РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Москва 20 апреля 2011 года Басманный районный суд в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Карповой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-746/11 по иску Межрегиональной общественной организации потребителей «Открытое объединение потребителей»в защиту неопределенного круга потребителей к Обществу с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» о признании противоправными и прекращении действий, заключающихся в использовании шрифта, для предоставления информации на этикетке сильногазированного безалкогольного напитка «Кока-Кола» несоответствующего требованиям закона, обязании довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда, взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ: МООП «Открытое объединение потребителей» обратилось в суд в защиту неопределенного круга потребителей с иском к ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» о признании противоправными и прекращении действий, заключающихся в использовании шрифта, размер высоты строчных букв которого, составляет менее 1,5 мм для предоставления информации на этикетке сильногазированного безалкогольного напитка «Кока-Кола»,не соответствующего требованиям закона, обязании прекратить реализацию напитка потребителям, внести изменения в этикетку напитка, обеспечить удобочитаемость информации, обязании довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указало, что истцом на основании ст. 45 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 4.1.9. Устава МООП «Открытое объединение потребителей» проведена проверка информации о товаре, размещенной изготовителем на этикетке сильногазированного безалкогольного напита «Кока-Кола» на соответствие Закону РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», ФЗ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», Государственному стандарту РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 «Потребительские товары. Инструкция по применению. Общие требования». В результате проведенного исследования был выявлен ряд нарушений действующего законодательства, что подтверждается письмом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» от 09 июля 2010 года № 5-21. В соответствии с положениями статей 8 и 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, и соответствующую требованиям к ее содержанию и способам предоставления, установленным законом и (или) иным правовым актам. Информация о товаре, предоставление которой является обязательной для изготовителя в силу соответствующих положений п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя при заключении договора купли-продажи. В соответствии со ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Согласно п. 3.4. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51074-2003 информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта. Согласно п. 3.7.1. вышеуказанного стандарта РФ ГОСТ Р 51074-2003 информацию располагают непосредственно на каждой единице потребительской тары в удобном для прочтения месте. В соответствии с п. 3.8.1. информация должна быть четкой и легко читаемой. Согласно п. 7.2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 удобочитаемость: тип и размер шрифта для представления информации на изделии, для печатного материала должен быть, по возможности, четким и крупным в целях обеспечения удобочитаемости. Высота строчных букв должна составлять 1,5 мм и более. На этикетке сильногазированного безалкогольного напитка «Кока-Кола» информация для потребителя представлена мелким шрифтом (размер высоты строчных букв в части указания пищевой ценности составляет 0,9 мм; размер высоты строчных букв в части указания контактной информации составляет 0,8 мм; размер высоты строчных букв в остальной части этикетки составляет 0,7 мм), что не отвечает требованиям удобочитаемости. Кроме того, Постановлением Главного государственного санитарного врача от 10 апреля 2003 года № 39 утверждены Санитарные правила и нормативы СанПиН 1.2.1253-03, которые устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий, с целью обеспечения удобочитаемости. Согласно вышеназванному СанПиН 1.2.1253-03 шрифтовое оформление небольших объемов текста (не более 1500 знаков) для единовременного прочтения, что обуславливает эпизодический процесс чтения и незначительную зрительную нагрузку, должно быть выполнено с использованием шрифта - кегль (размер) не менее 6 пунктов, что составляет не менее 1,5 мм. Таким образом, ответчик, осуществляя производство вышеназванной продукции, нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей, в связи с чем, истец просит признать противоправными действия ответчика, заключающиеся в использовании шрифта для представления информации на этикетке сильногазированного безалкогольного напитка «Кока-Кола» (объем 0,5 л), не соответствующего требованиям Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей, ФЗ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», Государственному стандарту РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 «Потребительские товары. Инструкция по применению. Общие требования»; обязать ответчика прекратить реализацию сильногазированного безалкогольного напитка «Кока-Кола», объемом 0,5 л, потребителям; обеспечить удобочитаемость информации, а именно: использовать шрифт, размер высоты строчных букв которого составляет не менее 1,5 мм; обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда через печатное издание «<данные изъяты>», размер публикации 1/16. взыскать с ответчика судебные расходы в размере <данные изъяты> руб. В ходе рассмотрения дела представитель истца МООП «Открытое объединение потребителей» Костикова И.В. изменила предмет иска, просила признать противоправными и прекратить действия ответчика, заключающиеся в использовании шрифта, размер высоты строчных букв которого, составляет менее 1,5 мм, для предоставления информации на этикетке сильногазированного безалкогольного напитка «Кока-Кола», объемом 0,5 л.; обязать ответчика использовать шрифт, размер высоты строчных букв которого, составляет не менее 1,5 мм, для предоставления информации на этикетке сильногазированного безалкогольного напитка «Кока-Кола»; взыскать с ответчика судебные расходы в размере 100 000 руб.; обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решения суда. Представитель истца МООП «Открытое объединение потребителей» по доверенности Костикова И.В. в судебное заседание явилась, поддержала измененные исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» по доверенности Рыжкова М.М. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по мотивам изложенным в возражениях на иск, ссылаясь на то, что ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 «Потребительские товары. Инструкции по применению» устанавливает принципы и предлагает рекомендации по подготовке и изложению инструкций по применению потребительских товаров. Пищевые продукты не относятся к потребительским товарам и требования к маркировке пищевых продуктов устанавливается в ГОСТ Р 51074 «Продукты пищевые. Информация для потребителей», в котором не установлены требования к размеру шрифтов используемых для нанесения на этикетку продукции. Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Судом установлено, что ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» является производителем сильногазированного безалкогольного напитка «Coca- Cola» (объем 0,5 л.) Информация о товаре доводится до потребителя путем размещения ее на этикете сильногазированного безалкогольного напитка «Coca- Cola» (объем 0,5 л.), выполненные шрифтом менее 1,5 мм, что не оспаривалось ответчиком. Информация нанесена печатным шрифтом черного цвета. В соответствии с сертификатом соответствия № POCC RU.АЯ46.Н55777; декларацией о соответствии «Ростест-Москва»; представленными при рассмотрении дела представителем ответчика, сильногазированный безалкогольный напиток «Кока-Кола» соответствует требованиям нормативных документов, а именно гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.21978-01, приложениям 1, индексам 1.8.5., 1.8.5.2. ГОСТ 28188-89, п.п. 1.2.11, 1.2.13. ГОСТ Р 510074-2003, разделам 3, 4, п. 4.18.1. Кроме того, письмо ЗАО «Ростест» установлено, что этикетки безалкогольного сильногазированного напитка «Кока-Кола» на стеклянной бутылке объемом 0,25 л; бутылке ПЭТФ объемом 0,5 л и 2 л; металлической банки объемом 0,237 л. и 0,33 л соответствуют требованиям ГОСТ Р 510074-2003, в том числе требованиям Раздела 3 «Общие требования и содержание информации для потребителя». Истцом не оспаривалось при рассмотрении дела, что вся необходимая информация предоставлена потребителям при продаже указанного товара, ссылаясь на то, что форма доведения информации до потребителя не обеспечивает возможность правильного выбора товара, ознакомления с его свойствами и качеством, размер шрифта представленной информации о товаре препятствует легкому и быстрому восприятию информации. Письмом Главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» о соответствии параметров шрифтового оформления этикетки бутылки из-под сильногазированного безалкогольного напитка «Coca- Cola» (объем 0,5 л.) требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 сообщено, что размер высоты строчных букв на этикетке в части указания пищевой ценности составляет 0,9мм, размер высоты строчных букв на этикетке в части указания контактной информации составляет 0,8 мм, размер высоты строчных букв в остальной части этикетки составляет 0,7 мм, что не соответствует значениям, указанных в ГОСТе (не менее 1,5мм). 15 июля 2010 года истцом направлено ответчику требование устранить выявленные нарушения Государственного стандарта РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 «Потребительские товары. Инструкции по применению», а именно несоответствии параметров шрифтового оформления этикетки, высота строчных букв которого должна составлять не менее 1,5 мм. В декабре 2010 года Всероссийским центром изучения общественного мнения проведено исследование с целью определения степени четкости и легкочитаемости информации на этикетке пластиковой бутылки сильногазированного безалкогольного напитка « Кока-Кола», объемом 0,5 л. Изготовитель: ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в форме интервью с демонстрацией респондентам бутылки данного напитка, регулярно приобретающим сладкие газированные напитки, по результатам которого установлено, что дополнительная информация (в частности информация о составе), на этикетке напитка респондентами воспринимается довольно сложно, а именно для 40% респондентов дополнительная информация на этикетке читается в той или иной степени сложно. Отмечено, что прослеживается тенденция по ухудшению восприятия информации у лиц старшего возраста и респондентов с низким уровнем зрения: чем старше респондент, тем сложнее ему находить необходимую информацию. Та же зависимость прослеживается и с возрастом. Также проведено исследование ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт полиграфии», согласно которому установлено, что основными дефектами полиграфического исполнения рассматриваемых образцов являются нарушение сплошности, неудовлетворительная адгезия красочного слоя к запечатываемому материалу и низкая прочность красочного слоя к истиранию. При оценке текстовой информации на этикетке установлено, что нанесенная информация является неудобочитаемой по основным показателям качества. Данные обстоятельства подтверждены допрошенной в качестве свидетеля ФИО1, проводившей указанное исследование. Вместе с тем свидетелем отмечено, что на удобочитаемость и легкость восприятия информации влияют несколько параметров изображения, такие как величина оптической плотности отражения фона на этикетках, высота строчных букв, кегль шрифта, его контраст, интрелиньяж. Все это в целом влияет на удобочитаемость представленной на этикетках текстовой информации. При этом в случае изменения одного из параметров повысится удобочитаемость текстовой информации. Например, в случае изменения цветового нанесения текста на этикетку. Согласно ответу руководителя офтальмологического отделения ГУ Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского на обращение представителя ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» для людей с нормальным зрением (90-100%) информация, нанесенная на этикетку напитка безалкогольного сильногазированного «Кока-Кола» объемом 0,5 л является легко читаемой. Для людей с нарушением зрения для прочтения информации рекомендуется использовать средства коррекции зрения (например, очки или контактные линзы). В соответствии со ст. ст.8, 10 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации. Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд приходит к выводу о том, что ответчиком при производстве и реализации сильногазированного безалкогольного напитка «Coca- Cola» (объем 0,5 л.) нарушений положений указанной нормы закона не допущено. Вся необходимая и достоверная информацию о товаре, обеспечивающая возможность его правильного выбора представлена изготовителем путем размещения ее на этикетке. Доказательств невозможности потребителю ознакомиться и правильно воспринять информацию представленную на этикетке сильногазированного безалкогольного напитка « Кока-Кола», объемом 0,5 л. либо невозможности ее прочтения не представлено. При разрешении спора не установлено, что форма доведения информации до потребителя не обеспечивает возможность правильного выбора товара, ознакомления с его свойствами и качеством, а также, что размер шрифта представленной текстовой информации о товаре препятствует ее легкому и быстрому восприятию, ухудшает удобочитаемость информации, либо существенно затрудняет возможность ее прочтения и ознакомления с приобретаемым товаром. Не представлено истцом и доказательств возможности размещения всего объема необходимой информации на этикетке бутылки объемом 0,5 л. с использованием шрифта требуемого истцом. Факт нарушения ответчиком прав потребителей на получение полной и исчерпывающей информации о продаваемом товаре, не подтвержден. Согласно ст. 2 ФЗ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Суд отмечает, что доводы представителя истца о необходимости применения санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.1253-03 к оформлению этикетки безалкогольного сильногазированного напитка «Кока-Кола» несостоятельны в связи со следующим. Согласно разделу I санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.1253-03 вышеназванные правила и нормативы разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554. Санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения читателей и предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления. Санитарные правила распространяются на издания книжные текстовые (далее издания) для взрослых читателей от 18 лет и старше. Данные Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий с целью обеспечения их наибольшего удобства при чтении, сфера его действия ограничена печатью книжных изданий, предназначена для занимающихся издательской деятельностью, устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению в зависимости от зрительной нагрузки при чтении, объема текста прочтения, длительности процесса чтения, что не может соотноситься с объемом текста информации, представленной на этикетке означенного товара, предлагаемой к изучению потребителем, который не предполагает значительной зрительной нагрузки, а также длительности прочтения при выборе товара потребителем. В соответствии с п. 3.8.1. Национального стандарта Российской Федерации «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» ГОСТ Р 510074-2003 информация на потребительскую тару может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой. Соответствие Этикетке требованиям ГОСТа «Продукты пищевые подтверждается сертификатом соответствии и декларацией о соответствии, выданными органом по сертификации «Ростест-Москва». Суд не соглашается с доводами представителя истца о применении к этикетке сильногазированного безалкогольного напитка «Кока-Кола» критериев удобочитаемости, предусмотренных п. 7.2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 «Потребительские товары. Инструкция по применению. Общие требования», поскольку вышеназванные государственные стандарты установлены для печатного материала и компьютеризированной информации, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. Кроме того, вышеназванные ГОСТы носят рекомендательный характер, не являются обязательными для исполнения. Таким образом, поскольку из представленных истцом суду доказательств не следует, что ответчиком нарушены нормы законодательства в части размера шрифта на этикетке безалкогольного сильногазированного напитка «Кока-Кола», следовательно оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Межрегиональной общественной организации потребителей «Открытое объединение потребителей» к Обществу с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия о признании противоправными и прекращении действий, заключающихся в использовании шрифта, размер высоты строчных букв которого, составляет менее 1,5 мм, для предоставления информации на этикетке сильногазированного безалкогольного напитка «Кока-Кола», объемом 0,5 л.; обязани использовать шрифт, размер высоты строчных букв которого, составляет не менее 1,5 мм, для предоставления информации на этикетке сильногазированного безалкогольного напитка «Кока-Кола»; взыскании судебных расходов; обязании довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решения суда, отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским дела Московского городского суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Кассационная желоба подается через Басманный районный суд города Москвы. Судья К.П. Борисова