Дело № 2-2008 /11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 1 июня 2011 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Карповой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску к ОАО «Скандинавский Дом» о взыскании задолженности по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособия по беременности и родам и денежной компенсации за задержку выплаты пособия, УСТАНОВИЛ: Алешина Е.Г. обратилась в суд с иском к ОАО «Скандинавский Дом» о взыскании задолженности по выплате пособия по беременности и родам, за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, денежной компенсации за задержку выплаты пособия в размере <данные изъяты> рублей, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за периоды с апреля 2008 года по июль 2009 года в размере <данные изъяты> рублей, с января 2010 года по май 2011 года в размере <данные изъяты> рублей, денежной компенсации за задержку выплаты пособия в размере <данные изъяты> рублей. Иск мотивирован тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по беременности и родам, предоставляемом согласно ст. 7 Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». За периоды с 2007 по 2008 и с 2009 по 2010 годы работодателем ей было выплачено пособие по беременности и родам с учетом ограничения размера пособия, установленного ч. 1.1 ст. 13 ФЗ от 19 декабря 2006 года «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», но не более 16125 рублей и 25390 рублей в месяц за указанные периоды соответственно. Полный размер её пособия по беременности и родам без ограничения должен составлять за указанные периоды 249 920,61 рублей и 206 540,8 рублей соответственно, однако ей выплатили <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно. Кроме того, ей также были выплачены с учетом ограничения пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за периоды с апреля 2008 года по июль 2009 года и с января 2010 года по май 2011 года. Полный размер её пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет без ограничения должен составлять за указанные периоды 394 178,22 рублей и 411 434,08 рублей соответственно, однако ей выплатили <данные изъяты> рубля и <данные изъяты> рубля соответственно. Данные суммы были получены работодателем с применением максимального размера ограничения, установленного в ст. 15 ФЗ от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» к 40 процентам среднего заработка за последние 12 календарных месяцев. Постановлением Конституционного Суда от 22 марта 2007 года № 4-П норма о максимальном размере пособия по беременности и родам, действующая в редакции ФЗ в ред. ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2007 год» (ч.1 ст. 13), которой ранее было установлено ограничение размера пособия не более 16 125 рублей, признана не соответствующей Конституции РФ. Федеральным законом от 23 ноября 2007 года № 266-ФЗ в ст. 13 вышеуказанного закона были внесены изменения, согласно которым из ч.1 ст. 13 был исключен размер ограничения пособия по беременности и родам и ст. 13 дополнена ч.1.1, которой установлен новый максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не более 16 125 рублей. Считает, что законодатель нарушил ФКЗ «О конституционном суде РФ», то есть преодолел юридическую силу Постановления Конституционного Суда РФ о признании норм устанавливающих ограничение размера пособия по беременности и родам неконституционными, принятием этого же акта. Таким образом, считает, что при рассмотрении данного дела судом не должны применяться нормы ч. 1.1 ст. 13 ФЗ от 13 декабря 2006 года «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», установившие ограничение пособия по беременности и родам. Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ОАО «Скандинавский Дом» по доверенности Свидовская И.Н. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что в соответствии с Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 г., глава «Право на государственные пособия гражданам, имеющим детей, и их размеры», ст. 15: ежемесячное пособие по уходу за ребенком предусмотрено в размере не менее 40% от прежнего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той, которую будет получать ранее не работавшая женщина, т.е. 1 500 руб. Максимальный базовый размер пособия не может превышать 6 000 рублей за полный календарный месяц. Согласно норме ст. 5.1 вышеуказанного закона, порядок исчисления среднего заработка при назначении пособия устанавливается Правительством РФ. Соответственно при назначении пособия подлежит применению порядок определения среднего заработка (дохода), который предусмотрен ст. 14 Закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам граждан по обязательному соцстрахованию и постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию». Как указывается в вышеназванных документах, для определения размера пособия по уходу за ребенком, рассчитываемого в календарных днях, необходимо определить среднемесячный заработок путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число календарных дней. Из полученного среднего за календарный месяц определяется сумма (40%), которая составит размер пособия. При этом в случае, если размер получившегося пособия превышает максимальный размер данного пособия, установленный законодательно, то применительно к ч.6 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и в соответствии со ст. 15 ФЗ № 81 -ФЗ указанное пособие выплачивается в максимальном размере - 6000 рублей. Максимальный размер пособия в период с 01 января 2008 года по 30 июня 2008 года был проиндексирован в размере 1,085. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 870 с 1 января 2007 г. исчисление среднего заработка (дохода) при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам осуществляется в порядке, установленном ФЗ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ. Статей 11 этого закона установлено, что размер пособия по беременности и родам составляет 100% среднего заработка женщины. Порядок исчисления среднего заработка регламентирован ст. 139 ТК РФ. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный Федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 г. № 234-ФЗ, максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц в 2007 - 2008 г.г. не мог превышать 23 400 руб. Несмотря на значительное увеличение предельного размера указанного пособия, законодательство сохраняет норму о недопустимости превышения максимального размера пособия. Истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пособие выплачивалось в размере <данные изъяты> руб. с учетом индексации, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере <данные изъяты> руб. Ответчик не мог выплатить истцу в качестве пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет иную сумму, чем та, которая определена законодательно, а именно в размере 40 % среднего заработка ежемесячно истца без установленных ограничений. А также, осуществляя выплаты из средств Фонда социального страхования, который ежегодно лимитирует размер пособия, выплачивать его в большем размере не имеет возможности. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям. Судом установлено, что приказом генерального директора ФИО6 № от 13 сентября 2005 года Алешина Е.Г. была назначена на должность <данные изъяты> ОАО «Скандинавский Дом». ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у истца родились дети ФИО2 и ФИО3. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Алешиной Е.Г. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно справке ОАО «Скандинавский Дом» от ДД.ММ.ГГГГ Алешина Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам. Согласно листку нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ Алешиной Е.Г. был предоставлен отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из представленных расчетных ведомостей Алешиной Е.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выплачено пособие по беременности и родам в размере <данные изъяты> рубля и <данные изъяты> рублей соответственно. Кроме того, Алешиной Е.Г. было выплачено пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за периоды с апреля 2008 года по июль 2009 года и с января 2010 года по май 2011 года в размере <данные изъяты> рубля и <данные изъяты> рубля соответственно. Истец в судебном заседании указала, что ответчиком в полном объеме начислены и выплачены пособия по беременности и родам, а также по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет, с учетом установленных ограничений по размеру их выплаты. Однако установление таких ограничений незаконно. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П по делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" норма о максимальном размере пособия по беременности и родам, первоначально установленная частью первой статьи 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и в настоящее время действующая в редакции Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" (часть 1 статьи 13), признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данной нормой несоизмеримо ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в нем предельную сумму. В Постановлении отмечено, что самим по себе установлением максимального размера пособия по беременности и родам конституционные права граждан не нарушаются, но требуется урегулирование вопроса в части обеспечения пропорциональности между платежами в Фонд социального страхования Российской Федерации и страховым обеспечением граждан. Установлено, что норма, введенная частью первой статьи 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и статьей 13 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления, то есть с 22 сентября 2007 года. В связи с этим Федеральному Собранию надлежит в течение шестимесячного срока внести в действующее законодательство изменения, вытекающие из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Федеральным законом от 23.11.2007 N 266-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" были внесены изменения в ст. 13 и установлено, что максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 руб. Изменения, внесенные в ст. 13 Федерального закона, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.09.2007г. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ (ред. от 23.11.2007) "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 рублей. До принятия указанного Закона максимальный размер пособия по беременности и родам не мог превышать 16 125 рублей. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 рублей. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать в 2009 году 25 390 рублей. Согласно ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. В соответствии со ст. 11, Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 09.02.2009) "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. 2. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы. Согласно ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядкелистка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. В соответствии со ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Согласно ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона; 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов. Позже было установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона; 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона; 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов. В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 г. N 308-ФЗ максимальный размер пособия с 1 января 2010 г. составляет 13 833 руб. 33 коп. Таким образом, из представленных материалов следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алешина Е.Г. находилась в отпуске по беременности и родам и получила за этот период соответствующие пособия в суммах <данные изъяты> рубля и <данные изъяты> рублей соответственно, исчисленной работодателем исходя из установленного частью 1.1 статьи 13 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" максимального размера пособия, что составило с учетом ежегодной корректировки на 2008 год 23 400 рублей и 2009-2010 год <данные изъяты> рублей в месяц за указанные периоды соответственно. Алешиной Е.Г. также было выплачено пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с учетом ограничения и ежегодной корректировки с апреля 2008 года по июль 2009 года в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей в соответствующие месяцы и с января 2010 года по май 2011 года в размере <данные изъяты> рублей в месяц, установленного ст. 15 вышеуказанного закона за соответствующие периоды. С учетом вышеизложенного, суд находит произведенные работодателем выплаты размеров пособий Алешиной Е.Г. обоснованными и соответствующими требованиям законодательства. Положения нормативно-правовых актов, на основании которых Алешиной Е.Г. произведены соответствующие социальные выплаты направлены на осуществление государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, гарантируемой ч.2 ст. 7 и ст. 38 Конституции Российской Федерации, и у суда не имеется оснований полагать, что они могут рассматриваться как нарушающие права заявительницы. Кроме того, доводы, приведенные Алешиной Е.Г. в обоснование своей позиции, свидетельствуют о ее несогласии с тем, что федеральный законодатель, реализуя указание Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости внесения в правовое регулирование изменений, вытекающих из Постановления от 22 марта 2007 года N 4-П, дополнил статью 13 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" частью 1.1, которая по-прежнему предусматривает ограничение максимального размера пособия по беременности и родам за полный календарный месяц для женщин, чей средний заработок превышает установленную в ней сумму (<данные изъяты> рублей). Между тем в силу правовых позиций, изложенных в данном Постановлении, само по себе сохранение предельного размера пособия по беременности и родам не может рассматриваться как ограничение конституционных прав заявительницы, не согласующееся с предписаниями Конституции Российской Федерации. Проверка же целесообразности установления конкретной максимальной суммы пособия фактически означала бы оценку экономической обоснованности осуществленного федеральным законодателем правового регулирования, что не относится к компетенции суда общей юрисдикции, как она определена в 126 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в настоящий момент приведенные выше правовые нормы в соответствии с которыми истцу производились начисления пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет не отменены, следовательно, нарушений законодательства со стороны ответчика не имеется, расчеты были произведены с применением максимального размера пособия по беременности и родам и размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Каких-либо иных доводов в обоснование требований об осуществлении перерасчета размера пособия по беременности и родам в указанные периоды, основанных на законе, истцом не представлено. Поскольку судом нарушений в действиях ответчика по начислению и выплате истцу пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет не установлено, а требования о взыскании компенсации за задержку выплат таких пособий являются производными от основных требований, то исковые требования в этой части также не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска к ОАО «Скандинавский Дом» о взыскании задолженности по выплате пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособия по беременности и родам и денежной компенсации за задержку выплаты пособия, отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы. Судья: К.П. Борисова