателя Учебно-воспитательного комплекса № «Детский дом - школа для детей с задержкой психического развития» г.Москвы, с 15.04.2002 года по 30.04.2002 года - ночного воспитателя Специального (коррекционного) детского дома для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями развития № города Москвы не подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так как должности «инспектор мобильных работ», «ночной воспитатель» не предусмотрены ни в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, ни в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, ни в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, с учетом которых в интересах лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», могли быть исчислены периоды работы, имевшие место до 01.01.2002 года.
Установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного образования направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии связывается не с любой педагогической работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Определение списка соответствующих должностей и учреждений в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Таким образом, периоды работы Хадырова Ю.Р. в должностях инспектора мобильных работ, ночного воспитателя не могут быть включены в специальный стаж, так как в стаж педагогической работы засчитываются периоды работы не только в учреждениях, но и одновременно в должностях, указанных в упомянутых в списках.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Тождество должностей «ночной воспитатель» и «воспитатель» в предусмотренном законодательством порядке не установлено.
Доказательств тождественности выполняемых истцом Хадыровым Ю. функций, условий и характера деятельности в должностях инспектора мобильных работ, ночного воспитателя тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не представлено.
Представленная истцом Хадыровым Ю. справка Зафарободского строительного техникума от 05.04.2008 года исх. №, согласно которой истец, будучи инспектором мобильных работ, работал учителем русского языка и литературы с учебной нагрузкой в 720 часов в год, судом во внимание не принимается, так как изложенные в ней сведения ничем объективно не подтверждены и не согласуются с записями в трудовой книжке, которая в силу ст. 66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности работника.
Приказом № от 01.09.2007 года истец Хадыров Ю.Р. был переведен на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе с функционалом безопасность.
На основании приказа Южного окружного управления образования от 31.07.2007 года № утверждена должность заместителя руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе с функционалом безопасность.
Приказ № ЮОУО был издан во исполнение Указа Мэра г.Москвы от 21.05.2007 года № 25-УМ «О системе антитеррористической деятельности в г.Москве», постановления Правительства Москвы от 23.03.2004 года № 172-ПП «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы».
Из акта от 26.06.2008 года проверки факта работы Хадырова Ю. в Специальном (коррекционном) детском доме для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями развития №, составленного ГУ-ГУ ПФР № 8 по г.Москве и Московской области, следует, что по данным штатного расписания за 2007-2008 года Хадыров Ю. занимал должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Согласно п.п. 4, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды по регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Индивидуальные сведения на истца Хадырова Ю. за период работы в должности заместителя руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе с функционалом безопасность представлялись с кодом льготной профессии.
Судя по содержанию должностной инструкции заместителя руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе с функционалом безопасность Хадырова Ю., утвержденной директором Специального (коррекционного) детского дома для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями развития №, на должность заместителя руководителя образовательного учреждения по безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное педагогическое образование.
Заместитель руководителя образовательного учреждения планирует и проводит занятия с учащимися и персоналом по вопросам противодействия терроризму и экстремистской деятельности, предупреждает, выявляет и пресекает факты недисциплинированного поведения отдельных учащихся, планирует и проводит учения и тренировки педагогов и учащихся, на которых практически отрабатывает вопросы эвакуации личного состава учреждения, ликвидации очагов возгорания, обучает действиям при обнаружении взрывных устройств или подозрительных предметов, планирует, организовывает, руководит подготовкой и проведением 5-ти дневных учебных сборов по ОВС, формирует команды школы по военно-прикладным дисциплинам и обеспечивает их участие в соревнованиях военно-патриотической направленности, планирует и проводит работу по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию в школе, проводит активную работу по созданию в образовательном учреждении клубов и секций военно-патриотической направленности.
В соответствии с п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7,1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Согласно справке Специального (коррекционного) детского дома для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями развития № от 06.04.2011 года, за период с 01.09.2007 года по 31.08.2010 года Хадыров Ю. отпусков без сохранения заработной платы, прогулов, административных взысканий не имел.
Оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что период работы истца Хадырова Ю. с 01.09.2007 года по 31.08.2010 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Специального (коррекционного) детского дома для детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями развития № подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку его деятельность была связана с образовательным (воспитательным) процессом.
Доводы представителя ответчика о том, что льготный стаж для педагогических работников указанного детского дома исчисляется с даты регистрации учреждения в качестве юридического лица в Московской регистрационной палате, на законе не основаны.
Закон «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует правоотношения, связанные с получением гражданами (обучающимися) образования - процесса воспитания и обучения, и не содержит норм, предусматривающих возможность назначения пенсии работникам образовательных учреждений, в том числе и за выслугу лет.
Законодательство, в соответствии с которым назначается пенсия за выслугу педагогическим работникам, не предусматривает требований, связанных с необходимостью при определении права на пенсию за выслугу лет исходить из правового статуса образовательного учреждения, которое должно быть в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве юридического лица.
Из нормы закона, в соответствии с которой списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ, не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 19 Конституции РФ, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Со включением периодов с 01.09.1997 года по 31.08.1999 года, с 01.09.1999 года по 18.09.2000 года, с 20.09.2000 года по 10.02.2002 года, с 01.09.2007 года по 31.08.2010 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, истец Хадыров Ю. приобретает право на досрочную трудовую пенсию по старости с 19 мая 2009 года, так как педагогический стаж его работы составит на эту дату <данные изъяты> лет.
Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию мим решения об отказе в назначении трудовой пенсии.
В силу п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 года граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.
Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении трудовой пенсии рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении трудовой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверят обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости позднее даты, по состоянию на которую производится оценка ответчиком ГУ-ГУ ПФР № 10 пенсионных прав истца, то суд указывает в решении на право истца на такую пенсию и дату возникновения этого права.
Учитывая, что истцом Хадыровым Ю. заявлено требование об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, право на указанную пенсию возникло 19 мая 2009 года, суд полагает возможным назначить пенсию с указанного времени, так как это не противоречит ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по ранее приведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления № 3 Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области от 14 августа 2008 года в части отказа в назначении Хадырову Ю. досрочной трудовой пенсии по старости.
Включить в подсчет стажа Хадырова Ю., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды его работы с 01.09.1997 года по 31.08.1999 года, с 01.09.1999 года по 18.09.2000 года, с 20.09.2000 года по 10.02.2002 года, с 01.09.2007 года по 31.08.2010 года.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области назначить Хадырову Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с 19 мая 2009 года.
В остальной части иска Хадырова Ю. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.
Судья А.С. Лопаткина