о признании незаконной деятельности по проведению азартных игр



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 года                                                                             город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе

председательствующего судьи Калининой Н.П.,

при секретаре Райченко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1605/11 по иску прокурора Северо-Восточного административного округа города Москвы в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Фортэкс» о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, возложении обязанности прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северо-Восточного административного округа города Москвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Фортэкс» о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, возложении обязанности прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Северо-Восточного административного округа города Москвы совместно с ОЭМ КМ УВД по СВАО г. Москвы 21.12.2010 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, размещению объектов игорного бизнеса в деятельности ООО «Фортэкс». В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес>, под прикрытием деятельности по продаже купонной печатной продукции ООО «Фортэкс» осуществляется запрещенная законом деятельность по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.

Представитель прокуратуры Северо-Восточного административного округа города Москвы по доверенности помощник Басманного межрайонного прокурора города Москвы Давыдова Е.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судебная повестка вернулась в адрес суда с отметкой о причине невручения: «истек срок хранения».

В соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Порядок организации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей, определены ФЗ «О лотереях».

Проведение азартных игр под видом лотереи нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создавать угрозу причинения гражданам вреда.

В случае установления опасности причинения какого-либо вреда указанная деятельность может быть прекращена в соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ, согласно которому опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с пунктами 1, 7, 11 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим ФЗ;

игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 07.05.2010 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - ООО «Фортэкс», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия , выданным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве (л.д.43).

Согласно свидетельству о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серия , выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве подтверждается факт постановки ООО «Фортэкс» на учет в налоговом органе (л.д.44)

01.06.2010 года ООО «<данные изъяты>» и ООО «Фортэкс» заключили договор аренды оборудования, согласно условиям которого ООО «<данные изъяты>» передал ООО «Фортэкс» во временное владение и пользование лотерейное оборудование, а ООО «Фортэкс» обязался уплачивать арендодателю арендную плату, а по окончании срока действия договора либо досрочному расторжению договора вернуть ему указанное оборудование (л.д.58-60).

22.06.2010 года ООО «<данные изъяты>» и ООО «Фортэкс» дополнительное соглашение к договору аренды оборудования от 01.06.2010 года (л.д.56).

Деятельность ООО «Фортэкс» осуществляется в помещении по адресу: <адрес>, предоставленном ООО «<данные изъяты>» на основании договора субаренды нежилого помещения от 01.07.2010 года (л.д.51-52).

На момент проведения проверки истцом установлено, что в указанном помещении функционирует 76 игровых аппаратов со следующими серийными номерами: , , , , , , , , , , , , , , , , ,, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , которые находились во включенном состоянии.

На всех терминалах присутствуют активные устройства приема денежных знаков (купюроприемники), имеются панели управления с клавишами, позволяющими выбрать необходимое количество линий, произвести максимальную ставку, удвоить, забрать выигрыш.

В указанном помещении ООО «Фортэкс» якобы реализует печатную продукцию, в частности, купоны «Играй по правилам», предоставляющие возможность выигрыша в соответствии с правилами лотереи по приобретенному билету.

Кроме того, ООО «Фортэкс» проводит стимулирующую лотерею.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что игра осуществляется в следующем порядке.

Участнику необходимо внести наличную сумму в купюроприемник (или через дисконтную карту, покупаемую у администратора, который вставляет вырученные денежные знаки в купюроприемник автомата, на котором играет посетитель), те есть сделать ставку и начать игру.

Реализация дисконтной карты, приобретаемой у администратора, который вставляет вырученные денежные знаки в купюроприемник автомата, на котором играет посетитель или внесение денежных знаков напрямую осуществляется через игровое (лотерейное) оборудование, повторяющее по своим признакам игровые автоматы.

На экране терминала процесс выигрыша лотереи отображается в виде пиктограмм т мультипликационных заставок.

Участник через панель управления указанного оборудования производит открытие игровых окон для выявления скрытых значений, а также путем нажатия на клавишу производит движение («раскручивание» ) игровых окон с последующей остановкой и выявлением выпавших комбинаций, выигрыш наступает в случае выпадения определенных наборов комбинаций (аналогично смыслу игровых автоматов).

Нажатием соответствующей кнопки принимается решение о прекращении участия в игре. Участник в любой момент может остановить игру. Для получения выигрыша участник должен обратиться к оператору для фиксации суммы выигрыша, а затем выигранную сумму получить в кассе общества. Участник лотереи с помощью кнопок разыгрывает сумму, имеющуюся у него. Предусмотрена возможность уменьшения или увеличения ставки. При выигрыше участник имеет право удвоить (увеличить) выигрыш.

В соответствии с п.п. 77 п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежала деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), до 30 июня 2009 года, поскольку данная деятельность вне игорных зон запрещена с 01 июля 2009 года.

В соответствии с ч. 3, 8 ст. 3 ФЗ «О лотереях» лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:

1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;

2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

Это особый вид лотереи, который направлен исключительно на стимулирование продаж товара или оказания услуг. Иными словами, для того, чтобы стать участником стимулирующей лотереи, а соответственно претендовать на часть призового фонда, необходимо всего лишь приобрести тот или иной товар или услугу, а участие в стимулирующей лотерее предлагается в качестве бонуса за покупку товара.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Игорные заведения не могут быть созданы в г. Москва, поскольку на территории Российской Федерации созданы четыре игорные зоны, расположенные в следующих субъектах: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 13 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» организатору азартных игр предоставляется право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.

Согласно п. 15 ч. 2 ст. 8 ФЗ «О лотереях» условия лотереи включают в себя, в том числе, порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи).

Таким образом, размер выигрыша должен определяться организатором лотереи, а не лотерейным оборудованием. При проведении стимулирующей лотереи организатор не способен определить выигрыш, так как последний определяется программным обеспечением блока управления, что является тождественным с игровым автоматом, под которым понимается игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Согласно письму Минфина РФ от 07 апреля 2008 года № 05-03-08/19, попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр путем модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны по следующим причинам;

- понятие игрового автомата, содержащееся в ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей;

- правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24 января 2000 года № 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств;

- основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем.

Следовательно, игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

Согласно Приказу Госстандарта от 24 января 2000 года № 22 «О принятии правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу» (в ред. Приказа Минпромэрнерго РФ от 22 февраля 2008 года № 68), под игровой программой понимается средство, обеспечивающее совокупность ответных действий игрового автомата, обусловленных действиями игрока.

Таким образом, ответчик ООО «Фортэкс» под прикрытием осуществления деятельности по продаже лотерейных билетов, фактически занимается организацией и проведением азартных игр вне отведенной игорной зоны с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов, поскольку, внося деньги в купюроприемник или приобретая дисконтную карту у администратора, участнику предоставляется право принять участие в азартной игре (выиграть денежный приз), что противоречит требованиям ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и нарушает права и интересы жителей города Москва.

Доказательств, опровергающих установленные при рассмотрении дела фактические обстоятельства, приведенные выше, ответчиком суду не представлено, тогда как стороны, наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 12, 56 ГПК РФ), и принимают на себя все последствия совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий.

В соответствии с ч. 9 ст. 16 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотренные настоящим ФЗ игорные зоны должны быть созданы до 01 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 01 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям настоящего ФЗ.

Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установление ограничений деятельности заведений обусловлено негативным воздействием повсеместной игорной деятельности на нравственность граждан; незащищенные слои населения, в том числе несовершеннолетние, подвергаются влиянию азартного поведения, что ограничивает их социальное развитие.

Таким образом, судом установлено, что деятельность по проведению азартных игр создает опасность причинения вреда гражданам, поэтому имеются основания для запрещения деятельности ООО «Фортэкс» по организации и проведению азартных игр в помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконной деятельность по организации и проведению азартных игр, осуществляемую Обществом с ограниченной ответственностью «Фортэкс» по адресу: <адрес>.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Фортэкс» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Басманный районный суд города Москвы в течение десяти дней.

Судья

                                     

                                        Н.П. Калинина