о признании отказа в приеме на работу незаконным, компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2011 года город Москва

Басманный районный суд города Москвы

в составе председательствующего судьи Борисовой К.П.,

при секретаре Карповой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-496/11 по иску Драгана И.Н. к Федеральной службе России по контролю за оборотом наркотиков о признании отказа в приеме на работу незаконным, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Драган И.Н. обратился в суд с иском к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о признании отказа в приеме на работу незаконным и необоснованным возложении обязанности заключить контракт о прохождении службы с внесением записи в трудовую книжку, компенсации материального вреда в сумме неполученного заработка за период с отказа в заключении контракта о прохождении службы до приема на работу по решению суда, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, возложении обязанности ознакомить со сведениями, полученными в ходе проверочных мероприятий, запрещении распространять сведения характеризующие истца с отрицательной и негативной стороны.

В ходе рассмотрения гражданского дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования изменил, просил признать отказ в принятии на работу незаконным, взыскать компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Иск мотивировал тем, что в июле 2009 года обратился с письмом в адрес руководства Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков с просьбой рассмотреть вопрос о повторном трудоустройстве и продолжении работы в органах Госнаркоконтроля РФ, ответом от 29.07.2009 заместителя начальника УК 8 Департамента ФСКН России ФИО1 ему предложено для решения вопроса поступления на службу обратиться в установленном прядке в Управление кадров Департамента кадрового обеспечения ФСКН РФ, что им и было сделано. После беседы с сотрудником кадрового подразделения, в которой истец указал должности, которые он с учетом опыта работы мог бы занимать, и получения разъяснения о длительной процедуре трудоустройства он представил копии документов, необходимых для поступления на работу. Истцу было выдано направление на медицинское освидетельствование в ЦВВК медицинского управления Департамента тылового обеспечения ФСКН РФ. В марте 2010 года истец решением ЦВВК медицинского управления Департамента тылового обеспечения ФСКН РФ был признан годным к прохождению службы. Поскольку к марту 2010 года в отношении истца были проведены все мероприятия, предусмотренные п.п. 19-23 Инструкции по организации работы по подбору и установлению испытания для граждан при приеме на службу в органы ФСКН он рассчитывал, что в апреле 2010 года будет трудоустроен. Письмом от 21.07.2010 за подписью заместителя начальника управления кадров ФИО2 Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков истцу отказано в приеме на службу в органы наркоконтроля по основаниям, предусмотренным п.п. 12, 18 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с несоответствием личных и деловых качеств, требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу. Истец не согласен с выводами о несоответствие его личных и деловых качеств, требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органы наркоконтроля, считая их необоснованными, субъективно-формальными. Причинение морального вреда истец мотивирует тем, что вследствие незаконного отказа в приеме на работу он испытывает моральные страдания, ухудшилось состояние его здоровья.

В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить. Кроме того, указал, что у ответчика отсутствовали основания к отказу ему в приеме на работу, вывод о несоответствии его личных и деловых качеств сделан необъективно, поскольку имеет необходимый опыт работы, а также ранее неоднократно имел поощрения по службе.

Представитель ответчика Кашкаров А.А., действующий на основании доверенности № от 29.12.2010 сроком до 31.12.2011 в судебное заседание явился, требования истца не признал, просил отказать в их удовлетворении.

При этом пояснил, что отказ в приеме истца на службу в органы наркоконтроля был основан на п.12 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 №613 в связи с несоответствием личных и деловых качеств истца требованиям, предъявляемым кандидатам на службу.

В ходе проверочных мероприятий в отношении кандидата на службу в органах наркоконтроля изучено и учтено, что в период службы в УФСКН России по г. Москве с 2003 по 2006 годы истец привлекался к дисциплинарной ответственности, незначительный период службы истца непосредственно в органах наркоконтроля (с 2003 по 2005 годы) и длительный период службы в иных правоохранительных органах, специфика деятельности которых не связана со спецификой задач, стоящих пред органами наркоконтроля, количество уволившихся сотрудников из возглавляемой ранее истцом Службы по СЗАО УФСКН России по г. Москве. Указанные обстоятельства в совокупности послужили основанием для отказа истцу в приеме на работу. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности на обращение с указанным спором в суд, просил суд применить последствия пропуска истцом срока исковой давности.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

При разрешении спора установлено, что в июле 2009 года истец обратился в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по вопросу поступления на службу, ответом от 29.07.2009 № заместителя начальника УК 8 Департамента ФСКН России ФИО1 ему предложено для решения вопроса поступления на службу обратиться в установленном прядке в Управление кадров Департамента кадрового обеспечения ФСКН РФ. (л.д.14)

Письмом от 21.07.2010 № за подписью заместителя начальника управления кадров ФИО2 Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков истцу дан ответ об отказе в приеме на службу в органы наркоконтроля по основаниям, предусмотренным п.п. 12, 18 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 №613 ( не соответствие личных и деловых качеств требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу).(л.д.24)

13 сентября 2010 года Драгану И.Н. ответчиком направлено письмо о том, что его обращение по вопросу приема на службу рассмотрено. В данном письме отмечено, что в результате проведенных проверочных мероприятий Департаментом собственной безопасности ФСКН России, на основании требований п.п.12.18 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 г. № 613 принято решение о не приеме Драгана И.Н. на службу. (л.д.34)

Указанные обстоятельства следуют из содержания искового заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными доказательствами.

Статьей 5 ТК РФ определено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе указами Президента Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 05.06.2003 №613 утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю оборота наркотических и психотропных веществ. В Положении определены правовая основа и порядок прохождения гражданами РФ правоохранительной службы в органах по контролю оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с п. 12 Положения на службу в органы наркоконтроля имеют право поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, но не старше 40 лет, владеющие русским языком, способные по своим личным и деловым качествам, имеющемуся профессиональному образованию и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы наркоконтроля.

Возрастные ограничения для приема на службу в органы наркоконтроля в отношении лиц, общая продолжительность службы которых составляет не менее 12 лет и 6 месяцев, устанавливаются с учетом предельного возраста пребывания на службе в органах наркоконтроля, предусмотренного пунктом 147 настоящего Положения.

Пунктом 18 Положения предусмотрено, что гражданин не может проходить службу в органах наркоконтроля, если он не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 12 настоящего Положения.

Приказом ФСКН РФ от 08.10.2009 N 444 Утверждена Инструкции о порядке приема на службу, испытания при приеме на службу, назначения на должности, заключения контрактов о прохождении службы, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее Инструкция).

В соответствии с п.5 Инструкции с целью приема граждан на службу в органы наркоконтроля осуществляются их подбор и изучение.

Подбор и изучение граждан для приема на службу в органы наркоконтроля осуществляется руководящим составом органов наркоконтроля и их структурных подразделений во взаимодействии с Управлением кадров Департамента кадрового обеспечения ФСКН России, подразделениями кадров и воспитательной работы территориальных органов, организаций ФСКН России (далее - кадровые подразделения) в целях своевременного и качественного комплектования кадрами органов наркоконтроля.(п.6)

Изучение граждан для приема на службу в органы наркоконтроля, в том числе граждан из числа сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена правоохранительная служба, и военнослужащих для приема на службу в органы наркоконтроля в порядке перевода, подразделяется на:

а) предварительное изучение, заключающееся в изучении деловых, профессиональных и личных (личностных) качеств граждан, подбираемых на службу в органы наркоконтроля, а также сведений и документов, представленных гражданами для приема на службу в органы наркоконтроля;

б) медицинское освидетельствование граждан с целью определения их годности по состоянию здоровья к службе в органах наркоконтроля;

в) проверка сведений и документов, представленных гражданами, наличие которых может препятствовать приему на службу в органы наркоконтроля (п. 11 Инструкции).

Предварительное изучение граждан, подбираемых на службу в органы наркоконтроля, осуществляется с целью определения их соответствия требованиям, которые предъявляются законодательством Российской Федерации к сотрудникам.

Сотрудник кадрового подразделения обязан разъяснить гражданину необходимость изучения его деловых, профессиональных, личных (личностных) качеств и прохождения медицинского освидетельствования, его права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, предупредить его, что представленные им сведения и документы будут проверены. (п.12 Инструкции).

В соответствии с п.15 Инструкции Соответствующее кадровое подразделение направляет гражданина на военно-врачебную комиссию для определения годности к службе в органах наркоконтроля и проводит проверку сведений и документов, представленных им для приема на службу в органы наркоконтроля (далее - проверка).

Проверка проводится с письменного согласия проверяемого гражданина с целью уточнения представленных им сведений, наличие которых в соответствии с законодательством Российской Федерации препятствует приему на службу в органы наркоконтроля. (п.17)

Проверка осуществляется:

по учетам информационных центров федеральных органов исполнительной власти;

по сведениям органов внутренних дел по месту жительства гражданина;

по сведениям налоговых органов по месту жительства гражданина о его имущественном положении и участии в коммерческих структурах;

по учетам Управления внутренней безопасности Департамента собственной безопасности ФСКН России, подразделения собственной безопасности территориального органа ФСКН России (далее - подразделение собственной безопасности);

по документам воинского учета;

по сведениям ФМС России о гражданстве.

В ходе проведения проверки гражданина кадровым подразделением направляются запросы о проверке представленных гражданином сведений:

в ГИАЦ МВД России и информационные центры (зональные информационные центры) органов внутренних дел по месту рождения и последнему месту жительства о судимости, привлечении в качестве обвиняемого или избрании в отношении его меры пресечения по уголовному делу;

в отделы (управления) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям по месту жительства гражданина, в которых запрашиваются сведения о привлечении его к административной ответственности, а также иные характеризующие его сведения;

в военный комиссариат по месту жительства гражданина призывного возраста;

в иные органы и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В подразделение собственной безопасности кадровым подразделением направляется запрос о наличии сведений, препятствующих приему на службу в органы наркоконтроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно приложению 4.

Подразделение собственной безопасности направляет запросы:

в органы федеральной службы безопасности о наличии сведений, препятствующих приему проверяемого на службу в органы наркоконтроля, а также в отношении военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы в запас, о подтверждении места военной службы;

в подразделения собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена правоохранительная служба, по месту службы (бывшему месту службы) лиц, проходящих правоохранительную службу (уволенных с правоохранительной службы), о наличии сведений, препятствующих приему на службу в органы наркоконтроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика в судебном заседании ссылался на то обстоятельство, что решение об отказе истцу в приеме на работу принято в связи с несоответствием его личных и деловых качеств, предъявляемым к кандидатам на службу, поскольку Драган И.Н. в период службы в УФСКН России по г. Москве с 2003 по 2006 годы привлекался к дисциплинарной ответственности, имеет незначительный период службы непосредственно в органах наркоконтроля (с 2003 по 2005 годы) и длительный период службы в иных правоохранительных службах, специфика деятельности которых не связана со спецификой задач, стоящих пред органами наркоконтроля. Кроме того, были изучены показатели работы, принято во внимание количество уволившихся сотрудников из возглавляемой ранее истцом Службы по СЗАО УФСКН России по г. Москве.

В подтверждение данных доводов представлена копия приказа о наложении дисциплинарного взыскания, справка о периодах работы.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО3 показал, что работает в Департаменте собственной безопасности ФСКН России, проводил проверку в отношении истца как кандидата на службу в ФСКН России в соответствии с поступившим запросом управления кадров, в том числе была запрошена характеризующая его личность информация по последнему месту его службы. Согласно полученным данным Драган И.Н. характеризовался отрицательно. Им плохо осуществлялась работа с подчиненными сотрудниками. Должность старшего оперуполномоченного, на которую претендовал истец подразумевала зональный контроль, для выполнения обязанностей необходимо общение с сотрудниками ФСКН при проведении проверок в региональных подразделениях. Полученная информация была представлена в кадровую службу.

Из показания свидетеля ФИО4 следует, что им рассматривалась жалоба Драгана И.Н. на отказ в приеме на службу. Для подготовки ответа изучались соответствующие материалы проверки, в которых имелись сведения о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, данные об увольнении сотрудников в период руководства ими истца. Кроме того, Драган И.Н. имел небольшой стаж службы в органах наркоконтроля. В этой связи было принято решение об отказе в приеме его на работу.

Таким образом, ответчиком в целях приема истца на службу осуществлялось его изучение для установления его личных и деловых качеств, при этом учтены характеризующие личность и деловые качества истца факты - привлечение в период службы в УФСКН России по г. Москве к дисциплинарной ответственности, непродолжительный период службы в органах ФСКН. О прекращении проверки истец проинформирован письмом от 21.07.2010 № за подписью заместителя начальника управления кадров ФИО2 Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков с указанием причин, препятствующих его приему на службу.

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).

Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Оценив собранные по делу доказательства, суд исходит из того, что отказа в приеме истца на работу, носящего дискриминационный характер, в ходе рассмотрения дела не установлено. Доказательств обратного истцом не представлено.

Основанием к отказу истцу в приеме на работу послужили данные, характеризующие его личные и деловые качества, поэтому суд считает, что такой отказ не может быть признан несоответствующим требованиям закона, поскольку он основан на оценке деловых качеств лица, поступающего на работу.

Как отмечено выше у работодателя не возникает безусловной обязанности заключить трудовой договор с конкретным гражданином, заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

В связи с тем, что суд не установил со стороны ответчика виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца, либо посягающих на принадлежащие истцу другие нематериальные блага требования истца о возмещении морального вреда не обоснованны.

Доводы представителя ответчика о пропуске сроков исковой давности на обращение с указанным спором в суд во внимание не принимаются, поскольку определяющего значения в данном случае не имеют, так как заявленные исковые требования рассмотрены по существу и признаны необоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Драгана И.Н. к Федеральной службе России по контролю за оборотом наркотиков о признании отказа в приеме на работу незаконным, компенсации морального вреда, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья Борисова К.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200