РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Москва 08 июня 2011 года Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Васина А.А., с участием истцов Фуки В.К., Брееску М.И., Истахаровой Н.А., Метелкиной Г.И., представителя ответчика Государственного учреждения города Москвы «Инженерная служба Басманного района», по доверенности Муртиди К.Н., при секретаре Митрофановой Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1453/11 по иску Фуки В.К., Брееску М.И., Истахаровой Н.А., Метелкиной Г.И. к ТСЖ «Волховский,2», Государственному учреждению города Москвы «Инженерная служба Басманного района», Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управе Басманного района города Москвы, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе по городу Москве № 46, о признании недействительным решение общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ «Волховский,2»; об исключении ТСЖ «Волховский,2» из государственного реестра юридических лиц; о ликвидации ТСЖ «Волховский,2», УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, в котором уточнив исковые требования просят суд признать незаконным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании ТСЖ «Волховский,2», об утверждении устава, выборе правления; ликвидировать ТСЖ «Волховский,2»; исключить ТСЖ «Волховский,2» из государственного реестра юридических лиц; обязанность по ликвидации возложить на ГУИС Басманного района г. Москвы. В обоснование своих требований истцы указали, что в мае 2010 года жильцам дома, расположенного по адресу: <адрес> стало известно о создании в их доме ТСЖ. Между тем, голосования по вопросу создания ТСЖ «Волховский,2» не проводилось, согласно протоколу о создании ТСЖ в голосовании участвовали лица, не имеющие собственности в доме, а также лица, которые на дату проведения голосования являлись умершими и лица, продавшие квартиры в данном доме. Отсутствует кворум для принятия решения о создании ТСЖ. Истцы в судебное заседание явились, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, указав, что решение о создание ТСЖ было принято с нарушением закона, которые носят неустранимый характер. Представитель ответчика ГУ ИС Басманного района города Москвы в судебном заседании пояснил, что организация работы по созданию ТСЖ в многоквартирном доме по адресу: <адрес> производилась в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 22.05.2007г. № 398-ПП «О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов на 2007-2009 годы и задания на 2010 год. Между тем фактически ТСЖ «Волховский,2» к своей деятельности не преступало. Представитель третьего лица Прокуратуры города Москвы в судебное заседание не явился, извещен. Представитель ответчика МИФНС России № 46 по г. Москве в судебное заседание не явился, извещен, против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в иске, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика Управы Басманного района города Москвы в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на исковое заявление, указав, что управа Басманного района поддерживает позицию истцов, в ликвидации ТСЖ. Заявили о пропуске истцами срока исковой давности. Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, ТСЖ «Волховский,2» в судебное заседание не явились, извещены. Согласно ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. Согласно ст. 291 ГК РФ собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). В соответствии со статьями 44-48 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме; выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений. Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику. Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема. Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом. Истцы в судебном заседании указали, что голосования по вопросу создания ТСЖ «Волховский,2» не проводилось, согласно протоколу о создании ТСЖ в голосовании участвовали лица, в том числе не имеющие собственности в доме; лица, которые на дату проведения голосования являлись умершими; лица, продавшее квартиры в данном доме. Отсутствует кворум для принятия решения о создании ТСЖ. При этом, согласно перерасчета результатов голосования в соответствии с данными протокола от 16 сентября 2008 года, с учетом действующих и имеющих право голосования лиц, максимально возможный процент голосов, допустимый при голосовании в соответствии с протоколом составляет 39%, что менее 50% голосов, предусмотренных ч.1 ст. 136 ЖК РФ. Указали, что о создании ТСЖ узнали в начале июня 2010 года на собрании в Управе Басманного района города Москвы, в связи с чем направили коллективный запрос в ИФНС о предоставлении копии документов регистрации ТСЖ, впоследствии из выписки из ЕГРЮЛ от 29.09.2010г. установили сведения о регистрации ТСЖ, в связи с чем установленный ч.6 ст. 46 ЖК РФ и ст. 196 ГК РФ срок на обжалования решения о создании ТСЖ не был пропущен. Из письменного отзыва ИФНС № 46 России по г. Москве следует, что поскольку оснований для отказа в государственной регистрации в соответствии со ст. 23 Закона № 129 ФЗ не было, ТСЖ «Волховский,2» зарегистрировано в соответствии с требованиями действующего законодательства. Исключить запись о государственной регистрации ТСЖ из ЕГРЮЛ не представляется возможным, поскольку изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись. Запись может быть признана недействительной. Согласно отзыву Управы Басманного района города Москвы, организация работы по созданию ТСЖ в многоквартирном доме по адресу: <адрес> проводилась в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 22.05.2007г. № 398-ПП «О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов на 2007-2009 годы и задания на 2010 год. На создание и развития ТСЖ, как формы управления многоквартирным домом, из бюджета г. Москвы были выделены денежные средства. Во исполнение распоряжения Правительства Москвы от 14.05.2008г. № 1040-РП ГУ ИС района делегированы полномочия по представлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах, что предоставляет возможность входить в состав правления и быть избранным в качестве председателя ТСЖ руководителя ГУИС. При этом ГУИС районов вправе инициировать общие собрания собственников помещений и ставить в их повестку дня вопрос о создании ТСЖ. Суд, доводы истцов о том, что решение о создании ТСЖ принято не законно, считает обоснованными, требования подлежащими удовлетворению. Так, в судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истцы зарегистрированы по адресу: <адрес> и являются собственниками жилых помещений в данном доме. Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> в форме заочного голосования от 16 сентября 2008 года постановлено: избрать председателем собрания ФИО1, секретарем - ФИО2; создать ТСЖ «Волховский,2» как способ управления многоквартирным домом; утвердить устав ТСЖ; избрать правление ТСЖ в составе: ФИО1, ФИО44, ФИО2; избрать председателем правления ТСЖ ФИО1; избрать ревизионную комиссию ТСЖ в составе ФИО3 - ревизор; определить местом нахождения ТСЖ «Волховский,2», следующий адрес: <адрес>; поручить проведение всех действий, связанных с государственной регистрацией ТСЖ ФИО2 31 октября 2008 года внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц. Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 16 сентября 2008 года следует, что за создание ТСЖ проголосовал 81 собственник помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе ФИО1, ФИО44, ФИО2, ФИО43, ФИО4, ФИО42, ФИО5, ФИО11 От государственного учреждения: Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы - ФИО3 (на основании доверенности); Департамента имущества г. Москвы - ФИО45 Кворум для принятия решений по всем вопросам имеется 52,10%. Письменные решения собственников помещений и документы, подтверждающие право собственности имеются. Между тем, судом установлено, что ФИО1, ФИО44, ФИО2 не имеют собственности в данном доме. На период голосования 16.09.2008г. согласно записи акта о смерти Замоскворецкого отдела ЗАГС - ФИО43 умер ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО42, ФИО5, ФИО11 на дату голосования продали свои квартиры и не являлись собственниками, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельствами о государственной регистрации права. Из заявлений собственников жилых помещений по указанному выше адресу: ФИО10, ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО41, ФИО40, ФИО39, Метелкиной Г.И., ФИО38, ФИО37, ФИО36, ФИО35, ФИО34, ФИО20, ФИО19, ФИО18, ФИО17, ФИО16, ФИО15, ФИО14, ФИО13, ФИО12, Фуки В.К., ФИО33, ФИО32, ФИО31, ФИО30, ФИО29, ФИО28, ФИО27, ФИО26, ФИО25, ФИО24, ФИО23, ФИО22, ФИО21, Истахаровой Н.А., следует, что о проведении 16 сентября 2008 года общего собрания собственников помещений они информированы не были; лист регистрации вручения уведомлений о проведении общего собрания не подписывали; в общем собрании и голосовании участие не принимали; согласие на создание ТСЖ не давали; решение собственников при проведении собрания по поводу создания ТСЖ не подписывали и полномочий действовать от их имени по вопросам повестки дня общего собрания собственников никому не давали. Прокуратурой города Москвы установлено, что по месту государственной регистрации ТСЖ «Волховский,2», по адресу: <адрес>, единоличный исполнительный орган и место хранения документации ТСЖ отсутствует. Данные фактические обстоятельства дела сторонами не оспариваются и подтверждаются указанными выше и имеющимися в деле письменными доказательствами. При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, оценив доказательства по делу и взаимную связь в их совокупности, суд приходит к выводу, что голосование по вопросу создания ТСЖ, утверждения устава, выбора правления, определения места нахождения ТСЖ в установленном законом порядке не проводилось, а регистрация ТСЖ в налоговом органе не может является достаточным доказательством, свидетельствующим о проведении голосования по вопросу создания ТСЖ. ТСЖ «Волховский,2» не имеет какой-либо документации, списка членов ТСЖ, делопроизводство, бухгалтерский учет не ведется, фактически деятельность ТСЖ не ведется, в связи с чем считает необходимым признать недействительным решение общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ «Волховский,2» от 16 сентября 2008 года. Согласно ст. 141 ЖК ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины. Согласно ст. 136 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме. Товарищество собственников жилья может быть создано при объединении: нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры; нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры. Государственная регистрация ТСЖ осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц. Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Таким образом, основанием для регистрации юридического лица и внесением соответствующей записи в реестр стало решение, которое либо не принималось, либо принималось с нарушением законодательства. Следовательно, юридическое лицо может быть ликвидировано как созданное с нарушением законодательства. Учитывая, что создание ТСЖ произведено с грубым нарушением действующего жилищного законодательства, данные нарушения являются неустранимыми, суд приходит к выводу о том, что созданное в качестве юридического лица ТСЖ, подлежит ликвидации с исключением из реестра юридических лиц в соответствии с п.2 ст. 61 ГК РФ. Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает непосредственно государственную регистрацию юридического лица в связи с ликвидацией по решению суда. Статьями 20-22 указанного закона предусматривается государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставной капитал акционерного общества. Данный Федеральный закон не содержит норм о совершении записи о ликвидации юридического лица на основании решения суда. Таким образом, для исключения юридического лица из реестра юридических лиц в связи с ликвидацией на основании решения суда, суд признает требования истцов об исключении юридического лица ТСЖ «Волховский,2» из государственного реестра подлежащими удовлетворению. Согласно ч.3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Таким образом, поскольку в силу распоряжения Правительства Москвы от 14.05.2008г. № 1040-РП «О порядке выполнения государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов функции по представлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах» ГУ ИС районов являются уполномоченными Правительством Москвы организациями, выполняющими функции по представлению интересов города Москвы как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, суд считает необходимым обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица ТСЖ «Волховский,2» возложить на Государственное учреждение города Москвы «Инженерная служба Басманного района». Довод ответчика о том, что истцами пропущен срок обжалования решения о создании ТСЖ, суд считает несостоятельным, так как судом установлено, что о нарушении своего права истцы узнали в июне 2010 года, а из официального источника 29 сентября 2010 года. В суд с настоящими исковыми требованиями обратились 14 марта 2011г., то есть в пределах срока, установленного ст. 46 Жилищного кодекса РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ «Волховский,2» от 16 сентября 2008 года. Признать недействительными решения, принятые на общем собрании собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> проведенном 16 сентября 2008 года. Ликвидировать юридическое лицо ТСЖ «Волховский,2». Обязанность по ликвидации возложить на Государственное учреждение города Москвы «Инженерная служба Басманного района». Исключить ТСЖ «Волховский,2» из государственного реестра юридических лиц. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд город Москвы. Судья А.А. Васин