об оспаривании решения ФМС России



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     14 октября 2011 года                                                                     город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе

председательствующего судьи Калининой Н.П.,

с участием заявителя Касымахунова Ю.С., представителя заявителя Рябининой Е.З., представителя заинтересованного лица ФМС России Габузова С.Г.,

при секретаре Зенгер Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3378/11 по заявлению Касымахунова Ю. С. об оспаривании решения Федеральной Миграционной Службы России № 776 от 01 августа 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Касымахунов Ю.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ФМС России № 776 от 01 августа 2011 года.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является гражданином Республики Узбекистан и в настоящее время у него имеются опасения подвергнуться политическому преследованию по религиозным мотивам в стране гражданской принадлежности, поскольку он являлся членом исламской международной политической партии «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами» («Исламская партия освобождения»). Находясь в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, в связи с отбыванием наказания за совершенное на территории Российской Федерации преступление, обратился в УФМС России по Мурманской области с заявлением о признании его беженцем на территории Российской Федерации, однако получил отказ в рассмотрении указанного ходатайства по существу, а решением ФМС России № 776 от 01 августа 2011 года, которое заявитель считает незаконным и необоснованным, решение УФМС по Мурманской области признано правомерным.

Заявитель Касымахунов Ю.С. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.

Представитель заявителя Касымахунова Ю.С. - Рябинина Е.З. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, указав, что оспариваемое решение ФМС России является незаконным, противоречащим как национальному законодательству Российской Федерации, так и ратифицированным Россией международным договорам, в том числе Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев».

Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, приходит к выводу о том, что заявление Касымахунова Ю.С. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Касымахунов Ю.С., <данные изъяты>

Как установлено со слов заявителя и усматривается из анкеты Касымахунова Ю.С., поданной как лицом, ходатайствующим о признании беженцем на территории Российской Федерации, заявитель в период времени с 1993 года по 1995 год осуществлял трудовую деятельность в качестве ответственного секретаря Общества охраны памятников истории и культуры Узбекистана. В июне 1995 года прибыл на территорию Российской Федерации самолетом Андижан-Москва в аэропорт «<данные изъяты>», с июня 1995 года по январь 2004 года занимался предпринимательской деятельностью.

11 марта 2004 года Генеральная прокуратура Республики Узбекистан обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с запросом о выдаче Касымахунова Ю.С., обвиняемого в Узбекистане в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 (посягательство на конституционный строй) и ч. 1 ст. 242 (организация преступного сообщества) УК Республики Узбекистан.

Как следует из постановления об избрании меры пресечения, объявлении розыска в отношении Касымахунова Ю.С. и его этапировании, вынесенного 15 декабря 1999 года, заявитель, находясь на территории Республики Узбекистан до ноября 1999 года, осуществлял деятельность в качестве активного члена религиозной экстремистской сепаратистской организации «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами».

В Российской Федерации Касымахунов Ю.С. также приступил к осуществлению скрытой антироссийской антиконституционной деятельности в виде создания отдельных самостоятельных подразделений ячеек партии - «халки», действующих в интересах вышеуказанной преступной организации.

14 февраля 2003 года Верховный суд Российской Федерации принял решение о признании «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами» террористической организацией и запрещении ее деятельности на территории Российской Федерации.

В удовлетворении запроса о выдаче властям Узбекистана Касымахунова Ю.С. было отказано, поскольку он отбывал наказание за преступления, совершенные им на территории Российской Федерации

Приговором Московского городского суда от 11 ноября 2004 года Касымахунов Ю.С. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205-1, ч. 1 ст. 210, ч. 3 ст. 327 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет без штрафа с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением Удорского районного суда Республики Коми от 02 мая 2007 года указанный приговор Московского городского суда изменен: исключено осуждение по эпизоду склонения лица к участию в деятельности террористической организации по ч. 1 ст. 205-1 УК РФ, в связи с чем постановлено считать Касымахунова Ю.С. осужденным по ч. 1 ст. 210, ч. 3 ст. 327 УК РФ к наказанию в виде 7 лет 4 месяцев лишения свободы без штрафа с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

04 мая 2009 года Генеральная прокуратура Республики Узбекистан просила вернуться к рассмотрению вопроса о выдаче Касымахунова Ю.С. в связи с возможностью его условно-досрочного освобождения.

После отбытия наказания в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Касымахунов Ю.С. был переведен в июне 2011 года в ФБУ ИЗ-51/1 УФСИН России по Мурманской области до решения вопроса о его экстрадиции в Узбекистан.

Находясь в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, Касымахунов Ю.С. 10 мая 2011 года письменно обратился в УФМС России по Мурманской области с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что покинул Республику Узбекистан в связи с опасениями политического преследования со стороны властей по религиозным мотивам, так как он был членом исламской международной политической партии «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами».

Решением УФМС России по Мурманской области от 03 июня 2011 года Касымахунову Ю.С. было отказано в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу на основании положений ст.ст. 2, 5 ФЗ «О беженцах».

Решением ФМС России № 776 от 01 августа 2011 года решение УФМС России по Мурманской области от 03 июня 2011 года признано правомерным, Касымахунову Ю.С. отказано в удовлетворении жалобы.

Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Согласно п. 2 ст. 10 ФЗ «О беженцах», решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

В соответствии с ФЗ «О беженцах», п.п. 6 п. 2 и п.п. 4 п. 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.

Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ «О беженцах», основаниями для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу являются следующие обстоятельства:

1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;

3) если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;

4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по обстоятельствам, предусмотренным п.п. 1 п. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона;

5) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;

6) если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным п.п. 1 п. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;

7) если лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном п.п. 3 п. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона;

8) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;

9) если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

10) если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

ФМС России обоснованно исходила из официальной информации, представленной в отношении террористической организации «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами», которая в силу политической и экстремистской направленности своей деятельности может представлять угрозу национальной безопасности любой из стран, на территории которой она находится, а также того, что заявитель Касымахунов Ю.С. осужден приговором Московского городского суда от 11 ноября 2004 года за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 210, ч. 3 ст. 327 УК РФ, совершенные на территории Российской Федерации.

Кроме того, имеются серьезные опасения полагать, что Касымахунов Ю.С. совершил на территории Республики Узбекистан тяжкие преступления до того, как он оказался на территории Российской Федерации, то есть покинул государство своей гражданской принадлежности не по обстоятельствам, предусмотренным п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах», и не желает возвращаться из опасения понести в соответствии с законодательством Узбекистана наказание.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

С ходатайством о признании беженцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Касымахунов Ю.С. не обращался.

При этом близкие родственники заявителя в настоящее время проживают на территории Узбекистана и страну гражданской принадлежности не покидали, в связи с чем возвращение заявителя в страну исхода представляется возможным.

Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования со стороны властей Республики Узбекистан заявителем не приведено.

Таким образом, наличие политических убеждений, отличных от тех, которые разделяются правительством Узбекистана, и которые имеются у Касымахунова Ю.С., сами по себе не являются основанием для признания его беженцем на территории Российской Федерации.

Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы Российской Федерации, суду не представлено.

Проанализировав представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС России № 776 от 01 августа 2011 года, которым решение Управления ФМС по Мурманской области от 03 июня 2011 года об отказе в рассмотрении ходатайства Касымахунова Ю.С. о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу признано правомерным, соответствует положениям п.п. 1, 6, 7 п. 1 ст. 5 ФЗ «О беженцах», а также принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.

Таким образом, Касымахунову Ю.С. было обоснованно отказано в рассмотрении его ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Касымахунова Ю.С. об оспаривании решения ФМС России № 776 от 01 августа 2011 года должно быть отказано, в связи с их необоснованностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Касымахунова Ю. С. об оспаривании решения Федеральной миграционной службы России № 776 от 01 августа 2011 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд путем подачи кассационной жалобы через Басманный районный суд города Москвы в течение 10 (десяти) дней.

Судья                                                                                              Н.П. Калинина