РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 октября 2011 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Калининой Н.П., с участием заявителя Мамаджанова И.Ф., представителя заявителя Рябининой Е.З., представителя заинтересованного лица ФМС России Габузова С.Г., представителя УФМС России по Московской области Хачатряна Т.О., при секретаре Зенгер Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3655/11 по заявлению Мамаджанова И. Ф. об оспаривании решения Федеральной Миграционной Службы России № 779 от 03 августа 2011 года, УСТАНОВИЛ: Мамаджанов И.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ФМС России № 779 от 03 августа 2011 года. В обоснование заявленных требований указал, что является гражданином Республики Узбекистан и в настоящее время у него имеются опасения подвергнуться преследованиям по религиозным мотивам в стране гражданской принадлежности. Обратившись в УФМС России по Московской области с заявлением о признании его беженцем на территории Российской Федерации, получил отказ, а решением ФМС России № 779 от 03 августа 2011 года решение УФМС по Московской области признано правомерным. Заявитель Мамаджанов И.Ф. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал. Представитель заявителя Мамаджанова И.Ф. - Рябинина Е.З. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, указав, что у Мамаджанова И.Ф. есть вполне обоснованные опасения при возвращении в Республику Узбекистан подвергнуться преследованию по религиозным мотивам, а также наличие серьезного риска применения к нему пыток в процессе этого преследования. Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным. Представитель заинтересованного лица УФМС России по Московской области Хачатрян Т.О. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку заявитель не отвечает критериям, определяющим понятие беженец, согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах». Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, приходит к выводу о том, что заявление Мамаджанова И.Ф. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Мамаджанов И.Ф., <данные изъяты> Как установлено со слов заявителя и усматривается из анкеты Мамаджанова И.Ф., поданной как лицом, ходатайствующим о признании беженцем на территории Российской Федерации, заявитель в период с 2005 года по 2010 год являлся частным предпринимателем, имел свою торговую точку на рынке. На территорию Российской Федерации заявитель прибыл поездом Ташкент-Екатеринбург 05 июля 2010 года. Пункт пропуска через Государственную границу РФ - КПП «Петухово». Далее направился в город Тюмень, где до сентября 2010 года занимался различными подработками. После того, как в городе Тюмени у него возникли трудности с трудоустройством, он переехал в город Казань, а далее - в Московскую область. 24 февраля 2011 года Мамаджанов И.Ф. обратился в УФМС по Московской области с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации. Заявитель представил паспорт гражданина Республики Узбекистан №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Министерством внутренних дел Республики Узбекистан, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеются отметки о выезде на территорию Украины в 2010 году и возвращении в Российскую Федерацию. Также представил водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании своего ходатайства о признании беженцем Мамаджанов И.Ф. указал, что в Узбекистане для него существует реальная угроза преследования со стороны властей по религиозным мотивам. В 2005 году в мечети, куда заявитель ходил с самого детства, сменился имам. Новый имам намного лучше преподавал Коран, и заявитель открыто посещал эти занятия. По прошествии полутора лет имам сказал, что больше не может преподавать чтение Корана, поскольку государство запрещает подобную деятельность. Заявитель совместно с несколькими своими знакомыми начали изучение Корана втайне на квартирах друг у друга. В июне 2010 года несколько знакомых были арестованы, также арестовывались единоверцы заявителя. Он знает, что некоторых из них приговорили к 6 годам тюремного заключения за участие и деятельность в незаконных общественных и религиозных организациях, а часть из них приговорили к 2 годам условно. Опасаясь, что его также начнут преследовать власти страны, заявитель решил покинуть Узбекистан и уехать в Россию. Иных обстоятельств в обоснование своего ходатайства о признании беженцем Мамаджанов И.Ф. не представил. При этом указал, что в Узбекистане властями страны в настоящее время не разыскивается, в инциденты физического насилия не вовлекался, уголовному преследованию не подвергался, судим не был, в политических, религиозных, общественных или военных организациях не состоял. Решением УФМС России по Московской области от 21 апреля 2011 года Мамаджанову И.Ф. было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, так как он не соответствует определению «беженец», согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах». Решением ФМС России № 779 от 03 августа 2011 года решение УФМС России по Московской области от 21 апреля 2011 года признано правомерным, Мамаджанову И.Ф. отказано в удовлетворении жалобы. На момент отказа в признании беженцем на территории Российской Федерации Мамаджанов И.Ф. был заключен под стражу и находился в ФБУ ИЗ-77/4 УФСИН России по городу Москве. Согласно постановлению и.о. Нагатинского межрайонного прокурора города Москвы от 22 августа 2011 года, Мамаджанов И.Ф.освобожден из под стражи, поскольку Генеральной прокуратурой Российской Федерации в выдаче заявителя компетентным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности отказано. Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются собранными по делу доказательствами. Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» (далее - Закон), беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Статья 2 Закона устанавливает пределы его действия. Положения Закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. В соответствии со ст. 3 Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства. Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем. Закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 2 ст. 2 Закона). Согласно п. 2 ст. 10 Закона, решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд. В соответствии с Законом, п.п. 6 п. 2 и п.п. 4 п. 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев. Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425. В силу п. 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец», согласно ст. 1 Закона. Должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Мамаджанову И.Ф., а именно: политические и религиозные убеждения, гражданство, национальная и расовая принадлежность, а также принадлежность к определенной социальной группе. ФМС России обоснованно исходила из того, что ответы заявителя на вопросы, заданные сотрудниками УФМС России по Московской области при проведении опроса, не позволяют сделать вывод о том, что он подвергается постоянным преследованиям по религиозным мотивам в стране своей гражданской принадлежности. По официальным данным в Узбекистане 80% мусульман, которые исповедуют ислам суннитского толка. В соответствии с Конституцией (ст. 31) и законодательством Республики Узбекистан все граждане страны, независимо от национальности, социальной принадлежности, вероисповедания и политических убеждений, имеют равные гражданские права и свободы. Утверждая, что власти страны хотят привлечь заявителя к уголовной ответственности за религиозные убеждения, заявитель при этом указывает, что никакой запрещенной религиозной деятельностью не занимался, в каких либо запрещенных организациях не состоял. Близкие родственники заявителя (мать, родные братья и сестры, жена, дети) в настоящее время проживают на территории Узбекистана и страну гражданской принадлежности не покидали, в связи с чем возвращение заявителя в страну исхода представляется возможным. Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования по религиозным мотивам в стране своей гражданской принадлежности заявителем не приведено. Довод Мамаджанова И.Ф. о том, что власти Узбекистана станут преследовать его по религиозным мотивам, поскольку намерены привлечь к уловной ответственности за религиозные убеждения, не является основанием для признания его беженцем на территории Российской Федерации. Узбекистан присоединился к международным договорам по правам человека, в том числе к Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Женевской Конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов; Конвенции ООН 1951 года и Протокола к ней 1967 года о статусе беженцев. Узбекистан придерживается взятых на себя международных обязательств, с 2009 года действует институт Уполномоченного по правам человека. Таким образом, Республика Узбекистан сохраняет стабильную политическую обстановку и соблюдает предусмотренные международными договорами и соглашениями права человека. В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 4 Закона лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Находясь на территории РФ в городе Екатеринбурге и городе Казани в течение нескольких месяцев, опасаясь, как утверждает заявитель, незаконного преследования со стороны узбекских властей, Мамаджанов И.Ф. за предоставлением защиты к российским властям не обратился, а занимался трудовой деятельностью без оформления соответствующего разрешения, нарушая российское законодательство о правовом положении иностранных граждан. Указанные обстоятельства заявитель объясняет незнанием того, куда необходимо было обращаться. При этом, приезжая в Россию в 2008 году на заработки, он имел разрешение на работу, следовательно, о наличии миграционной службы ему было известно, то есть он сознательно занимался трудовой деятельностью нелегально. Таким образом, сообщенные Мамаджановым И.Ф. сведения свидетельствуют об отсутствии обстоятельств, которые делали бы его опасения стать жертвой преследования в Узбекистане по религиозным мотивам обоснованными. Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45). Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства). Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад ( п. 42 Руководства). Этим требованиям предоставленные заявителем сведения не соответствуют. Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя в стране исхода. Проанализировав представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС № 779 от 03 августа 2011 года, которым решение Управления ФМС по Московской области от 21 апреля 2011 года об отказе в признании Мамаджанова И.Ф. беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, соответствует ФЗ «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано. Таким образом, Мамаджанову И.Ф. было обоснованно отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец», согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах», и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину заявитель может быть подвергнут негуманному обращению. При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Мамаджанова И.Ф. надлежит отказать в связи с их необоснованностью. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Мамаджанова И. Ф. об оспаривании решения Федеральной Миграционной Службы России № 779 от 03 августа 2011 года отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд путем подачи кассационной жалобы через Басманный районный суд города Москвы в течение 10 (десяти) дней. Судья Н.П. Калинина