о признании недействительным условий договора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года                                                 город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Липкиной О.А., с участием представителя истца Мамонтовой М.А. - по доверенности Митасевой С.В., представителя ответчика ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» - по доверенности Сапрыкина Т.И., при секретаре Машковой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2220/11 по иску Мамонтовой М. А. к ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» о признании недействительными условий кредитных договоров, дополнительных соглашений к кредитным договорам, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Мамонтова М.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен», указывая, что 10 ноября 2009 года заключила с ответчиком кредитный договор на сумму <данные изъяты> рублей сроком на 60 месяцев, размер процентной ставки составил 2/3 ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России. 26 ноября 2009 года заключила с ответчиком кредитный договор на сумму <данные изъяты> рублей сроком на 60 месяцев, размер процентной ставки составил 2/3 ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России. Заключенный договоры содержат условия, согласно которым банк вправе по своему усмотрению требовать полного досрочного возврата кредита в полном объеме, уплаты начисленных процентов, неустойки и возвращения иных расходов, в одностороннем порядке изменять процентную ставку. В случае прекращения трудовых отношений банк вправе увеличить процентную ставку по кредиту на 4 процентных пункта, сократить срок кредита, срок уплаты начисленных процентов, неустойки и возвращения убытков по договору. 30 марта 2010 года между истцом и ответчиком заключено дополнительные соглашения к кредитным договорам, по условиям которых ответчик вправе в одностороннем порядке изменить процентную ставку по кредиту и сокращать срок выплаты кредита, а также предусматривает условие, по которому заемщик в случае неисполнения любого пункта договора обязан досрочно погасить кредит. Истец указывает, что данные условия кредитных договоров и дополнительных соглашений является противоречащими ФЗ «О банках и банковской деятельности», Закону РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, положение кредитных договоров сформулированы ответчиком, и при заключении договоров истец не могла изменить условия предоставления кредитов, в связи с чем истец просит признать недействительными условия кредитных договоров от 10 ноября 2009 года, от 26 ноября 2009 года, согласно которым банк вправе в односторонним порядке по своему усмотрению требовать от заемщика полного досрочного возврата кредита в полном объеме, уплаты процентов, неустойки и возмещения расходов (п. 5.1); условия, по которым банк вправе в одностороннем порядке изменить процентную ставку и условия кредита (п. 5.2); признать недействительным п. 7 договоров, признать недействительными пункты 5,6,7. дополнительных соглашений к кредитным договорам, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание представитель истца Мамонтовой М.А. - по доверенности Митасева С.А. явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» - по доверенности Сапрыкин Т.И. в судебное заседание явился, возражал прив удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав пояснения представителя истца Мамонтовой М.А. - по доверенности Митасева С.А., представителя ответчика ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» - по доверенности Сапрыкина Т.И., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Исходя из положений ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора и его условия определяют по своему усмотрению. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В силу ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии с настоящим Законом в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, а также порядок расторжения договора и иные существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных и иных счетов.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 10 ноября 2009 года между Мамонтовой М.А. и ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» заключен кредитный договор на сумму <данные изъяты> рублей сроком на 60 месяцев с даты предоставления кредита, по ставке, определенной как 2/3 ставки рефинансирования, установленной Банком России. На дату подписания сторонами договора процентная ставка составляет 6.33 процентов годовых (л.д. 32-39).

26 ноября 2009 года между Мамонтовой М.А. и ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» заключен кредитный договор на сумму <данные изъяты> рублей сроком на 60 месяцев с даты предоставления кредита, по ставке, определенной как 2/3 ставки рефинансирования, установленной Банком России На дату подписания сторонами договора процентная ставка составляет 6 процентов годовых (л.д. 46-51).

В соответствии с п. 5.1. договоров банк вправе по своему усмотрению требовать от заемщика полного досрочного возврата кредита в полном объеме, уплаты начисленных на кредит процентов, неустойки и возвращения иных расходов ( в случае возникновения таковых)

Согласно п. 5.2. договора Банк праве в односторонним порядке изменить процентную ставку и условия кредита.

В случае прекращения трудовых отношений между сторонами, банк вправе в односторонним порядке изменить следующие условия кредита: увеличить процентную ставку за пользование кредитом, действующую на дату расторжения трудового договора между сторонами, на 4 процентных пункта с даты, следующей за датой увольнения, зафиксировав ее на весь оставшийся срок кредита (п. 7.1.1.);

Сократить срок кредита, срок уплаты начисленных процентов по кредиту, неустойки и возмещения любых иных убытков по договору в следующем порядке:

-до 6 месяцев с даты увольнения в случае непредоставления заемщиком банку обеспечения, приемлемого для банка;

- до 1 года с даты увольнения в случае предоставления заемщиком банку обеспечения, приемлемого для банка (п. 7.1.2)

Состав обеспечения, порядок и сроки его предоставления заемщиком подлежат предварительному письменному согласованию сторонами до даты увольнения (п. 7.2)

В дату увольнения банк письменно уведомляет заемщика об измененных условиях кредита с приложением графика (п. 7.3).

30 марта 2010 года между Мамонтовой М.А. и ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» заключено дополнительное соглашение к кредитному договору от 10 ноября 2009 года. Стороны договорились, что процентная ставка, установленная банком за пользование кредитом составляет 2/3 ставки рефинансирования Банка России. На дату подписания сторонами дополнительного соглашения процентная ставка составляет 5,5 процентов годовых.

30 марта 2010 года между Мамонтовой М.А. и ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» заключено дополнительное соглашение к кредитному договору от 26 ноября 2009 года. Стороны договорились, что процентная ставка, установленная банком за пользование кредитом составляет 2/3 ставки рефинансирования Банка России. На дату подписания сторонами дополнительного соглашения процентная ставка составляет 5,5 процентов годовых.

Согласно п. 5 дополнительных соглашений в случае прекращения трудовых отношений между сторонами процентная ставка, действующая на дату расторжения трудового договора между сторонами (далее- «дата увольнения» увеличивается на 4 (четыре) процентных пункта с даты, следующей за датой увольнения, и становится фиксированной на весь оставшейся срок кредита.

Согласно п. 6 дополнительных соглашений банк вправе потребовать от заемщика досрочно возвратить кредит в полном объеме, уплатить начисленные проценты, неустойку, убытки, в следующих случаях:

- при возникновении у заемщика просроченного ежемесячного платежа по кредиту и /или уплате процентов (одного или нескольких случаев) на срок (разового или общей продолжительностью) свыше 30 календарных дней в течение 180 календарных дней;

- в случае нарушения заемщиком пунктов 1-3 дополнительного соглашения;

- в случае неисполнение заемщиком обязанности, предусмотренной п. 5.3. дополнительного соглашения.

В соответствии с п. 7 дополнительных соглашений, без ущерба любых иных прав банка, изложенных в договоре, банк вправе:

-автоматически изменить процентную ставку по кредиту при изменении ставки рефинансирования Банка России;

- требовать от заемщика полного досрочного возврата кредита, уплаты начисленных процентов, неустойки и возмещения любых иных расходов (в случае наличия таковых) при исполнении заемщиком любых своих обязательств по договору;

В любое время уступить все или часть своих прав (требований) к заемщику любому третьему лицу без получения предварительного согласия от заемщика.

Из материалов дела следует, что 09 февраля 2009 года между Мамонтовой М.А. и ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» заключен трудовой договор . Мамонтова М.А. принята в ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» на должность руководителя направления по работе с финансовыми институтами (л.д. 17-26).

20 декабря ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» уведомило Мамонтову М.А. о предстоящем увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (л.д. 30).

28 февраля 2011 года трудовой договор между ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» и Мамонтовой М.А. расторгнут, в связи с сокращением штата работников, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (л.д. 31).

08 апреля 2011 года Мамонтова М.А. восстановлена на работе в должность руководителя направления по работе с финансовыми институтами с 01 марта 2011 года (л.д. 72)

Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются собранными по делу доказательствами.

В судебном заседании представитель истца Мамонтовой М.А. - по доверенности Митасева С.А. пояснила, что в связи с возникшей необходимостью истец оформила в ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» кредиты 10 ноября 2009 года на сумму <данные изъяты>, 26 ноября 2009 года на сумму <данные изъяты> рублей, сроком 60 месяцев, процентная ставка - 2/3 ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России. Истец своевременно выполняла обязательства по выплате кредитов. 30 марта 2010 года между истцом и ответчиком были заключены дополнительные соглашения к кредитным договорам. Условия кредитных договоров и дополнительных соглашений является противоречащими ФЗ «О банках и банковской деятельности», Закону РФ «О защите прав потребителей». Положение кредитных договоров сформулированы ответчиком, при заключении договоров истец не могла изменить условия предоставления кредитов, в связи с чем представитель истца просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» - по доверенности Сапрыкин Т.И. возражаю против удовлетворения заявленных истцом требований, пояснив, что Мамонтова М.А. 09 февраля 2009 года принята на работу ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен», приказом от 09 февраля 2009 года назначена на должность руководителя направления по работе с финансовыми институтами ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен». 10 ноября 2009 года, 26 ноября 2009 года истец обратилась с просьбой предоставить ей кредит. Кредит ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» выдается только работникам банка, другим лицам кредит не выдается. Истец, ознакомившись с условиями кредитных договоров, выразив согласие, подписала их, не желая изменять условия. 30 марта 2010 года между истцом и ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» заключены дополнительные соглашения по кредитный договорам, с условиями которых истец также была ознакомлена, выразив согласие, подписала дополнительные соглашения.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании кредит ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» выдавался только работникам банка. На момент заключения кредитных договоров и дополнительных соглашений истец состояла в трудовых отношениях с ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен».

Как усматривается из кредитных договоров и дополнительных соглашений, процентная ставка составляет 2/3 ставки рефинансирования, установленной Банком России. На дату подписания сторонами договора от 10 ноября 2009 года, процентная ставка составляла 6,33 процентов годовых, на дату подписания сторонами договора от 26 ноября 2009 года процентная ставка составляла 6 процентов годовых, на дату подписания дополнительных соглашений процентная ставка составляет 5,5 процентов годовых. В заключенных между сторонами кредитных договорах, дополнительных соглашениях, определен размер увеличения процентной ставки на 4 (четыре) процентных пункта, определен срок возврата кредита.

Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

Таким образом, при заключении кредитных договоров и дополнительных соглашений истец знала о наличии указанных условий, располагала полной информацией о предложенной ей услуге и приняла на себя все права и обязанности, определенные кредитными договорами и дополнительными соглашениями, выразив свое согласие, подписав кредитные договоры и дополнительные соглашения.

Довод истца о том, что положение кредитных договоров сформулированы ответчиком, и при заключении договоров истец не могла изменить условия предоставления кредитов, суд находит несостоятельным, поскольку доказательств, подтверждающих установление ответчиком каких-либо ограничений для истца в возможности формулирования ей своих условий договора и направления их в ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» для рассмотрения, истцом не представлено.

Довод истца о том, что в данных правоотношениях гражданин является экономически слабой стороной, суд находит не состоятельным, поскольку проанализировав условия заключенных договоров и дополнительных соглашений, суд считает их соответствующими принципу свободы договора, истец не была лишена права подробно ознакомиться с условиями договоров и дополнительных соглашений, а также не была лишена права отказаться от их заключения, обратившись в другую кредитную организацию.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Мамонтовой М.А. к ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» о признании недействительными условий кредитных договоров (п.п. 5.1, 5.2, 7), условий дополнительных соглашений к кредитным договорам (п.п 5,6,7) не подлежат удовлетворению.

Поскольку суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Мамонтовой М.А. к ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» о признании недействительными условий кредитных договоров, дополнительных соглашений к кредитным договорам, то в удовлетворении требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, а также судебных расходов в виде расходов на оплату юридических услуг, оформление нотариальной доверенности, должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Мамонтовой М. А. к ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен» о признании недействительными условий кредитных договоров, дополнительных соглашений к кредитным договорам, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Басманный районный суд города Москвы в течение 10 (десяти) дней.

Судья                                                                     О.А. Липкина