О назначении досрочной пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2011 года                                                                город Москва

Басманный районный суд города Москвы

в составе председательствующего судьи Демидович Г.А.,

при секретаре Митрофановой Я.А.,

с участием истца Цыбизовой Н.В.,

представителя ответчика ГУ - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области по доверенности Сахановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2427/11 по иску к ГУ Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ ПФР № 10) о признании неправомерным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию.

В обоснование своих требований истец указала, что 08 сентября 2010 года она обратилась в управление № 5 ГУ ПФР № 10 за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии по пенсионным вопросами от 16 декабря 2010 года необоснованно не включены в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды ее работы в должности: организатора по внеклассной работе в школе в период с 01.09.1985 года по 31.08.1988 года; организатора по внеклассной работе в школе в период с 01.09.1988 года по 30.11.1992 год; заместителя директора по внеклассной работе в школе в период с 01.12.1992 года по 31.08.1995 года; заместителя директора по воспитательной работе Учебно-воспитательного комплекса в период с 01.09.1995 года по 31.08.1998 года, в связи с чем в назначении пенсии ей отказано ввиду отсутствия необходимого стажа работы, дающего право на ее досрочное назначение. Также не был засчитан стаж работы в должности старшей пионервожатой школы в период с 10.12.1997 года по 31.08.1985 года.

Истец Цыбизова Н.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области - Саханова Е.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 72-76; 109-110), указав, что в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном постановлением Правительства № 781 от 29 октября 2002 года, нет наименований учреждения «учебно-воспитательный комплекс» (УВК) и наименование должностей «заместитель директора по внеклассной работе», «организатор внеклассной работы», «пионервожатая» указанные списки расширительному толкованию не подлежат, а установление тождества между должностями и наименованиями учреждений в компетенцию Пенсионного фонда РФ не входит.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования Цыбизовой Н.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается раньше установленного ст. 7 Закона возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Стаж для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".

В соответствии с пунктом 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Анализируя положения подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и вышеуказанных нормативных актов, регулирующих пенсионные правоотношения, суд приходит к выводу, что законом установлено единственное условие для назначения трудовой пенсии по старости раньше установленного законом возраста - это осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей в течение не менее 25 лет, а основанием включения в специальный стаж периодов работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций работниками образовательных учреждений, выполнение которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Указанные обстоятельства, подтверждаются в частности и Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан», указавшим, что введение пенсий за выслугу лет определенным категориям работников (в том числе и педагогических) связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества.

Согласно вышеназванному Списку должностей и учреждений должности «заместителя директора по внеклассной работе», «организатора внеклассной работы» в которой работала истец в спорные периоды, в Список не включены; наименование учреждений, в которых работала истец - «учебно-воспитательный комплекс» также в списке учреждений отсутствуют. Вместе с тем Списком предусмотрены должности «заместителя директора учебно-воспитательной работы», «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».

В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); детский сад и другие (пункт 13).

Как пояснили стороны в судебном заседании и усматривается из материалов дела, 08 сентября 2010 года Цыбизова Н.В. обратилась в управление № 5 ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости за выслугу лет на основании подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», однако решением комиссии по пенсионным вопросам от 30 ноября 2010 года ей было отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку отсутствует необходимый специальный стаж для назначения такой пенсии. Так, согласно указанному решению Цыбизовой Н.В. был определен льготный стаж 12 лет 00 месяцев 07 дней; стаж работы в должности организатора внеклассной работы в школе с 01 сентября 1985 года по 31 августа 1998 года; в должности организатора внеклассной работы в школе с 01 сентября 1988г. по 30 ноября 1992 года; заместителя директора по внеклассной работе в школе с 01 декабря 1992 года по 31 августа 1995 года; заместителя директора по воспитательной работе в УВК с 01 сентября 1995 года по 31 августа 1998 года в льготный стаж не включены, поскольку «учебно-воспитательный комплекс» и должности «заместитель директора по внеклассной работе», «организатор внеклассной работы», в Списке учреждений и должностей, утвержденных постановлением Правительства от 29 октября 2002 года, отсутствуют (л.д. 8-11).

Согласно дополнению к решению от 05.07.2011г. также не был рассмотрен период работы истца в должности старшей пионервожатой в школе с 10.12.1997 года по 31 августа 1985 года, поскольку должность «пионервожатой» также не предусмотрена Списками (л.д. 107-108).

Из копии трудовой книжки истца и архивных справок следует, что Цыбизова Н.В. с 01 сентября 1985 года принята на работу в школу на должность организатора внеклассной работы с детьми и работала до 31.08.1998 года в режиме полного рабочего дня на полную ставку; отпуска учебные, административные, по уходу за ребенком не предоставлялись (л.д. 12-17); с 01 сентября 1988 года по 01 сентября 1998 года работала в школе в должности организатора внеклассной работы с детьми, заместителя директора по внеклассной работе (л.д. 79).

В соответствии с Уставом учебно-воспитательного комплекса - данный УВК, созданный на базе средней школы Южного окружного Управления Московского Департамента образования и Филиала Дом Творчества «Павелецкий» Московского городского Дворца творчества детей и юношества. Целями деятельности УВК являются: удовлетворение и формирование образовательных, личностных и социальных запросов; развитие индивидуальных способностей ребенка; создание максимально благоприятных условий, при которых у учащихся будет сформирована высокая мотивация в продолжении образования после окончания УВК. Общее образование в УВК включает следующие ступени, соответствующие уровням образовательных программ: 0 ступень - подготовительные классы (5-6 лет) - подготовка к поступлению в школу; 1 ступень - начальное общее - начальная школа (6-10 лет 1-4 классы); 2 ступень - основное общее - основная школа (11-15 лет, 5-9 классы); 3 ступень среднее (полное) общее образование (16-17 лет, 10-11 классы) (л.д. 18-38). УВК осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства образования Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Ч. 4 ст. 12 вышеуказанного закона относит к общеобразовательным учреждениям - учреждения следующих типов: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.

Исходя из содержания Устава УВК УВК является государственным образовательным учебным заведением, состоящими из 4 структурных подразделений: 1 - подготовительные классы; 2 - начальная школа; 3 - основная школа; 4- среднее общее образование. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что учреждения, в которых в спорный период работала истица, являются образовательными учреждениями, как на основании представленного Устава, так и в силу Закона РФ «Об образовании».

Приказом Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978г. № 24 (действовавшего в период спорных правоотношений) утверждены квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений, которыми утверждены квалификационные характеристики должностей: «заместитель директора по учебно-воспитательной работе», «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».

В трудовую книжку истца работодателями были внесены изменения в наименование должности Цыбизовой Н.В., а именно: 01.09.1985 года назначена на должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школу Калининского района города Москвы в порядке перевода из школы ; 31.08.1988г. освобождена от занимаемой должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школе Калининского района города Москвы в порядке перевода в школу Москворецкого района; 01.09.1988 года назначена на должность организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми в порядке перевода из школы Калининского района; 01.12.1992 года изменена занимаемая должность с организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми на заместителя директора по воспитательной работе; 01.09.1988 года освобождена от занимаемой должности заместителя директора по воспитательной работе в порядке перевода в школу (л.д. 16-17).

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 25.12.2005 года № 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что периоды работы Цыбизовой Н.В. в должности организатора по внеклассной работе в школе в период с 01.09.1985 года по 31.08.1988 года; организатора по внеклассной работе в школе в период с 01.09.1988 года по 30.11.1992 год; заместителя директора по внеклассной работе в школе в период с 01.12.1992 года по 31.08.1995 года; заместителя директора по воспитательной работе Учебно-воспитательного комплекса в период с 01.09.1995 года по 31.08.1998 года подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, поскольку основанием для льготного исчисления трудового стажа для назначения досрочной пенсии является характер осуществляемой работником деятельности и выполнение определенной трудовой функции, а в судебном заседании установлено, что в спорные периоды Цыбизова Н.В. выполняла трудовые функции заместителя директора по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в учреждениях, поименованных в списке, в связи с чем отсутствие в списке наименования учреждения - «учебно-воспитательный комплекс», в котором работала истец, учитывая, что в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста указаны: начальная школа (школа), не может явиться основанием отказа в досрочном назначении пенсии. Также не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований наличие записи в трудовой книжки Цыбизовой Н.В. о занимаемых ею должностях, поскольку фактически истец работала в должности «заместитель директора по учебно-воспитательной работе», «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», что было подтверждена измененными записями в трудовой книжке, внесенными работодателем.

Таким образом, периоды работы Цыбизовой Н.В. должности организатора по внеклассной работе в школе в период с 01.09.1985 года по 31.08.1988 года; организатора по внеклассной работе в школе в период с 01.09.1988 года по 30.11.1992 год; заместителя директора по внеклассной работе в школе в период с 01.12.1992 года по 31.08.1995 года; заместителя директора по воспитательной работе Учебно-воспитательного комплекса в период с 01.09.1995 года по 31.08.1998 года подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Суд полагает, что оценку пенсионных прав истца Цыбизовой Н.В. необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент ее работы в должности пионервожатой.

Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы Цыбизовой Н.В. в должности старшей пионервожатой подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

В соответствии с указанным Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, работникам просвещения в стаж работы засчитывается, в том числе, работа в школах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, как усматривается из копии трудовой книжки, работая в должности старшей пионервожатой с 10.12.1977 года по 31.08.1985 года, истец Цыбизова Н.В. имела право на зачет указанного периода в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время право на досрочное назначение пенсии), и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку специальный стаж Цыбизовой Н.В. при включении вышеуказанного периода работы в должностях организатора по внеклассной работе; заместителя директора по внеклассной работе, стаж работы истца составит более 16 лет 7 месяцев, то период работы истца в должности старшей пионервожатой в период с 10.12.1977 года по 31.08.1985 года в школе также подлежит включению в подсчет льготного стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Как пояснили стороны в судебном заседании, на дату обращения Цыбизовой Н.В. за назначением пенсии специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с учетом включения в него спорного периода, составит более 25 лет.

Поскольку в силу ч. 1 ст. 19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, то Цыбизовой Н.В. должна быть назначена пенсия со дня обращения за ней, т.е. с 08 сентября 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать решение комиссии по пенсионным вопросам Управления ПФР № 5 государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области от 30 ноября 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным;

обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области засчитать работу в должности организатора по внеклассной работе в школе в период с 01.09.1985 года по 31.08.1988 года; организатора по внеклассной работе в школе в период с 01.09.1988 года по 30.11.1992 год; заместителя директора по внеклассной работе в школе в период с 01.12.1992 года по 31.08.1995 года; заместителя директора по воспитательной работе Учебно-воспитательного комплекса в период с 01.09.1995 года по 31.08.1998 года; старшей пионервожатой в школе с 10.12.1977 года по 31.08.1985 года в качестве работы, дающей право на досрочное назначение пенсии;

обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии - с 08 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья                                                                                    Г.А. Демидович