РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2011 года город Москва
Басманный районный суд города Москвы в составе
председательствующего судьи Курносовой О.А.,
при секретаре Хорчевой А.В.
с участием помощника Московского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Кишкурно Е.В., представителя ответчика Корнилова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-708/11 по иску Московского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Плутон» об обязании разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства и потребления, а также лимитов на их размещение,
УСТАНОВИЛ:
Московский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Плутон» об обязании разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства и потребления, а также лимитов на их размещение, указывая, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена проверка по информации, поступившей из Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО, исполнение законодательства об отходах производства и потребления в ОАО «Плутон», расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что основным видом деятельности, согласно Уставу ОАО «Плутон», является производство полувакуумных приборов. В состав опытно-экспериментального производства ОАО «Плутон» входит цех механической обработки, в котором осуществляются опытные разработки с использованием процессов химической обработки пластин, монтажа, сборки узлов, осуществляется механическая обработка материалов, а также осуществляется обработка металла, прессование материалов; гальванический цех, цех деревообработки и др. В результате своей деятельности ОАО «Плутон» оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством размещения образовавшихся отходов. Также проверка, проведенная прокуратурой 02.12.2010, показала, что вопреки закону в ОАО «Плутон» отсутствует действующий проект норматива образования отходов производства и лимит на их размещение. Предприятием представлен лимит на размещение отходов со сроком действия до 10.10.2010г. Неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды в части разработки и утверждения норматива образования отходов производства и потребления и лимита на их размещение может привести к негативным изменениям качества окружающей среды, в том числе к ее загрязнению. В результате чего, деятельность ОАО «Плутон» противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
Помощник Московского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в судебное заседание явилась, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Плутон» в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что с 10.03.2011г. ответчик занимается оформлением документов, в настоящее время документы находятся в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО г. Москвы.
Представитель третьего лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере по надзору в сфере природопользования по ЦФО в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьего лица, извещенного о месте и времени надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются в числе прочих нормативов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов.
Обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов в части разработки проектов нормативов образования отходов производства и потребления возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Соблюдение экологических прав граждан, исходя из содержания закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принципов, обеспечивается, в том числе разработкой и утверждением норматива образования отходов производства и потребления и лимита на их размещение. Данная документация, устанавливая количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, а также предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на определенной территории, предотвращает вредное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье человека.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 г. №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» предусмотрено, что полномочия по утверждению нормативов образования отходов и лимиты на их размещение возложена на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусматриваются способы защиты гражданских прав, к которым в том числе, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иные способы предусмотренные законом.
При таких обстоятельствах иск Московского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно выписке из реестра, выданной Московским межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.10.2007 года ОАО «Плутон» поставлено на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, к видам негативного воздействия, оказываемого данным объектом на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления, а также выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д. 59-60).
Как усматривается из материалов дела, согласно уставу ОАО «Плутон», утвержденного 15 мая 2009 года, основным видом деятельности является производство полувакуумных приборов (л.д. 11-58).
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что ОАО «Плутон» в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО г. Москвы были представлены заявления об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 64, 70, 74).
Как следует из ответа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦАО г. Москвы от 30.12.2010 №17-44-1/9259, Генеральному директору ОАО «Плутон» отказано в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с тем, что заявление не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (л.д. 67-68).
Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доказательства, представленные истцом.
Поскольку на ОАО «Плутон» как на объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду возложены обязательства по соблюдению требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов в части разработки проектов нормативов образования отходов производства и потребления, то суд считает необходимым удовлетворить требование истца об обязании ОАО «Плутон» разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства и потребления, а также лимитов на их размещение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ОАО «Плутон» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства и потребления, а также лимитов на их размещение.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Басманный районный суд города Москвы в течение 10 дней.
Судья О.А. Курносова