РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 апреля 2011 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Калининой Н.П., при секретаре Райченко Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-756/11 по иску прокурора Северо-Восточного административного округа города Москвы в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Фортэкс» о признании незаконной деятельность по организации и проведению азартных игр, обязании прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр, УСТАНОВИЛ: Прокурор Северо-Восточного административного округа города Москвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Фортэкс» о признании незаконной деятельность по организации и проведению азартных игр, обязании прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Северо-Восточного административного округа города Москвы совместно с сотрудниками группы ОБЭП УВД по СВАО г. Москвы проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, размещению объектов игорного бизнеса в деятельности ООО «Фортэкс». В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес> под прикрытием деятельности по продаже купонной печатной продукции ООО «Фортэкс» осуществляется запрещенная законом деятельность по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов. В указанном помещении функционируют 138 игровых аппаратов, принадлежащих ответчику на праве аренды. Лотерейные билеты или квитанции перед началом игры не выдаются, их продажа не осуществляется. Кроме того, ООО «Фортэкс» проводит стимулирующую лотерею, документы на ее проведение отсутствуют. Представитель истца по доверенности помощник Басманного межрайонного прокурора г. Москвы Давыдова Е.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала. Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судебная повестка вернулась в адрес суда с отметкой о причине невручения: «истек срок хранения». В соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Порядок организации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей, определены ФЗ «О лотереях». Проведение азартных игр под видом лотереи нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создавать угрозу причинения гражданам вреда. В случае установления опасности причинения какого-либо вреда указанная деятельность может быть прекращена в соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ, согласно которому опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии с пунктами 1, 7, 11 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим ФЗ; игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг). Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, по адресу: <адрес> под прикрытием деятельности по продаже купонной печатной продукции ООО «Фортэкс» осуществляется запрещенная законом деятельность по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов. Занимаемое ответчиком помещение предоставлено ему ООО «<данные изъяты>» на основании договора субаренды нежилых помещений от 26.07.2010. В указанном помещении функционируют 138 игровых аппаратов, принадлежащих ответчику ООО «Фортэкс» на праве аренды. В момент проверки все аппараты находились во включенном (рабочем) состоянии, осуществлялась игра на игровых аппаратах. На всех терминалах присутствуют активные устройства приема денежных знаков, имеются панели управления клавишами, позволяющих выбрать максимальную ставку, удвоить, забрать выигрыш. В помещении имеется комната с надписью «касса», оборудованная тремя затемненными окнами. Лотерейные билеты или какие-либо квитанции перед началом игры не выдаются, их продажа не осуществляется. В указанном помещении ООО «Фортэкс» реализует печатную продукцию, в частности купоны «Играй по правилам», предоставляющее возможность выигрыша в соответствии с правилами лотереи по приобретенному билету, стоимость которого составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Кроме того, ООО «Фортэкс» проводит стимулирующую лотерею, документы на ее проведение отсутствуют. Для участия в указанной стимулирующей лотерее участник вносит наличную сумму в купюроприемник (или через дисконтную карту, приобретаемую у администратора), делает ставку и начинает игру. Реализация дисконтной карты, покупаемой у администратора, который выставляет вырученные денежные знаки в купюроприемник автомата, на котором играет посетитель или внесение денежных знаков напрямую осуществляется через игровое (лотерейное) оборудование. Терминалы снабжены панелью управления, с помощью которого посетитель клуба выбирает лотерею, может ознакомится с правилами ее проведения, оплачивает лотерею и разыгрывает её, имеет возможность удвоить и забрать выигрыш, самостоятельно выбрать количество линий, по которым проводится игра. Участник через панель управления указанного оборудования производит открытие игровых окон, производит движение игровых окон с последующей остановкой и выявлением выпавших комбинаций. Нажатием соответствующей кнопки принимает решение о прекращении участия в игре. Участник в любой момент может остановить игру, для получения выигрыша может обратиться к оператору для фиксации суммы выигрыша, а затем получить выигранную сумму в кассе указанного общества. Проведение лотереи проводится в режиме реального времени без разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на всей территории России, что противоречит требованиям ст. 3 ФЗ «О лотереях». Таким образом, деятельность лотерейного клуба имеет признаки организации азартных игр. В соответствии с п.п. 77 п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежала деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), до 30 июня 2009 года, поскольку данная деятельность вне игорных зон запрещена с 01 июля 2009 года. Согласно ст.2 ФЗ «О лотереях» от 11.11.2003 лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. В соответствии с ч. 3, 8 ст. 3 ФЗ «О лотереях» лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: 1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея). Проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено. Это особый вид лотереи, который направлен исключительно на стимулирование продаж товара или оказания услуг. Иными словами, для того, чтобы стать участником стимулирующей лотереи, а соответственно претендовать на часть призового фонда, необходимо всего лишь приобрести тот или иной товар или услугу, а участие в стимулирующей лотерее предлагается в качестве бонуса за покупку товара. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Игорные заведения не могут быть созданы на землях поселений, то есть сельского поселения Толбазинский сельсовет, входящего в состав муниципального района Аургазинский район Республики Башкортастан, поскольку на территории Российской Федерации созданы четыре игорные зоны, расположенные в следующих субъектах: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации). В силу ч. 1 ст. 13 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» организатору азартных игр предоставляется право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Согласно п. 15 ч. 2 ст. 8 ФЗ «О лотереях» условия лотереи включают в себя, в том числе, порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи). Таким образом, размер выигрыша должен определяться организатором лотереи, а не лотерейным оборудованием. При проведении стимулирующей лотереи организатор не способен определить выигрыш, так как последний определяется программным обеспечением блока управления, что является тождественным с игровым автоматом, под которым понимается игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников. В лотерейных автоматах, расположенных в игровом клубе ООО «Фортэкс» по адресу: <адрес> имеются активные купюроприемники, что позволяет получить прямой доступ к аппарату без внесения денег в кассу и покупки лотерейного купона путем ввода денежных купюр через купюроприемное устройство. По правилам ч.3 ст. 9 ФЗ «О лотереях» условия стимулирующей лотереи включают в себя: наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется; указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения; наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации; сроки проведения стимулирующей лотереи; права и обязанности участников стимулирующей лотереи; порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей; порядок и сроки получения выигрышей; порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи. Статья 12.1 указанного выше закона устанавливает определенные требования к лотерейному оборудованию. Однако, требования закона не исполняются и не могут быть исполнены ООО «Фортэкс» в своей деятельности по организации и проведению азартных игр под видом лотереи. В целом деятельность ООО «Фортэкс» не может быть квалифицирована как лотерея и не соответствует требованиям ФЗ «О лотереях». Согласно письму Минфина РФ от 07 апреля 2008 года № 05-03-08/19, попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр путем модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны по следующим причинам; - понятие игрового автомата, содержащееся в ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей; - правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24 января 2000 года № 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств; - основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем. Следовательно, игровой автомат - игровое оборудование, используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников. Согласно Приказу Госстандарта от 24 января 2000 года № 22 «О принятии правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу» (в ред. Приказа Минпромэрнерго РФ от 22 февраля 2008 года № 68), под игровой программой понимается средство, обеспечивающее совокупность ответных действий игрового автомата, обусловленных действиями игрока. Таким образом, ответчик ООО «Фортэкс» под прикрытием осуществления деятельности по продаже купонной печатной продукции ООО «Фортэкс», фактически осуществляет запрещенную законом деятельность по проведению азартных игр с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов, что противоречит требованиям ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и нарушает права и интересы жителей Северо-Восточного административного округа города Москвы. Доказательств, опровергающих установленные при рассмотрении дела фактические обстоятельства, приведенные выше, ответчиком суду не представлено, тогда как стороны, наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 12, 56 ГПК РФ), и принимают на себя все последствия совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий. В соответствии с ч. 9 ст. 16 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотренные настоящим ФЗ игорные зоны должны быть созданы до 01 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 01 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям настоящего ФЗ. Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление ограничений деятельности заведений обусловлено негативным воздействием повсеместной игорной деятельности на нравственность граждан; незащищенные слои населения, в том числе несовершеннолетние, подвергаются влиянию азартного поведения, что ограничивает их социальное развитие. Таким образом, судом установлено, что деятельность по проведению азартных игр создает опасность причинения вреда гражданам, поэтому имеются основания для запрещения деятельности ООО «Фортэкс» в помещении, расположенном по адресу: <адрес>. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Фортэкс» по организации и проведению азартных игр по адресу: <адрес>. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Фортэкс» прекратить деятельность по организации азартных игр по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Басманный районный суд города Москвы в течение десяти дней. Судья Н.П. Калинина