взыскание денежных средств



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2011 года

город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе

председательствующего судьи Демидович Г.А.,

при секретаре Карповой В.С.

с участием представителя ответчика ЗАО «Финам» - Плешакова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-318/11 по иску Борисовой М.Л. к ЗАО «ФИНАМ» о признании права собственности на дивиденды в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Истец Борисова М.Л. обратилась в суд с иском к ЗАО «Инвестиционная компания «ФИНАМ» о взыскании дивидендов в размере 23 709 руб. В обоснование заявленного требования указала, что является наследником по закону к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ матери ФИО3, после смерти которой осталось наследство в виде акций ОАО Акционерного коммерческого Сберегательного банка России и причитающихся по ним дивидендов. 25.04.2008 г. истцу было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на обыкновенные именные и привилегированные именные акции ОАО Акционерного коммерческого Сберегательного банка России и 29.12.2008 г. истцу было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на причитающиеся по данным акциям дивиденды, начисленные до момента смерти наследодателя.

Согласно справке ЗАО «Инвестиционная компания «ФИНАМ» № от 14.11.2008 г. следует, что по вышеуказанным акциям также полагаются дивиденды в размере <данные изъяты> руб., которые были начислены 31.07.2008 г., то есть после смерти наследодателя ФИО3 Истец лишена возможности распорядится указанными денежными средствами, поскольку нотариус отказывается выдавать дополнительное свидетельство о праве на наследство в виде дивидендов начисленных 31.07.2008 г, а ответчик ЗАО «Инвестиционная компания «ФИНАМ» не выплачивает указанную сумму, мотивирую свой отказ отсутствием документов подтверждающих право собственности истца на дивиденды.

В последствии истец уточнила исковые требования, просила признать право собственности на дивиденды в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., учитываемые в ЗАО «ФИНАМ» на клиентском счете №, открытом ЗАО «ФИНАМ» на имя ФИО3, на основании договора № от 15.05.2003г. о брокерском обслуживании.

Истец Борисова М.Л. надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика ЗАО «ФИНАМ» - Плешаков А.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Представитель третьего лица ОАО Акционерного коммерческого Сберегательного банка России в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку они о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истец ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, а представитель 3-го лица ОАО АК Сбербанк России, будучи извещенный надлежащим образом о дне и месте судебного разбирательства ходатайств об отложении дела перед судом не заявлял.

Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Борисовой М.Л. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с требованиями ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

В силу ч. 2 ст. 11 62 ГК РФ в случае выявления после выдачи свидетельства о праве на наследство наследственного имущества, на которое такое свидетельство не было выдано, выдается дополнительное свидетельство о праве на наследство.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ родилась Борисова М.Л., отцом которой является ФИО2; матерью ФИО3 (л.д. 45).

ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3, о чем в отделе ЗАГС по <адрес> произведена запись акта о смерти № (л.д. 43).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ЗАО «<данные изъяты>» заключен договор № о брокерском обслуживании.

ФИО3 принадлежало <данные изъяты> обыкновенных и <данные изъяты> привилегированных акций Акционерного коммерческого Сберегательного банка России (л.д. 74).

20 декабря 2007 года к нотариусу <адрес> и <адрес> о принятии наследства к имуществу ФИО3 обратилась дочь Борисова М.Л. (л.д. 42). Наследник ФИО2 отказался от причитающийся ему доли наследства ФИО3 в пользу дочери наследодателя Борисовой М.Л., о чем подал нотариусу заявление (л.д. 41).

25 апреля 2008 года истцу было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на обыкновенные именные акции Акционерного коммерческого Сберегательного банка России в количестве <данные изъяты> штук, а также на привилегированные именные акции Акционерного коммерческого Сберегательного банка России в количестве <данные изъяты> штук (л.д. 101).

14 ноября 2008 года истец обратилась к нотариусу <адрес> и <адрес> с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на дивиденды, причитающиеся по акциям ОАО Акционерный коммерческий банк Сберегательный банк России (л.д. 109).

29 декабря 2008 года Борисовой М.Л. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на дивиденды, начисленные на обыкновенные и привилегированные именные акции Акционерного коммерческого Сберегательного банка России, начисленные до 30 июля 2007 года (л.д. 73).

20 апреля 2009 года нотариусом <адрес> и <адрес> ФИО6 вынесено постановление об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на дивиденды, начисленные 31 июля 2008 года, поскольку данные дивиденды не входят в состав наследственного имущества, так как начислены после смерти наследодателя и после выдачи свидетельства о праве на наследство (л.д. 114).

Из справки, представленной ЗАО «Инвестиционная компания ФИНАМ» следует, что на именные ценные бумаги, принадлежащие ФИО3, учитываемые в депозитарии ЗАО «ФИНАМ» на счете депо № начислялись дивиденды 31.07.2008г. на привилегированные акции в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., на обыкновенные акции в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп. (л.д. 111).

Из представленного в судебном заседании отчета о состоянии обязательств по клиентскому счету № ФИО3 следует, что на счете задепонирована сумма дивидендов в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.

В силу ст. 28 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О рынке ценных бумаг" права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях.

Согласно абз. 4 ст. 29 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О рынке ценных бумаг" право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, - с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя.

Поскольку наследодатель ФИО3 на день открытия наследства и на даты составления списков лиц, имеющих право на получение дивидендов, являлась собственником акций, так как была внесена в реестр в качестве держателя ценных бумаг, поскольку запись о переходе к истцу права на ценные бумаги не вносилась, то на имя наследодателя и были начислены дивиденды, так как именно наследодатель имела право на получение части прибыли, полученной ОАО Акционерный коммерческий банк Сберегательный банк России.

Поскольку истец как единственная наследница по закону первой очереди к имуществу умершей матери ФИО3, приняла часть наследства, так как в установленный законом шестимесячный срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, получила свидетельства о праве на наследство по закону на недвижимое имущество, акции, дивиденды, то суд приходит к выводу о том, что Борисова М.Л. приняла все наследство, а следовательно за ней подлежит признанию право собственности на дивиденды в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., учитываемые в ЗАО «ФИНАМ» на клиентском счете №, открытом ЗАО «ФИНАМ» на имя ФИО3, независимо от того когда были начислены данные дивиденды.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право собственности Борисовой М.Л. на дивиденды в размере 24 604 рублей 49 коп., учитываемые в ЗАО «ФИНАМ» на клиентском счете №, открытом ЗАО «ФИНАМ» на имя ФИО3, на основании договора № от 15.05.2003г. о брокерском обслуживании, в порядке наследования по закону к имуществу ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья

Г.А. Демидович