О восстановлении права на получение пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2011 года                                                            город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Скуридиной И.А., с участием представителя истца Гусевой Г.Д., представителя ответчика ГУ Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области Щербакова Г.Г., при секретаре Кукине А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2640/11 по иску Шевцова Ф. В. к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области о восстановлении нарушенного права на получение пенсии по случаю потери кормильца с 25 августа 2009 года, обязании возобновить выплату пенсии по случаю потери кормильца с 25 августа 2009г.,

УСТАНОВИЛ:

Шевцов Ф.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР № 10) о восстановлении нарушенного права на получение пенсии по случаю потери кормильца с 25 августа 2009 года, обязании возобновить выплату пенсии по случаю потери кормильца с момента ее отмены с 25 августа 2009г.

В обоснование своих требований истец указал, что он являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца после смерти отца ФИО4 с 13 мая 2005 года по 25 августа 2009 года. С 25 августа 2009 года выплата пенсии ему была прекращена, т.к. он достиг совершеннолетия. После окончания школы он поступил в 2008 года на 1 курс факультета французского языка в <данные изъяты> в Тунисакой Республике на очную форму обучения. В августе 2009 года он прекратил обучение в данном институте и поступил 09 августа 2009 года на 1 курс дневного отделения в <данные изъяты>. Истец указал, что Пенсионный фонд незаконно отказал в возобновлении выплаты данной пенсии, поскольку на основании действующей до 01 января 2010 года редакции п.п.1 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 года № 213 ФЗ «О трудовых пенсия» пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы. Новая редакции данной статьи, указывающая на выплату данной пенсии обучающимся в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами РФ, при наличии направления на обучение в соответствии с международными договорами РФ, не может быть применена, поскольку данная редакция не распространяется на отношения, возникшие до введение ее в действие. Истец указывает, что лишение его права на получение пенсии, означает установление необоснованных различий в приобретении прав на получение пенсии лицами, относящихся к одной категории, исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение, что нарушает конституционный принцип равенства.

Истец просит обязать Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области восстановить его право на получение пенсии по случаю потери кормильца с 25 августа 2009 года, обязать возобновить выплату пенсии по случаю потери кормильца с момента отмены с 25 августа 2009г.

Истец Шевцов Ф.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, доверил представлять свои интересы представителю.

Представитель истца Гусева Г.Д. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ -ГУ ПФР № 10 Щербаков Г.Г. в судебное заседание явился, иск не признал по основаниям, изложенным в ответе на обращение Шевцова Ф.В. от 11.02.2011 г. (л.д. 29-31) и отзыве на иск (л.д. 39-41).

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования Шевцова Ф.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона в редакции от 24.07.2009 года и вступившей в силу с 01 января 2010 года - нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Как следует из п.п. 1 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона в редакциях действующих до 01 января 2010 года - нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

В судебном заседании установлено, что с 13 мая 2005года по 25 августа 2009 года Шевцов Ф.В. являлся получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Выплата пенсии была прекращена с 25 августа 2009 года в связи с достижением Шевцовым Ф.В. возраста 18 лет.

Как следует из свидетельства о зачислении, выданном Управлением профессионального образование <данные изъяты>, Шевцов Ф.В. 09 августа 2009 года был зачислен в <данные изъяты> на 1 курс по специальности «организация ресторанного дела» (л.д. 33), где согласно свидетельству о регистрации от 18 мая 2011 года (л.д. 43-44) обучается с 22 сентября 2009 года по настоящее время.

Указанные фактические обстоятельства дела не оспаривались сторонами в судебном заседании и подтверждаются вышеперечисленными материалами дела.

          В судебном заседании представитель истца Гусева Г.Д., доводы изложенные в иске поддержала, просила требования истца удовлетворить, пояснив, что Шевцов Ф.В. обучается в высшем учебном заведении в Тунисской Республике с августа 2009 года, соответственно к данным отношениям не может быть применена редакции п.п. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующая с 01 января 2010 года. Кроме того с 01 января 2010 года данный вид пенсии истцу должен выплачиваться, поскольку право на пенсию по случаю потери кормильца возникло у Шевцова Ф.В. до введения в действие новой редакции закона ограничивающей его права. Представитель истца указал, что на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. № 18-П обучающийся имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации. Указание ответчика на то, что данное постановление распространяется на нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца - военнослужащего, представитель истца считает неверным, поскольку в данном случае нарушается принцип равенства между нетрудоспособными членами семьи умершего на получение пенсии по случаю потери кормильца.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - ГУ ПФ РФ № 10 по г. Москве и Московской области Щербаков Г.Г. возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" под международными договорами понимаются межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера. Межгосударственными договорами являются договоры, заключаемые с иностранными государствами, а также международными организациями от имени Российской Федерации, межправительственные договоры заключаются от имени Правительства РФ, а договоры межведомственного характера - от имени федеральных органов исполнительной власти. В случае, когда гражданин после достижения 18 лет обучается в иностранных учебных заведениях самостоятельно, т.е. без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации со стороны российского учебного заведения, право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца отсутствует. Данное положение действовало и до 01 января 2010 года. Положение пп.. 1 п. 2 ст. 9 закона в части признания нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца детей умершего кормильца, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, основано на законодательстве РФ об образовании и, следовательно, применяется в отношении российских учебных заведений. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. № 18-П сказано: п. 1.2. Пенсионное обеспечение членов семей умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Соответственно, подпункт 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющей условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца и круг лиц, имеющих право на такую пенсию, на указанную категорию граждан, к числу которых относится и истец, не распространяется.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Оценив представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на 25.08.2009 г. пп. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях", которым предусмотрено право детей получать пенсию по случаю потери кормильца до совершеннолетия, а в случае, если они обучаются по очной форме - до 23 лет, не имел ограничений в получении пенсии детьми, обучающимися в иностранных образовательных учреждениях, вплоть до 01.01.2010 г.

Таким образом, отказ истцу в возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца с 25 августа 2009 г. и вплоть до 31.12.2009 г. нельзя признать законным, так как действующее пенсионное законодательство не содержало ограничений относительно иностранных образовательных учреждений, следовательно, и основания для отказа в возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца истцу отсутствовали. Довод представителя ответчика о том, что обучающие в иностранных учебных заведениях имели право на получение пенсии по случаю потери кормильца, только в случае их направления на учебу в соответствии с международными договорами и до 01.01.2010 года, т.к. право на данный вид пенсии закреплен законодательством Российской Федерации, суд считает несостоятельным, поскольку данное утверждение не основано на законе.

При этом, внесение изменений в п.п. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в части дополнения после слов "независимо от их организационно-правовой формы" словами "в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации" с 01.01.2010 года не может повлечь прекращения выплаты истицу пенсии и после - 01.01.2010 г., поскольку право на данный вид пенсии истец имел и до вступления в силу новой редакции, а также законодательство Российской Федерации в области образования не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями.

В силу п. 3 ст. 57 Закона РФ "Об образовании" обучение граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях осуществляется по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Что не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные учреждения и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования.

В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым обязать ГУ - ГУ ПФ РФ № 10 по г. Москве и Московской области возобновить истцу выплату пенсии по случаю потери кормильца с 25 августа 2009 года с учетом последующих ее перерасчетов в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области возобновить Шевцову Ф. В. выплату пенсии по случаю потери кормильца с момента отмены с 25 августа 2009 года с учетом последующих ее перерасчетов в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Кассационная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья                                                                                  Скуридина И.А.