Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Москва «08» июля 2011 года Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Солоповой О.Н., при секретаре Карповой В.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2443/11 по иску к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании назначить досрочную пенсию по старости, УСТАНОВИЛ: обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области (ГУ - ГУ ПФР № 10) о признании незаконным решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления № 7 Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области от 28 апреля 2011 года №, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 15 марта 2011 года, ссылаясь на то, что имеет необходимый стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако в назначении такой пенсии ответчиком отказано. По мнению истца Марьяша С.П., ему необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 15 марта 2011 года в качестве бортоператора, бортоператора-иснтруктора грузового самолета ИЛ-76 летного отряда летной службы гражданской авиации. Истец Марьяш С.П. в судебное заседание явился; иск поддержал. Представитель ответчика ГУ - ГУ ПФР № 10, по доверенности Щербаков Г.Г. в судебное заседание явился; иск не признал по основаниям, изложенным в решении комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления № 7 Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области от 28 апреля 2011 года № (л.д. 14-15) и отзыве на исковое заявление (л.д. 29-31). Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 7 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального Закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации. В судебном заседании установлено, что Марьяш С.П. работает бортоператором, бортоператором-инструктором грузового самолёта ИЛ-76 гражданской авиации с 01 января 1991 года по настоящее время, имеет налёт <данные изъяты> часа, т.е. в перерасчете на годы более <данные изъяты> лет. Данные сведения о трудовой деятельности подтверждаются копией трудовой книжки истца ( л.д. 114-118), справкой о налёте часов и прохождении службы на должностях летного состава гражданской авиации ( л.д.132-133), выданной ЗАО «<данные изъяты>», лётной книжкой ( л.д. 84-106) 15 марта 2011 года истец Марьяш С.П. обратился в комиссию по реализации пенсионных прав граждан Управления № 7 Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 15 марта 2011 года. Решением указанной комиссии от 28 апреля 2011 года № в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу Марьяшу С.П. отказано, поскольку, по мнению комиссии, работа в должности бортоператора не относится к должностям летного состава работников гражданской авиации, дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ( л.д. 107). Указанные фактические обстоятельства дела сторонами не оспаривались, подтверждаются письменными документами В судебном заседании истец, полагая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости необоснованным, указывает, что он, выполняя работу в должности бортоператора, бортоператора-инструктора грузового самолёта ИЛ-76 относится к лицам лётного состава гражданской авиации, входит в состав экипажа воздушного судна и поэтому имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как имеет необходимый трудовой стаж. Представитель ответчика, возражая против иска, указывает, что определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по страсти), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Из положений п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ следует, что разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортоператоров, которые в соответствии со ст. 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили. В Списке должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет бортоператоры не поименованы. Суд считает требования истца обоснованными, а возражения ответчика не основанными на нормах действующего законодательства. Пенсионное обеспечение работников лётного состава регулируется, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459. В соответствии с п. 1 Списка должностей работников лётного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459, к должностям работников лётного состава отнесены члены экипажей воздушных судов. При этом из буквального прочтения текста Постановления Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459 следует, что оно не содержит в пункте 1 конкретного перечня должностей работников лётного состава, а указывает, к должностям работников лётного состава отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов. Статья 56 Воздушного кодекса РФ устанавливает, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников) (л.д. 18). В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса РФ состав экипажа воздушного суда определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа. Минимальный состав экипажа из лиц летного состава указывается в руководстве летной эксплуатации воздушного судна. Из представленного истцом Руководства по летной эксплуатации следует, что экипаж самолёта состоит из семи человек: командира корабля, второго пилота, штурмана, бортинженера, бортрадиста, старшего бортоператора и бортоператора (л.д. 16, 19-20); также указано в пункте 2.3.3. Наставления по производству полётов в гражданской авиации (НПП ГА -85), утвержденного приказом Министерства гражданской авиации № 77 от 08.04.85г., что в лётный состав экипажа воздушного судна входят: командир корабля, второй пилот, штурман, бортмеханик, бортрадист, а также бортоператор, выполняющий специальные работы. Бортоператор имеет в кабине самолёта рабочее место, в полёте производит управление оборудованием, установленным на рабочем месте, в том числе кислородным оборудованием, разбор полётов начинается с доклада бортоператора. В соответствии с Руководством по производству полётов ЗАО «<данные изъяты>» в состав экипажей воздушных судов Авиакомпании включен бортоператор ( л.д.65), и как член экипажа, занимающий рабочее место, бортоператор несет ответственность за безопасность полёта, соблюдение правил полетов, самолетовождения и эксплуатации систем воздушного судна, как это установлено Разделом 3.4.3. «Распределение ответственности членов экипажа в период выполнения полёта. ( л.д.66). В соответствии с п. 3.1.9 Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации, утвержденных Приказом ФАС России от 30 декабря 1998г. № 375 ( в редакции Приказов ФСВТ от 23.07.1999 № 19, от 14.09.1999 № 53, от 12.11.1999 № 105) эксплуатант осуществляет перевозку грузов только при наличии бортоператоров на борту. В соответствии с установленными правилами обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат лица лётного состава: пилоты самолётов и вертолетов, линейные пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, бортоператоры, выполняющие специальные работы. Истец Марьяш С.П. имеет свидетельство бортоператора гражданской авиации, допущен к выполнению воздушных полётов ( л.д.56-59). Таким образом, бортоператоры относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна. Пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей лётного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажа воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они состоят, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в данной области пенсионного обеспечения, в связи с чем право на досрочную трудовую пенсию по старости в гражданской авиации приобретают члены воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими Федеральными законами или ведомственными нормативно правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судом гражданской авиации. Основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости является работа на производствах с опасными и вредными условиями труда, и, применительно к рассматриваемому спору, работа бортоператора, как члена летного экипажа самолёта, связана с такими вредными и опасными условиями труда. Из представленных суду письменных доказательств усматривается, что истец Марьяш С.П. имеет необходимый трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а именно: налёт часов Марьяша С.П. согласно лётной книжки с 1991 г. по 15 марта 2011 года составляет <данные изъяты> часа, что в перерасчете на годы составит по Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. № 537 (ред. от 24.04.2003) трудовой стаж более 25 лет: <данные изъяты>:20:12= <данные изъяты>. Данный факт ответчиком не оспаривается. Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией. Данное толкование не противоречит ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение. При таких данных, суд считает необходимым обязать ГУ - ГУ ПФР № 10 по городу Москве и Московской области назначить истцу Марьяшу С.П. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с выполнением им работы в летном составе гражданской авиации в качестве бортоператора с 15 марта 2011 года, то есть со дня обращения за ней. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать решение комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления № 7 Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области от 28 апреля 2011 года <данные изъяты> об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с выполнением работы в лётном составе гражданской авиации в качестве бортоператора не менее <данные изъяты> лет. Обязать Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области назначить с 15 марта 2011 года досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 13 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи выполнением им работы в летном составе гражданской авиации в качестве бортоператора не менее 25 лет. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней. Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы. Судья О.Н. Солопова