О признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Москва                                 08 июня 2011 года

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Демидович Г.А., с участием представителя истца Акимова Л.В., представителя ответчика ГУ - ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области - Сахановой Е.В., при секретаре Карповой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1833/11 по иску Акимова С.Л. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области об обязании назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату по категории инвалид войны с 01 января 2005 года с последующей индексацией, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Акимов С.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР №10) об обязании назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату по категории инвалид войны с 01 января 2005 года с последующей индексацией, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свое обращение тем, что с 2002 года является инвалидом 2 группы вследствие увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС при исполнении им служебных обязанностей военной службы и на него распространяются социальные гарантия, предоставленные Законом «О ветеранах». 10.06.2005 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), как инвалиду, вследствие получения военной травмы, однако в установлении данной выплаты истцу было отказано в связи с отсутствием у него удостоверения инвалида о праве на льготы.

Представитель истца Акимова С.Л. - Акимова Л.В. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ - ГУ ПФР № 10 Саханова Е.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, по мотивам изложенным в письменных возражениях (л.д. 45-52).

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования Акимова С.Л. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ст.14 ФЗ «О Ветеранах», меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Согласно п.п. «г» п.41 раздела VII положения «О военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года №123, военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В силу п.7 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 года №17, причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы

Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

В соответствии с п. 9 указанного Разъяснения, причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности.

Согласно п.10 Разъяснения, причина инвалидности "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности.

В силу п.11 Разъяснения, причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со ст. 24 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и ВВК.

Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона, при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно п.12 указанного выше Разъяснения, причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании установлено, что решением Пресненского районного суда г. Москвы от 15.05.2009 года, вступившим в законную силу 25.05.2009 года установлен факт получения Акимовым С.Л. увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС при исполнении им служебных обязанностей военной службы (л.д. 8).

Из справки Военного комиссариата <адрес> от 23.09.2005 года следует, что Акимов С.Л. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 24.06.1986г. по 31.07.1986г. в составе в/ч <данные изъяты> (л.д. 11).

Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 21.02.2006 года, вступившим в законную силу 11.05.2006 года Акимову С.Л. было отказано в удовлетворении исковых требований о выдаче удостоверения о праве на льготы по закону «О ветеранах» (л.д. 59-62).

Указанные фактические обстоятельства дела установлены в судебном заседании и подтверждаются вышеперечисленными письменными материалами дела.

В судебном заседании представитель истца Акимова С.Л. - Акимова Л.В. пояснила, что истец является инвалидом 2 группы, вследствие увечья, связанного с аварией на ЧАЭС при исполнении им служебных обязанностей военной службы и на него распространяются меры социальной поддержки установленные в том числе Законом РФ «О ветеранах», так как истец фактически является «инвалидом войны», однако ответчик отказывает истцу в установлении и выплате ЕДВ в соответствии с Законом «О ветеранах».

Представитель ответчика Саханова Е.В. в судебном заседании и показала, что меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О ветеранах» распространяются на, граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, к которым истец не относится, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просила отказать.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальственного состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Основанием отнесения лица к указанной категории является наступление инвалидности вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), факт наступления которой устанавливается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995г. «О ветеранах» распространяются на граждан ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки «военная травма», на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются.

Причиной установленной истцу 17.04.2002г. инвалидности является: увечье, связанное с аварией на ЧАЭС, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Пресненского районного суда г. Москвы от 21.02.2006г. (л.д. 59-62) и от 15.05.2009г. (л.д. 8).

Так как Акимову С.Л. не была установлена формулировка «военная травма», инвалидность истцу установлена не в связи с ранением, контузией или увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, а в связи с увечьем, полученным в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС при исполнении обязанностей военной службы, то на истца меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О ветеранах» не распространяются, а следовательно не имеется правовых оснований для назначения и выплаты истцу ежемесячную денежной выплаты по категории инвалид войны с 01 января 2005 года с последующей индексацией.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Поскольку в ходе судебного заседания не было установлено нарушение прав истца со стороны ответчика, принимая во внимание, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком личных неимущественных прав, либо посягающим на принадлежащие Акимову С.Л. другие нематериальные блага, то суд приходит к выводу о том, что требования Акимова С.Л. в части компенсации морального вреда являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Акимова С.Л. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области об обязании назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату по категории инвалид войны с 01 января 2005 года с последующей индексацией, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд г. Москвы.

Судья                                                Г.А. Демидович