РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2011 года город Москва
Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Лопаткиной А.С., при секретаре Морозовой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1214/11 по заявлению Бичашвили Г.Я. о признании необоснованным решения Федеральной миграционной службы № 640 от 25.01.2011 года об отказе в удовлетворении его жалобы на решение УФМС России по г. Москве от 15.12.2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании Федеральной миграционной службы предоставить статус беженца,
УСТАНОВИЛ:
Бичашвили Г.Я. обратился в суд с заявлением о признании необоснованным решения Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) № 640 от 25.01.2011 года об отказе в удовлетворении его жалобы на решение УФМС России по г. Москве от 15.12.2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании Федеральной миграционной службы предоставить статус беженца, указывая, что к рассмотрению его ходатайства о предоставлении статуса беженца и принятию решения об отказе в удовлетворении жалобы на решение территориального миграционного органа ФМС отнеслась формально. С заявителем не проводилось дополнительных индивидуальных собеседований с оформлением опросных листов. ФМС не учтено, что в случае возвращения заявителя в Грузию он станет жертвой репрессий по политическим мотивам. В июне 2010 года заявитель был арестован под надуманным предлогом, после чего, не найдя против него улик, его отпустили. После того, как ему стал грозить новый арест, он был вынужден покинуть территорию Грузии и, получив российскую визу, прибыть в Российскую Федерацию, поскольку в Москве проживают его друзья, которые могут оказать ему поддержку.
Представители заявителя Бичашвили Г.Я. - Зисман И.Г., Глазков Ю.Н. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Бичашвили Г.Я. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Бичашвили Г.Я., <данные изъяты>, являющихся гражданами Грузии и проживающих в <адрес>. Прежнее постоянное место жительства заявителя в стране исхода: <адрес>.
Как установлено ФМС со слов заявителя, в конце 2010 года Бичашвили Г.Я. покинул Грузию и на пароме прибыл на территорию Украины в <адрес>, затем через <адрес> поездом прибыл на территорию Российской Федерации. У заявителя имелась въездная виза, оформленная в Секции интересов Российской Федерации при Посольстве Швейцарии в Грузии, со сроком действия до 19.09.2010 года.
14.09.2010 года заявитель впервые обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, представив в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина Грузии, выданный 25.04.2005 года Министерством юстиции Грузии, со сроком действия до 25.04.2015 года.
Ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации заявитель обосновал тем, что проблемы в стране гражданской принадлежности у него начались из-за его многолетней политической деятельности. Так, в частности, будучи депутатом Парламента Грузии (с 1995 года по 1999 год) и занимаясь общественной деятельностью, он никогда не скрывал свои пророссийские взгляды и открыто высказывал свою позицию. Сообщил, что является учредителем Центра грузино-российской дружбы, который ведет просветительскую деятельность, направленную на сближение Грузии с Россией. Указал, что является исполнительным секретарем партии «Нейтральная Грузия», а также одним из редакторов газеты «Прокламация». В апреле 2010 года он принимал участие в конгрессе, состоявшемся в Санкт-Петербурге под эгидой Фонда единения русского и грузинского народа, который возглавляет ФИО1
Решением УФМС России по г. Москве от 15.12.2010 года Бичашвили Г.Я. было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец» согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона.
Решением ФМС России № 640 от 25.01.2011 года решение УФМС России по г. Москве от 15.12.2010 года об отказе Бичашвили Г.Я. в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1)в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем.
В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 года № 928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 05.12.2007 года № 452.
Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона.
Должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Бичашвили Г.Я., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.
Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой незаконного преследования по политическим мотивам Бичашвили Г.Я. не приведено.
Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, наличие иных политических убеждений, отличных от тех, которые разделяются правительством, само по себе не является основанием для ходатайства о предоставлении статуса беженца, и проситель должен доказать, что у него имеются достаточные опасения стать жертвой преследований за свои убеждения.
Это предполагает, что проситель является носителем убеждений, неприемлемых для властей, поскольку он критикует их политику и методы. Это также предполагает, что эти взгляды дошли до сведения властей или приписываются ими заявителю (п. 80).
Однако, по информации МИД России, Бичашвили Г.Я. не пользуется известностью в Грузии в качестве общественно-политического деятеля.
В конце 90-х гг. он являлся депутатом парламента Грузии.
Партия «Нейтральная Грузия», к которой принадлежит заявитель, также не имеет какого -либо политического влияния в Грузии.
Партия «Нейтральная Грузия» формально декларирует стремление к внеблоковому статусу страны как способу «воссоединения» Грузии в границах 1989 года. Учредителем, руководителем и идейным вдохновителем партии является ФИО2 Несмотря на якобы «оппозиционную» риторику В. Кварцхелия и его финансовые и организационные связи с ФИО1 «Нейтральная Грузия» не сталкивается в своей деятельности с противодействием со стороны официальных властей, за все время ее существования не отмечено каких-либо репрессивных мер в отношении немногочисленных активистов этой организации.
Кроме того, сама партия не пользуется сколько-нибудь заметным влиянием и поддержкой не только в обществе, но и среди других оппозиционеров.
Тезис о якобы имеющих место «гонениях на членов «Нейтральной Грузии», активно продвигаемый ФИО2 примерно с середины августа с.г., имеет целью всего лишь повысить в России «авторитет» его «партии». Лидер партии пытается представить ее в качестве реальной и конструктивной альтернативы нынешним тбилисским властям, и, как следствие, добиться увеличения ее финансирования со стороны заинтересованных спонсоров.
Данные о численности партии «Нейтральная Грузия» (даже приблизительные) отсутствуют, в парламенте и местных органах власти она не представлена (исх. № 9788/4идсг 30.11.2010 года).
Со слов заявителя известно, что Центр грузино-российской дружбы не является политической организацией, а только занимается просветительской работой (п. 42 анкеты).
В приведенных заявителем Бичашвили Г.Я. обстоятельствах его ареста и заключения под стражу не просматривается политическая подоплека преследования.
Так, Бичашвили Г.Я. сообщил, что в 2003 году он совместно с двумя друзьями купил участок земли в <адрес>, на котором было построено здание для коммерческой деятельности, сдававшееся в аренду. В июне 2010 года его вызвали в прокуратуру <адрес>, где сообщили, что сделка по продаже участка и постройка на нем здания являются незаконными. Его вместе с компаньонами арестовали и поместили в тюрьму. Вскоре после этого задержали его сына и зятя, которым сотрудники прокуратуры предложили перечислись 1,5 млн. лари на неизвестный счет в «грузинском банке», пригрозив также арестом. «Грузинский банк» выделил им указанную сумму под залог земли и здания. После этого, заявителя и его компаньонов выпустили по решению суда, однако решение ему не выдали. В конце августа 2010 года его вызвал следователь прокуратуры, который сообщил, что к заявителю есть вопросы. На следующий день после звонка следователя заявитель уже выехал из Грузии (п. 42 анкеты).
Учитывая вышеизложенное, ФМС России правомерно исходила из того, что опасения заявителя стать жертвой незаконного преследования в Грузии по политическим мотивам обоснованными не являются. Со стороны властей Грузии заявитель не был ограничен в правах, несмотря на принадлежность к партийной организации и общественную деятельность. Арест заявителя правоохранительными органами Грузии не был связан с его общественной либо партийной деятельностью. Фактов, которые свидетельствовали бы о незаконном преследовании по политическим мотивам на территории Грузии со стороны властей, заявителем не сообщено.
Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, преследования следует отличать от наказаний за обычные нарушения закона в соответствии с обычным правом. Лица, спасающиеся от преследования или наказания за такие нарушения, как правило, не являются беженцами. Следует помнить, что беженец - это жертва, или потенциальная жертва несправедливости, а не лицо, спасающееся от правосудия (п. 56).
В силу п. 66 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, для того чтобы считаться беженцем, лицо должно предъявить свидетельство вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований.
Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45).
Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад ( п. 42 Руководства).
Этим требованиям предоставленные заявителем Бичашвили Г.Я. сведения не соответствуют.
Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлено.
Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.
Административный регламент ФМС по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах, утвержденный приказом ФМС РФ от 05.12.2007 года № 452, соблюден. В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О беженцах» установлено, что решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве.
Представители Бичашвили Г.Я. - Зисман И.Г., Глазков Ю.Н. указывают на то, что органом миграционной службы не было проведено дополнительное индивидуальное собеседование с заявителем, однако не поясняют, какие сведения, могущие повлиять на существо решения по вопросу предоставления статуса беженца, не были учтены ФМС. В этой связи и учитывая, что проведение дополнительных собеседований допускается в целях уточнения сообщенных лицом фактов, подобные ссылки представителей Бичашвили Г.Я. не имеют не только правового, но и разумного обоснования.
Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС № 640 от 25.01.2011 года по жалобе Бичашвили Г.Я. на решение Управления ФМС России по г. Москве от 15.12.2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28.07.1951 года «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев от 31.01.1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано.
Таким образом, Бичашвили Г.Я. было обоснованно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона.
При таких данных, в удовлетворении требований Бичашвили Г.Я. о признании необоснованным решения Федеральной миграционной службы № 640 от 25.01.2011 года об отказе в удовлетворении его жалобы на решение УФМС России по г. Москве от 15.12.2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании Федеральной миграционной службы предоставить статус беженца должно быть отказано в связи с их необоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Бичашвили Г.Я. о признании необоснованным решения Федеральной миграционной службы № 640 от 25.01.2011 года об отказе в удовлетворении его жалобы на решение УФМС России по г. Москве от 15.12.2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании Федеральной миграционной службы предоставить статус беженца - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) дней.
Судья А.С. Лопаткина