Об оспаривании решения органа государственной власти об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2011 года                                             город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Демидович Г.А., при секретаре Алиеве М.А., с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1155/11 по заявлению Амири С.М.Я. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы № 558 от 13.10.2010 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 04.06.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным,

УСТАНОВИЛ:

Амири С.М.Я. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным решения Федеральной миграционной службы (ФМС России) № 558 от 13 октября 2010 года по ее жалобе на решение Управления ФМС России по г. Москве от 04 июня 2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обязании УФМС России по г. Москве повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, мотивируя свое обращение тем, что ей неправомерно отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, так как у нее имеются обоснованные опасения подвергнуться в <адрес> преследованиям по признаку принадлежности к определенной социальной группе, как лицо, «впитавшее» западную идеологию, отступившее от консервативных и традиционных норм поведения в обществе.

Заявитель Амири С.М.Я. и ее представитель адвокат Табулатов Э.Х. в судебное заседание явились; заявленные требования поддержали и пояснили, что при возвращении заявителя в <адрес> существует опасность ее преследования, поскольку она покинула территорию <адрес> тайно, ослушавшись своего отца, так как не вышла замуж за человека, подобранного отцом в качестве ее жениха.

Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Амири С.М.Я. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Амири С.М.Я., <данные изъяты>

Со слов Амири С.М.Я. известно, что она покинула <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, легально имея на руках российскую въездную визу, авиарейсом «<данные изъяты>» прибыла на территорию Российской Федерации.

26.05.2009 года Амири С.М.Я. впервые обратилась в Управление ФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновала тем, что покинула <адрес> по причине выезда к своему мужу, с которым в ДД.ММ.ГГГГ заключила брак по мусульманскому обычаю, возвращаться в <адрес> не желает (л.д. 19-34).

Решением УФМС России по г. Москве от 15 июня 2009 года, которое вступило в силу, Амири С.М.Я. было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец», согласно ст. 1 Федерального закона «О беженцах» (л.д. 39-41).

Заявитель не реализовала свое право на обжалование решения территориального органа ФМС России об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации и, таким образом, согласилась с ним.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах»     лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если бы заявитель действительно имела обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, она бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой она ищет убежища, обратилась к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства, а не спустя 3 месяца с момента въезда заявителя на территорию Российской Федерации.

После отказа в предоставлении статуса беженца территорию Российской Федерации Амири С.М.Я. не покинула и 04 марта 2010 года обратилась в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении ей временного убежища на территории Российской Федерации, которое мотивировал тем, что желает легально находится на территории Российской Федерации.

Решением Управления ФМС России по г. Москве от 04 июня 2010 года, заявителю было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку в ее случае не существует гуманных побуждений, требующих предоставления ей возможности пребывать на территории Российской Федерации (л.д. 62-66).

Указанное решение заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по Москве было отказано решением ФМС России № 558 от 13.10.2010 года (л.д. 75-79).

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).

Согласно пункту 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

При вынесении решения № 558 от 13.10.2010 года ФМС России исходила из того, что УФМС России по г. Москве правильно проведен анализ всех обстоятельств, связанных с просьбой заявителя о предоставлении ей временного убежища как личных, так и общественно -политических, и обоснованно сделан вывод об отсутствии у нее вполне обоснованных опасений негуманного обращения, пыток, жестоких или унижающих человеческое достоинство видов обращения в случае возвращения в <адрес> (л.д. 75-79).

Как верно отмечено ФМС России, опасения заявителя стать жертвой негуманного обращения в настоящее время не больше, чем у остальной части населения <адрес>.

Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой или быть подвергнутой наказанию со стороны отца за неповиновения заявителем не представлено.

ИРА является участником Конвенции ООН 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. о статусе беженцев (сентябрь 2005 г.). Страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказаний. ИРА является исламской Республикой, его законы направлены на соблюдение основных гражданских прав и свобод человека и гражданина.

При проведении опроса заявитель не смогла указать, что имеются угрозы ее жизни при возможном возвращении в <адрес> и что у нее имеются проблемы со здоровьем, требующие срочного либо оперативного вмешательства.

Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих ее выезду за пределы РФ, суду не представлены.

Напротив, в материалах дела имеется медицинский сертификат от 09.04.2010 года ООО «<данные изъяты>» в отношении лица, ищущего убежища на территории Российской Федерации, в соответствии с которым Амири С.М.Я. соматически здоров (л.д. 60).

Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Перечисленных причин при проведении проверки ФМС не выявлено.

Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при ее возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.

Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС № 558 от 13.10.2010 года по ее жалобе на решение Управления ФМС России по г. Москве от 04.06.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано.

Таким образом, Амири С.М.Я. было обоснованно отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку она не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона, и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину Амири С.М.Я. может быть подвергнут негуманному обращению.

При таких данных, в удовлетворении требований Амири С.М.Я. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы № 558 от 13.10.2010 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 04.06.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании УФМС по г. Москве повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища должно быть отказано в связи с их необоснованностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Амири С.М.Я. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы № 558 от 13.10.2010 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 04.06.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) дней.

Судья                                                                       Г.А. Демидович